Установление и изменение целевого назначения земель

Установление и изменение целевого назначения земель

В отношении каждого земельного участка существует разделение по категориям и разрешенным видам пользования. Установление данных категорий и видов позволяет рационально использовать землю, как уникальный природный ресурс, а также обеспечивать сохранение ее качественных характеристик при условии соблюдения разрешенного вида пользования.

Понятие целевого назначения участка земли

Под целевым назначением российское законодательство понимает определение правового статуса земли для разрешения или запрета осуществления на ней определенных видов деятельности. Категории и виды разрешенного пользования установлены Земельным кодексом РФ, а особенности реализации такого разделения на практике регулируются федеральными законами и подзаконными актами.

В настоящее время отечественная правовая система содержит разделение земель по целевому назначению следующих категорий:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли населенных пунктов;
  • Земли специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта и т.д.);
  • Земли особо охраняемых природных территорий;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли водного фонда;
  • Земли запаса.

Каждой категории земли соответствуют конкретные виды разрешенного пользования и запреты на осуществление определенной деятельности. Понятие конкретной категории земли определяет перечень видов разрешенного пользования, поэтому изменение назначения участка (вида разрешенного использования) может происходить двумя способами:

  • С переводом участка из одной категории в другую;
  • Без перевода участка в другую категорию.

Юридическое значение установление видов разрешенного пользования

Так как категория земли определяет перечень доступных и разрешенных видов деятельности, законодательное закрепление видов пользовании землей способствует рациональному и эффективному использованию этого уникального природного ресурса. Правообладатель участка земли обязан соблюдать установленные разрешенные виды пользования.

Нарушение правил разрешенного пользования землей влечет привлечение к ответственности в соответствие с законодательством с возмещением вреда, причиненного таким использованием. В ряде случаев нарушение разрешенного вида пользования землей может привести к изъятию участка из правообладания субъекта.

Процедура изменения назначения земельного участка

Изменение назначения участка (вида разрешенного использования) может происходить двумя способами:

  • С переводом участка из одной категории в другую;
  • Без перевода участка в другую категорию.

В случае перевода в другую категорию участок может получить любой вид разрешенного использования. При изменении категории земли меняется и перечень разрешенных видов пользования.

В случае, если изменение назначения участка земли не сопровождается изменением категории земель, виды разрешенного использования могут меняться только в пределах той же самой категории. При этом виды пользования изменяются в соответствие со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений (округов и населенных пунктов), градостроительными регламентами.

Кто принимает итоговое решение об изменении целевого назначения земли?

Заявление об изменении вида разрешенного пользования направляется в орган местного самоуправления, который обязан провести публичные слушания по данному вопросу с участием граждан, проживающих в пределах территориальных зон, где расположен данный участок. Публичные слушания проводятся на основании федерального законодательства и местных нормативно-правовых актов муниципального образования.

С учетом предложений и замечаний, полученных по итогам проведения публичных слушаний, глава муниципального образования принимает решение об изменении вида разрешенного пользования участка либо об отказе в удовлетворении заявления.

Целевое назначение земельного участка изменить можно, если в этом есть необходимость, и эта конкретная территория не входит в список тех, которые можно использовать только для определенной деятельности. Если не провести процесс изменения назначения перед использованием земли, можно понести ответственность за нарушение законодательства.

Можно ли поменять назначение земельного участка?

Назначение земли обусловливается классом, к которому принадлежит участок. Сведения об этом введены в концепцию кадастровых списков, наравне с данными о местоположении, количестве собственников и других характеристиках, внесенных в реестр. На основании этих данных участку присваивается определенная категория назначения.

Назначение сменить можно, для этого есть разные варианты:

  • Изменение разрешения. Происходит в рамках одной категории. Например, участок имеет назначение «овощеводство», а владелец захотел разводить скот, и ему нужны земли под пастбища. В данном случае меняется разрешение, но сама категория (сельскохозяйственное назначение земли) не меняется. Читайте также – изменение вида разрешенного использования земельного участка.
  • Изменение категории. Когда владелец земли, назначение которой – «садоводство и огородничество» решил построить гостиничный комплекс, необходимо собирать бумаги на смену категории назначения территории.

В зависимости от того, в чьем ведомстве находится земля, решение принимается на разном уровне.

После подачи заявления состоится слушание, на котором и будет решен вопрос о смене назначения площади. Ответ собрания может быть, как положительным, так и отрицательным, все зависит от того, насколько убедительны аргументы владельца.

Случаи, когда могут отказать

Отказ всегда обосновывается вескими доводами:

  • Нет достаточной аргументации запроса.
  • Собраны не все документы, не проведен ряд согласований.
  • Запрет на смену назначения по региональным или федеральным законам.
  • Земли уникальные и могут быть использованы только в одной определённой сфере.
  • Неправильно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы.
  • Перевод земли в лесной фонд Российской Федерации.

Не во всех случаях отказ категоричен. Если причина, по которой запрос отклонён, состоит в пакете документов, есть возможность собрать недостающие бумаги, оформить их правильно и обратиться с заявлением повторно.

Порядок изменения целевого назначения земельного участка

Процедура изменения назначения участка состоит из следующих шагов:

  • Собрать необходимые бумаги.
  • Написать заявление и подать его с пакетом документов в администрацию для назначения даты слушания.
  • Проведение слушания (как правило – в течение 5-ти дней после подачи запроса).

В видеоролике профессиональный адвокат рассказывает о процедуре изменения назначения земельного участка:

Какие документы нужно собрать

В список нужных бумаг входит:

  • паспорт;
  • кадастровый документ на надел;
  • документ, подтверждающий право собственности;
  • выписка из Единого ГосРосреестра потребителей.

Выписка требуется не всегда, но во избежание недоразумений и откладывания слушания лучше приготовить её заранее.

Заполнение заявления

Заявление пишется на имя главы администрации населенного пункта или района. Желательно подать его лично, но при отсутствии такой возможности не запрещается и отправка по почте заказным или ценным письмом.

Читайте также:  Получение водительского удостоверения по истечении срока действия

В правом верхнем углу заявления пишется должность, фамилия и инициалы лица, которому подается заявление. Далее – ваши фамилия, имя и отчество без сокращений (перед фамилией не пишется предлог «от»). Далее указывается адрес проживания, паспортные данные и номер телефона.

В самом содержании указывается назначение земельного участка и обоснование причин, по которым владелец хочет его изменить. Аргументация должна излагаться в деловом виде, без излишних фраз, с использованием юридических терминов. При затруднениях не лишним будет обратиться к юристу.

В конце ставится дата и подпись, а также прописывается список прилагаемых документов.

Сроки и стоимость

Если собрание приняло положительное решение, которого иногда приходится ждать 1,5 месяца, следует зарегистрировать новое назначение участка. Пока не выполнена регистрация, изменение категории не вступит в силу.

Регистрация нового назначения проходит в организации учета кадастра населенного пункта. С собой нужно иметь разрешение, новое заявление и те же документы, которые подавались главе администрации на рассмотрение.

Деление земель по целевому назначению на категории является одним из основных принципов земельной политики, зафиксированным в современном отечественном земельном законодательстве. Согласно этому принципу правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к категории земель и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Причем, отнесение земель (или земельных участков, входящих в их состав) к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным.

Данный принцип означает публичное ограничение возможностей правообладателей земельных участков использовать их в иных, чем установлено, целях. Требования по использованию земель определенной категории являются более общими по отношению к требованиям по использованию территории каждого земельного участка. Это позволяет унифицировать систему требований, а не описывать каждый участок как совокупность особенных статусов.

Принцип отнесения зонирования земель к определенной категории (зоне) в зависимости от их предназначения в той или иной мере реализован в законодательстве большинства других государств. И хотя понятие «категория земель», как правило, не применяется, но это не препятствует осуществлению функционального зонирования территорий и их классификации в зависимости от их целевого назначения. Отнесение земельных участков к гой или иной категории (зоне) определяет пределы их разрешенного использования, учитывается при переходе прав собственности на землю.

В частности, в США купля-продажа и аренда земельных участков регламентируется в зависимости от зональной принадлежности земель. В Канаде выделяются так называемые зоны управления земельными ресурсами, на территории которых вводится особый режим использования, контроля и защиты земель с целью поддержания экологического баланса и качественного состояния земель (федеральный закон 1985 г. о территориальных землях). В Австралии при регулировании землепользования применяется классификатор использования и управления землями (1994 г.). В европейских системах правового регулирования возможность использования земель в тех или иных целях устанавливается по результатам утверждения плана развития территории. При этом существенное изменение вида разрешенного использования земли не может быть осуществлено в частном порядке — только в соответствии с указанным планом.

Особенностью выделения категорий земель в современной России является то, что на категории разделен весь земельный фонд, то есть земельного участка, не отнесенного к одной из семи предусмотренных ЗК РФ категорий земель, быть не должно.

Поскольку система отнесения земель к той или иной категории существовала в нашей стране много десятилетий, то подавляющее большинство земельных участков уже отнесены к одной из категорий. Если же категория земель но каким-либо причинам не была установлена, то принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории — в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к категории земель, определяемой в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

В случае раздела, объединения, перераспределения или выдела вновь образуемых земельных участков целевое назначение для них останется таким же, что и для участка, в счет которого они образованы.

Земельный участок, если он используется не в соответствии с его целевым назначением, может быть изъят как у собственника, так и у лица обладающего им на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или безвозмездного срочного пользования.

Категория земель указывается:

  • — в актах о предоставлении земельных участков;
  • — в договорах, предметом которых являются земельные участки;
  • — в ГКН;
  • — в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • — в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Следует принять во внимание, что поскольку категории земель были сформированы в условиях исключительности государственной собственности на землю, то в тот период они не только устанавливали правовой режим соответствующих земель, но и в значительной мере были направлены на цели учета земли как государственного ресурса.

В настоящее время учетная функция категорий утратила значение. Это является одним из объяснений весьма значительного изменения соотношения площадей между различными категориями земель. Так, за последние 15-20 лет площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась с 650 млн. га до менее чем 400 млн. га. Главным образом, это произошло в связи с передачей залесенных земель данной категории в состав лесного фонда. То есть, для целей учета земель такие залесенные земли, ранее предоставленные в пользование сельскохозяйственных предприятий, значились как сельскохозяйственные. В настоящее же время земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, а также — предназначенные для ведения лесного хозяйства, относятся к категории лесного фонда.

Читайте также:  Компенсация сверхурочной работы дополнительным временем отдыха

В нынешнем виде система категорий земель была сформирована к началу земельной реформы 90-х годов — ЗК РФ и другие нормативные акты периода реформ не внесли в нее существенных изменений.

Так как земля является межотраслевым ресурсом и непременным условием производства не только в сельском хозяйстве (где это очевидно в наибольшей степени), но и в других отраслях, то в случае необходимости возможен перевод земельного участка из одной категории земель в другую (изменение его целевого назначения). Ведь на земле строятся промышленные предприятия, объекты энергетики, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и связи, трубопроводы и другие объекты несельскохозяйственного назначения. Кроме того, расширяются населенные пункты. При этом, однако, земельным законодательством предусмотрены жесткие ограничение и недопущение необоснованного перевода земель из одной категории в другую.

Полномочиями по переводу земель из одной категории в другую обладают:

  • — в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, а также земель, находящихся в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) и необходимых для федеральных нужд или для установления либо изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга — Правительство Российской Федерации;
  • — в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и в частной собственности — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • — в отношении земель находящихся в муниципальной и в частной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) — органы местного самоуправления;
  • — в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, то есть неразграниченных земель (кроме необходимых для федеральных нужд или для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (А в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, — органы местного самоуправления.)

Процедура перевода в другую категорию достаточно подробно урегулирована законом о переводе земель.

Так, для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается соответствующее ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; права на земельный участок; а также дается обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Также, помимо ходатайства представляются следующие документы:

  • — выписка из ГКН относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
  • — копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  • — выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  • — заключение государственной экологической экспертизы — в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  • — согласие правообладателя земельного участка на его перевод из состава земель одной категории в другую. Однако при переводе земель, связанном с созданием ООПТ (без изъятия земельных участков у их правообладателей) либо с установлением или изменением черты населенных пунктов такого согласия не требуется.

Если с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую обратилось ненадлежащее лицо либо если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, то в рассмотрении ходатайства может быть отказано — такое ходатайство в течение 30 дней возвращается заинтересованному лицу.

По результатам рассмотрения ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе. Срок для принятия такого акта для исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления составляет два месяца со дня его поступления, а для Правительства Российской Федерации — три месяца.

Законодательством определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Это:

  • 1) наличие установленного в соответствии с федеральными законами ограничения перевода таких земель или земельных участков из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  • 2) отрицательное заключение государственной экологической экспертизы;
  • 3) несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Наиболее подробно законодательством регулируются вопросы перевода в другую категорию земель сельскохозяйственного назначения — главного возобновляемого природного ресурса Российской Федерации. Законодательством установлен исчерпывающий перечень исключительных случаев, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Эго:

  • 1) консервация земель;
  • 2) создание ООПТ или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • 3) установление или изменение черты населенных пунктов;
  • 4) размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • 5) включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
  • 6) строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных rpy6oiфоводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
  • 7) выполнение международных обязательств Российской Федерации, обеспечение обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
  • 8) добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  • 9) размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Читайте также:  Закон о льготных категориях граждан

В случаях, указанных выше под номерами 1, 2, 4, 5 и 9, не допускается перевод в другую категорию сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Кроме того, сельскохозяйственные угодья опытнопроизводственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, которые согласно ЗК РФ относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Что касается перевода земель населенных пунктов в другую категорию либо, наоборот, перевода земель других категорий в земли населенных пунктов, то таким переводом является установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключение из указанных границ.

Перевод земель промышленности и иного специального назначения в другую категорию, если такие земли нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), допускается только при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. В случае же осуществления деятельности, связанной с нарушением почвенного слоя перевод допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (за исключением тех случаев, когда такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления). В остальных случаях перевод земель промышленности и иного специального назначения осуществляется без ограничений.

Перевод земель особо охраняемых территорий в другую категорию возможен только в случае, если их использование но целевому назначению невозможно ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения. Такая утрата должна быть подтверждена государственной экологической экспертизой и иными установленными федеральными законами экспертизами.

При этом изменение целевого назначения земельных участков в пределах земель ООПТ для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Что качается перевода в земли ООПТ земель других категорий (за исключением земель населенных пунктов), то это допускается при создании ООТ, туристско-рекреационных ОЭЗ, а также в иных случаях, установленных ЗК РФ и другими федеральными законами.

Перевод в земли других категорий земель лесного фонда, занятых защитными лесами, и водного фонда возможен при:

  • — организации (создании) ООПТ;
  • — установлении границы населенного пункта или ее изменении;
  • — размещении объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
  • — создании на землях лесного фонда ту ристско-рекреационных ОЭЗ;
  • — прекращении существования водных объектов, изменении русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов на землях водного фонда. В том числе при создании искусственных земельных участков (при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы).

Перевод земель других категорий в земли водного фонда допускается в случае:

  • — если такие земли уже заняты водными объектами;
  • — строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
  • — изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Кроме того, федеральными законами установлены дополнительные особенности при переводе земель из одной категории в другую в отдельных случаях. Это организация проведения встречи глав государств и правительств стран — участников фору ма «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в г. Владивостоке, создание и обеспечение функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра) «Сколково», организация и проведение XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и др.

Таким образом, институт категорий земель является традиционным для отечественной земельной политики как советского, так и постсоветского периодов.

Вместе с тем, система деления земельного фонда на категории, сформировавшаяся еще в советский период, уже не в полной мере соответствует текущим особенностям дальнейшего развития земельных отношений. Это относится, как к недостаточной дифференциации разрешенного целевого назначения участков, наличия легальных возможностей переводить под застройку ценные сельскохозяйственные земли, так и к процедурной неоптимальности (в частности, в вопросах соотношения с институтом зонирования, предусмотренным градостроительным законодательством).

В этой связи в течение последних нескольких лет активно обсуждается вопрос об отмене института категорий земель. При этом в качестве основного механизма, который должен прийти на смену категориям земель, предлагается зонирование территории, которое в той или иной мере предусмотрено в законодательстве болыпинства развитых государств (страны континентальной Европы, США, Канада, Австралия).

  • 1. Какие категории земель предусмотрены земельным законодательством?
  • 2. Кто обладает правом принятия решения об отнесении земель к определенной категории и о переводе земель из одной категории в другую?
  • 3. Меняется ли категория земель в случае раздела, объединения, перераспределения или выдела вновь образуемых земельных участков?
  • 4. В каких документах в обязательном порядке указывается категория земель?
  • 5. Какие документы подает лицо, заинтересованное в переводе земель или земельных участков из одной категории в другу ю?
  • 6. Перечислите исключительные случаи, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
  • 7. Какой механизм рассматривается в качестве замены института категорий земель?
  • 8. Каковы особенности перевода земель лесного фонда и водного фонда в другие категории?
Ссылка на основную публикацию
Уменьшение подоходного налога при рождении ребенка
Если гражданин получает доходы, с которых удерживается НДФЛ по ставке 13%, и у него есть дети, тогда он имеет право...
Уведомление об участии в иностранных организациях
​Уведомление об участии в иностранных организациях – 2017 Все организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми...
Уведомление работнику чтобы забрал трудовую книжку
После расторжения трудового договора работодатель выдает уволившемуся сотруднику всю документацию, которая касается ведения его профессиональной деятельности в данной организации. При...
Уменьшение исковых требований в арбитражном процессе образец
Что такое уменьшение исковых требований Снижение ранее заявленных претензий означает изменение их объема при условии их фактического сохранения. Следует отличать...
Adblock detector