Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Наше предприятие (муниципальное) планирует взять кредит через электронный аукцион. Имеем ли мы право взять кредит под залог имущества и прописать это в контракте?

Ответ

Как прописать в контракте, рассчитать и взыскать штрафы и пени при закупках по 44-ФЗ

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает установление обеспечения обязательств Заказчика по исполнению контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) могут требовать от Заказчика выплаты неустойки за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.

Таким образом, Заказчик не вправе устанавливать в документации способ обеспечения исполнения им контракта.

Случаи установления требования обеспечения исполнения контракта

Согласно части 1 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом обязан установить требование обеспечения исполнения контракта.

При этом в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки:

  • путем проведения запросов котировок в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 Закона № 44-ФЗ , если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 руб.;
  • путем проведения запросов предложений в случаях, предусмотренных пунктами 2 , 3 , 7 , 9 , 10 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ ;
  • путем осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанными пунктами, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ .

Положения Закона № 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

  • заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
  • осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
  • заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Размер обеспечения исполнения контракта

От 5 до 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб. — от 10 до 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 процентов и выше по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 1,5 процента от обеспечения по извещению (ст. 37 ), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса):

  • если НМЦК более 15 млн руб. и участник предложил цену контракта на 25 процентов и более ниже НМЦК – контракт может быть заключен с таким участником после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза указанный в документации размер обеспечения исполнения контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
  • если НМЦК менее 15 млн руб. и участник предложил цену контракта на 25 процентов и более ниже НМЦК – контракт может быть заключен с таким участником после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза указанный в документации размер обеспечения исполнения контракта, или информации, подтверждающей добросовестность участника.

Способы обеспечения исполнения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться следующими способами:

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банками, включенными в предусмотренный статьи 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, оформленной в соответствии с положениями статьи 45 Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» (при этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц);
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет (на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством России учитываются операции со средствами, поступающими заказчику).

Участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно определяет способ обеспечения исполнения контракта. При этом контракт заключается после предоставления указанным участником закупки соответствующего обеспечения.

Если участник не предоставляет обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В ходе исполнения контракта поставщик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Особенности обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» .

Во всех ли процедурах заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта?

В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено

Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других — только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.

По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации . По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.

Нужно ли обеспечение контракта по 44-ФЗ

В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта.
При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Электронный аукцион и конкурс

Заказчик в извещении на аукцион или конкурс обязан установить требование обеспечения исполнения контракта согласно п.1 ст.96. Аналогичное требование предусмотрено для закрытых процедур.

Запрос котировок

При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений

В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.

Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:

  1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
  2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011.
    • Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
    • Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
    • Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
    • Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.
    Читайте также:  Прошу вас подтвердить заказ

    У единственного поставщика

    При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

    Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

    При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

    Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

    • закупки у естественных монополий (п.1),
    • у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
    • контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
    • закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
    • выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
    • контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
    • закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
    • закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
    • поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
    • закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
    • произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
    • закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
    • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
    • направление работника в служебную командировку (п.26)
    • закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
    • заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
    • аренда помещений на территории других государств (п.32),
    • контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
    • закупки для органов внешней разведки (п.40),
    • закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
    • заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
    • закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
    • услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
    • закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
    • и другие.

    Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

    Право устанавливать обеспечение по Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 №182 («Антикризисное Постановление»)

    Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.

    1. наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
    2. проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
    3. участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
    4. при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) — применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
    5. для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).

    Обеспечение контракта для СМП в 2016 году

    Текущее Постановление от 11 марта 2016 № 182 действует до 1 января 2017 года (ч.2 ст.3 390-ФЗ). Оно почти полностью повторяет Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 199: из списка исключили торги, участниками которых являются только СМП (субъекты малого предпринимательства) и по ним предусмотрен аванс.

    То есть в 2016 году для тендеров с участием только СМП или СОНО, где установлен аванс, обеспечение контракта обязательно; если аванс по таким контрактам не предусмотрен, заказчик имеет право не устанавливать требования об обеспечении контракта.

    Требуется ли обеспечение исполнения для бюджетных учреждений

    В п.3 ч.8 статьи 96 44-ФЗ прописано положение, в силу которого бюджетное учреждение освобождается от обеспечения контракта в случае заключения контракта, предметом которого является банковская гарантия.

    Государственные и муниципальные казенные учреждения

    Если участник закупки – казенное учреждение, обеспечение по контракту для него не требуется. И поэтому требования в контракте об обеспечении такие учреждения могут игнорировать в силу п.1 ч.8 статьи 96 44-ФЗ.

    ГУП и МУП

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), если они выступают в качестве участников, обязаны вносить обеспечение на общих основаниях. Подобных норм, как в случае с казенным учреждениями, для них не предусмотрено

    Обязательность обеспечения для других видов контрактов

    Согласно п.2 ч.8 статьи 96 44-ФЗ обеспечение не требуется, если предметом контракта является предоставление кредита.

    Также Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в части 4 статьи 5 устанавливает необязательность обеспечения исполнения в договорах на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%.

    Как не платить обеспечение контракта увеличенное в 1.5 раза

    Если предложенная цена контракта при проведении аукциона или конкурса ниже 25% от НМЦК, участник в силу ч.2 ст.37 Закона №44-ФЗ обязан уплатить / предоставить увеличенное в 1.5 раза обеспечение. Однако там же содержится норма, позволяющая не предоставлять увеличенное обеспечение, если поставщик подтвердит свою добропорядочность. Условия подтверждения описаны в ч.3 ст.37.

    Нужно ли обеспечение контракта по 223-ФЗ

    При проведении закупки по 223-ФЗ заказчик в силу Постановления от 11 декабря 2014 года №1352 самостоятельно устанавливает требование об обеспечении контракта. Участник в случае если требование в документации о закупке прописано выбирает способ обеспечения сам: внесение денежными средствами, банковскую гарантию по 223-ФЗ или иным способом, предусмотренным в документации.

    Читайте также:  Как зарегистрировать реконструкцию дома по дачной амнистии

    Наиболее эффективный способ обеспечения исполнения контракта — банковская гарантия. При участии в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ или в коммерческих контрактах, где требуется обеспечение исполнения, обратитесь в Госгарант за банковской гарантией.

    Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В прошлой своей статье я подробно разобрал вопрос связанный с обеспечением заявки при участии в торгах, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Сегодня же речь пойдет об обеспечении исполнения контракта. Этот инструмент также служит защитой от недобросовестных поставщиков и является для Заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту. Как правило, обеспечение исполнения контракта возвращается победителю только после выполнения им всех обязательств по контракту. Обо всех нюансах использования данного инструмента мы подробно и поговорим далее в этой статье. (Примечание: настоящая статья актуализирована 26.07.2019 г.).

    Содержание:

    1. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

    Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются Заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба Заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

    Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

    Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений, запрос предложений в электронной форме и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок Заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

    Контракт с победителем заключается только после предоставления Заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил Заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

    1.1 Формы обеспечения исполнения контракта

    Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.

    Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО .

    Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет Заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов Заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным Заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет Заказчика до дня подписания контракта.

    Если в качестве ОИК победитель предоставляет Заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст.95 44-ФЗ . О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.

    У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет Заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

    1.2 Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

    Согласно ч. 7 ст. 96 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) ВПРАВЕ изменить способ ОИК и (или) предоставить Заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое ОИК, размер которого МОЖЕТ БЫТЬ уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7.2 и ч. 7.3 ст.96 44-ФЗ.

    Во-первых , для того, чтобы воспользоваться данным правом, контрактом должны быть предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

    Во-вторых , Заказчик должен разместить в реестре контрактов, предусмотренном ст. 103 44-ФЗ, информацию об исполнении поставщиком обязательств по контракту и стоимости исполненных им обязательств.

    В-третьих , уменьшение размера ОИК осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в соответствии с 44-ФЗ, а также приемки Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

    При этом сам алгоритм уменьшения ОИК выглядит следующим образом.

    Шаг 1. Заказчик размещает в реестре контрактов информацию об исполнении поставщиком обязательств по контракту и размер исполненных им обязательств.

    Шаг 2. Поставщик направляет Заказчику заявление об уменьшении ОИК ( Примечание: это актуально, когда обеспечение осуществлялось с помощью денежных средств). Если же в качестве обеспечения поставщик предоставил БГ, то Заказчик может потребовать оплату по этой гарантии в уменьшенном размере, пропорционально стоимости исполненных поставщиком обязательств.

    Шаг 3. Заказчик уменьшает размер ОИК пропорционально стоимости исполненных поставщиком обязательств и возвращает ему часть денежных средств в срок, установленный ч. 27 ст. 34 44-ФЗ ( Примечание: если закупка проводилась на общих основаниях, то срок возврата составляет 30 дней, а если закупка проводилась среди СМП и СОНКО, то 15 дней).

    Важно: Уменьшение ОИК не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

    Теперь давайте поговорим об изменении способа ОИК. Например, если победителю в установленный для подписания контракта срок не удалось подготовить БГ, то можно сначала внести на счет Заказчика денежные средства, а затем заменить данное обеспечение исполнения контракта на банковскую гарантию.

    Многие поставщики задаются вопросом о возможности предоставления Заказчику комбинированного обеспечения исполнения контракта. То есть это ситуация, когда часть обеспечения предоставляется в форме денежных средств, а часть в форме банковской гарантии, либо обеспечение предоставляется в форме нескольких гарантий от разных банков. Ответ на этот вопрос однозначный — предоставление комбинированного обеспечения исполнения контракта не допускается. Кроме того, положениями 44-ФЗ не закреплена возможность третьего лица предоставлять ОИК вместо победителя. С более развернутым ответом на этот вопрос можно ознакомиться здесь — www.garant.ru/consult/gpurchase/561772 .

    1.3 Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

    Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК , указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

    В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей , Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК , но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

    В случае, если аванс превышает 30% НМЦК , размер ОИК устанавливается в размере аванса .

    В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры) + ОИК, указанное в документации. Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь.

    Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

    Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить Заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). То есть, как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

    Читайте также:  Как пользоваться номинальным счетом

    Обеспечение исполнения контракта для СМП и СОНКО

    В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ размер ОИК устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Что это значит? Это значит, что если Заказчик проводит закупку только среди СМП и СОНКО, то размер ОИК устанавливается не от НМЦК, а от цены предложенной победителем, по которой этот контракт заключается.

    1.4 Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта

    Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений ст.37 44-ФЗ, не применяются в случае:

    1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;

    2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

    3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

    1.5 Проверка необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта

    С 01.07.2019 года в ст. 96 произошли важные изменения. Так согласно ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ ( Примечание: это закупки среди СМП и СОНКО), ОСВОБОЖДАЕТСЯ от предоставления ОИК, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных Заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3-х контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) . При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

    Таким образом, если у участника есть за последнее 3-и года до даты подачи заявки 3-и исполненных контракта, сумарно равных или превышающих НМЦК закупки и по которым не было неустоек, то участник может не предоставлять Заказчику обеспечение исполнения контракта. Участник просто предоставляет Заказчику информацию об исполненных контрактах до заключения такого контракта.

    Итак, резюмируем требования к контрактам:

    1. Количество контрактов — 3 шт.;
    2. Сведения о контрактах находятся в реестре ЕИС;
    3. Контракты имеют статус “Исполнение завершено”;
    4. Контракты исполнены в течение последних 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке;
    5. Контракты исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней);
    6. Сумма цен 3-х контрактов должна быть не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (текущая закупка, в которой участник признан победителем).

    Для того, чтобы участникам было легче проводить проверку необходимости предоставления ОИК на сайте progarantii.ru появился отличный инструмент — //progarantii.ru/proverka-obespecheniya/.

    Вы просто заходите на сайт, вводите в указанные поля Ваш ИНН и реестровый номер закупки с сайта ЕИС и нажимаете по кнопке «Проверить».

    После этого система в автоматическом режиме проводит поиск исполненных Вами контрактов на сайте ЕИС, суммирует их и сравнивает с НМЦК той закупки, номер которой Вы указали. И ниже отображает результаты такого анализа.

    Как видно из результатов проверки сумма исполненных контрактов превышает НМЦК закупки, поэтому обеспечение не требуется. Теперь участнику достаточно скопировать номера этих контрактов и предоставить информацию Заказчику до подписания контракта.

    Переходите на сайт и пользуйтесь на здоровье.

    1.6 Сроки возврата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ

    Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ.

    Так в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ сказано, что в контракт включается ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие о сроках возврата Заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма ОИК применяется поставщиком, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера ОИК в соответствии с ч. 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 44-ФЗ.

    При этом срок возврата Заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать 30-ть дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления Заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 44-ФЗ ( Примечание: это закупки среди СМП и СОНКО), такой срок не должен превышать 15-ть дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

    Таким образом, срок возврата ОИК четко определен законом. Если срок Заказчиком не был установлен или он отличается от тех сроков, что указаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ, то Вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.

    В том случае, если обязательства по контракту Вами исполнены, а Заказчик в установленные сроки не вернул ОИК, то необходимо направить Заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

    1.7 Образец письма на возврат обеспечения исполнения контракта

    Как мы с Вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда Заказчик эти сроки нарушает. В таком случае Вам нужно направить в адрес Заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма Вы можете скачать здесь.

    1.8 Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

    Если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту, то Заказчик может инициировать расторжение контракта, как в одностороннем, так и в судебном порядке. В таком случае обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Деньги перечисляются в соответствующий бюджет. Если же в качестве ОИК была предоставлена банковская гарантия, то банк выплачивает Заказчику установленную сумму, а уже затем взыскивает эту сумму с поставщика. Помимо этого сведения об участнике, с которым контракт расторгается в одностороннем порядке или по решению суда, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

    Есть еще несколько вопросов, которые волнуют, как Заказчиков, так и поставщиков. Вот эти вопросы:

    • Обязан ли Заказчик возвращать поставщику его денежные средства, находящиеся в залоге для обеспечения исполнения контракта, в случае нарушения поставщиком сроков поставки?
    • Может ли Заказчик удержать сумму переданных ему в залог денежных средств в счет суммы пени (штрафа, неустойки)?

    На эти вопросы дан подробный развернутый ответ на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ — www.garant.ru/consult/gpurchase/541317 .

    Резюмируя этот ответ, можно сказать следующее. Удержание Заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между Заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного. Такое соглашение может быть заключено в любое время (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

    Информация для Заказчиков: правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта подробно описаны здесь — www.klerk.ru/buh/articles/419998 .

    2. Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

    Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый Заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни Заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего, в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливаются денежный залог, перечисляемый на счет Заказчика и банковская гарантия.

    В Постановлении Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 года установлены преференции для СМП, участвующих в закупках по 223-ФЗ. Согласно данного Постановления для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по 223-ФЗ, ОИК не может превышать 5% от НМЦК (при этом если контрактом предусмотрен аванс, размер ОИК не должен быть больше суммы аванса).

    На этом моя статья подошла к концу. До встречи в новых выпусках!

    Ссылка на основную публикацию
    Загранпаспорт казань сроки изготовления цена 2018
    Получение загранпаспорта невозможно без предварительной оплаты государственной пошлины за изготовление документа. Согласно действующего законодательство россияне могут получать загранпаспорта 2 видов:...
    Дошло ли письмо до адресата почта россии
    Здравствуй, наш Любимый ❤ Пользователь! ✅ Данная страница нашего сайта предназначена для отслеживания писем Почты России. ➤ Отследить письмо на...
    Дтп наезд на велосипедиста
    Ну что наконец-то закончился процесс по делу с велосипедистом. ДТП произошло 11.08.2012. Расскажу подробно, может кому пригодится мой опыт. Вот...
    Загранпаспорт по месту временной регистрации
    Очень часто встречаются случаи, когда место прописки не совпадает с адресом проживания. Поэтому, некоторые думают, что могут возникнуть трудности с...
    Adblock detector