Установка приборов учета воды в квартире закон

Установка приборов учета воды в квартире закон

Регулирующие правила, касающиеся установки и поверки приборов учёта воды в квартире и доме, в законодательстве, актуальном в 2016 году представлены:

  • Федеральным Законом «Об обеспечении единства измерений» ­– 102-ФЗ,
  • Федеральным Законом (№261-ФЗ) «Об энергосбережении», который в ч. 5 с. 13 предполагает обязательную установку водосчётчиков холодной и горячей воды
  • Приказом от 02.07.2015 Министерства промышленности и торговли (№ 1815), отменяющим некоторые предыдущие приказы Госстандарта,
  • Постановлением правительства РФ 776, регламентирующим организацию коммерческого водоучёта,
  • Приказом Минстроя РФ 17-94 об утверждении правил пользования системами водоснабжения (в п. 3.1-3.21),
  • Постановлением № 354 Правительства России, регламентирующим правила поверки счётчиков.

Некоторые из документов – например, Постановление № 831 Правительства Москвы – рассматривались потребителями в трактовках, противоречащих другим нормативным документам. В результате могло сложиться впечатление, что один закон для приборов учёта воды не согласуется с другим законом.

Разъяснения по некоторым «спорным» законодательным вопросам

1. Вопрос об ответственных за установку общедомовых водосчётчиков горячей и холодной воды.

Согласно ФЗ № 261, обязательная установка общедомовых водомеров в многоквартирных домах возлагалась на собственников и управляющие организации. При этом статья 158 «Жилищного кодекса РФ» закрепляла обязанности жильцов на компенсацию затрат, связанных с обслуживанием общедомовой территории. Это означало, что все расходы на полив газонов или мытьё подъездов возлагались на жильцов, что никем не оспаривалось. Спорным здесь оказался вопрос о том, кого считать собственником многоквартирного дома и, соответственно, кто должен оплачивать покупку и монтаж общедомового расходомера. Если собственником многоквартирного дома является муниципалитет, то почему за домовой водосчётчик должны платить владельцы квартир?

Дилемма чаще всего решается разделением на два вида собственников:

  • владельцев помещений (жителей приватизированных квартир)
  • и муниципальные службы с правом собственности многоквартирных домов.

При этом оговаривается, что Управление муниципального имущества, осуществляющее управление домами, путём заключения договоров, делегирует право собственности управляющим компаниям и владельцам квартир. А, вместе с правом, – делегирует и обязанности по установке общедомовых расходомеров.

2. Вопрос об установке приборов учета воды в квартире и законе, обязывающем это сделать.

После принятия ФЗ № 261собственники жилья обязаны были установить расходомеры воды, отопления и газа. Сомнения в необходимости водосчётчиков стали возникать после отмены в конце 2014-го нормы об обязательности монтажа газовых счётчиков. Общественное мнение ошибочно распространило эту отмену и на счётчики воды.

Ещё одной причиной сомневаться в законодательной обязательности водомеров стала реализация требований закона на практике. К моменту вступления законодательной нормы в силу только порядка 60 % населения выполнило требование. При этом применения административного наказания или штрафных санкций к лицам, отказавшимся устанавливать водомеры, предусмотрено не было.

Таким образом, требование к обязательной установке водомеров сохранило силу и, согласно законодательству, действует в 2016-ом году. Однако к лицам, не установившим водосчётчик, применяется ПП РФ № 306, регулирующее нормативы в сфере коммунальных услуг. Согласно ему, при оплате за ГВС и ХВС без счетчиков предусмотрены растущие каждые полгода коэффициенты:

  • 01.01.15 — 30.06.15: 1,1,
  • 01.07.15 — 31.12.15: 1,2,
  • 01.01.16 — 30.06.16: 1,4,
  • 01.07.16 — 31.12.16: 1,5,
  • с 01.01.17: 1,6.

При этом прогнозируется, что давление на таких жителей со стороны ТСЖ и управляющих компаний, ответственных за реализацию закона, будет увеличиваться. Вопрос о возможности монтажа водосчётчика вопреки согласию жильца с последующим взысканием с него через суд средств за установку уже сейчас поднимается правозащитниками.

3. Проблема законности использования экономящих устройств, влияющих на показания водосчётчиков.

Сам вопрос возник после рекламной компании экономителей воды ( http://water-save.com/ ), в которой делался акцент на законности применения данного устройства (видимо, в противовес использованию незаконных магнитов, останавливающих расходомер). Однако поскольку устройство накручивается на кран, то есть располагается после счётчика, и, следовательно, прямо не влияет на его показания, законодательство никак не запрещает его использования и вообще не затрагивает вопрос применения экономителя.

Читайте также:  Замена паспорта транспортного средства

4. Вопрос об отмене обязательности поверок счётчиков.

С выходом Постановления № 831 Правительства Москвы стало популярным утверждение, что обязательная поверка водомеров отменена. Распространению этого мнения способствовало то, что в Постановлении действительно шла речь об отмене поверочных сроков. Однако отмена эта касалась единых сроков поверки, так как прежние правила не учитывали неравноценные технические особенности водомеров и их рабочий потенциал.

Идея нормативного документа состояла в том, чтобы в поверочных сроках «привязаться» к межповерочному интервалу, указанному в паспорте расходомера. Подобную трактовку закрепляет и Постановление № 354, где прямо указано, что поверочные сроки для общедомовых, индивидуальных, общеквартирных и комнатных счётчиков установлены в технической документации прибора учёта.

Максимально подробно о порядке поверочной процедуры, требованиях к знаку и содержании поверочного свидетельства говориться в Приказе № 1815 Министерства промышленности и торговли.

Положения Приказа № 1815 «Об утверждении порядка проведения поверки…»

В рамках действующего приказа счётчики:

  • до ввода в эксплуатацию и после ремонта подлежат первичной поверке, и периодической – в процессе эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.
  • не предназначенные для сферы государственного регулирования, подвергаются поверочной процедуре в добровольном порядке,

Поверочную процедуру могут осуществлять аккредитованные в системе аккредитации РФ юрлица и индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст.13 N 102-ФЗ). Если средство измерения по результатам процедуры признано непригодным к использованию, свидетельство аннулируется и выписывается извещение о непригодности.

Положительные результаты удостоверяются знаком, свидетельством и/или записью в паспорте с подписью поверителя. Если конструкция водосчётчика не позволяют нанести знак прямо на средство измерения, он наносится на свидетельство или в паспорт.

Закон о счетчиках на воду разрабатывался по нормам Федеральной программы сохранения энергетических запасов, принятой МинЭнерго РФ (суть закона об энергоснабжении тут: ). Обязанность установить их регламентируется законом в ПП РФ № 776, где указан процесс и условия использования водных ресурсов, также и сточных вод. Система и условия установки водомеров на холодную и горячую воду регулируется Федеральным Законом 261. Для тех кто не поставил их в положенный срок, закон устанавливает отдельные тарифы подсчета потребленных ресурсов, указанных в ПП РФ № 306.

Согласно приказу № 178 — потребители должны, но не обязаны монтировать в своих домах средства для подсчета потребления запасов, в том числе и водных. При этом, поставщик услуг обязан по закону, если потребитель не имеет возможности оплатить и установить счетчик на срок до 12.01.2012, отсрочить платеж по установке прибора на пять лет.

Порядок установки счетчиков на воду

Закон о счетчиках горячей и холодной воды был принят в 2015 году. Он направлен на то, чтобы владельцы квартир в обязательном порядке установили у себя приборы учета потребления воды. Это должно существенно сэкономить размер квартплаты. Для тех кто этого не сделал подсчет потребления ведется по общим нормам, которые ежегодно возрастают на 20-25%. Поэтому для экономии средств и водных ресурсов, многие уже установили счетчики.

Обязанность установить счетчики на воду лежит на управляющей домом организацией или ТСЖ. Если специалист пришел на дом, то по закону он должен предоставить владельцу квартиры документы, удостоверяющие его право на обслуживание приборов по учету потребления ресурсов. После монтировки приборов мастер оставляет следующий пакет документов:

  • Техпаспорт на счетчики;
  • Акт оказания услуг на монтировку водомеров, и дальнейшее техобслуживание на гарантийный срок;
  • Документ о вводе в работу счетчика для регистрации приборов в УК;
  • Акт с перечнем проделанных манипуляций, идентификатором прибора для пломбирования, цену за установку;
  • Сертификат соответствия для проверки в управляющей компании правильно ли монтирован счетчик, есть ли пломба, вписывания полученных данных в ЛЦ собственника.

По закону, с момента внесения изменений в лицевой счет, расчет тарифов на воду будет проводиться по данным счетчиков.

Читайте также:  Кем утверждаются правила внутреннего трудового распорядка предприятия

Замена приборов учета воды в квартире

Счетчики горячей и холодной воды в квартире нужно менять каждые 4-6 лет, согласно закону об эксплуатации средств учета ресурсов. Старые приборы не будут правильно подсчитывать количество потребленных кубов, придется переплачивать. По закону не все должны платить за установку водомеров, существуют льготы. Замена счетчиков воды бесплатно проводится для определенных категорий граждан РФ:

  • Малообеспеченных;
  • Ветеранов ВОВ;
  • Инвалидов первой и второй группы;
  • Семьи, где есть ребенок-инвалид.

По закону, для этих лиц бесплатно водомеры заменяют и пломбируют. Остальные категории лиц, не входящие в перечень тех, кому услуги предоставляются бесплатно, оплачивают установку и пломбировку.

Для проведения замены водомеров горячей и холодной воды, владелец должен обратиться в ТСЖ с заявлением на замену прибора. Заключить с УК договор. После этого мастер придет на дом для замены старых счетчиков на новые, он же поставит пломбу.

Проверка счетчиков воды по закону

Время проверки счетчиков регулируется нормами закона РФ. Сроки зависят от типа счетчиков. Срок проверки для холодной воды — раз в четыре года, горячей — раз в шесть лет. Проверять можно, сдав водомеры в отдел техобслуживания или вызвав мастера на дом. Как только истек срок эксплуатации, муниципальная организация, отвечающая за водоснабжение в городе, присылает извещение. Если извещения нет, а период эксплуатации истек, по закону владелец должен сам направить ходатайство о замене водомеров в управляющую компанию дома. Порядок проверки счетчиков на воду по закону:

  • Направить обращение в ответственную организацию (список предоставляет УК вашего дома);
  • Указать в обращении — адрес дома, вид прибора, тип модели и данные изготовителя, госкод прибора, личные сведения и телефон;
  • Проверить у работника водоканала наличие лицензии на проведение работ;
  • Получить у мастера документы после проверки — акт свидетельства и контракт об осуществлении работ по проверке счетчиков, с соответствующими штемпелями и подписями.

Акт приема содержит сведения о водомерах, информацию о владельце и организации, проверившей приборы. Свидетельство о проверке должно содержать сведения о дате следующего контроля.

Срок проверки зависит от того, отправлены водомеры на проверку в Водоканал или специалист пришел домой к владельцу. В Водоканале приборы проверяют до 14 дней — этот период установлен законом. На дому процедура длится не более 2 часов.

Закон обязывает владельцев квартир устанавливать в обязательном порядке счётчики для подсчёта количества потребляемой воды. Данная процедура должна значительно снизить размер платы за коммунальные услуги, потому что для тех, кто не осуществляет подсчёт расходуемой воды, применяются установленные общие нормы, размер и стоимость которых возрастает ежегодно, что приводит к большим переплатам.

Установка счетчиков на воду по закону

Обязанность устанавливать счётчики на воду регулируется следующими законодательными актами:

  • Постановление Правительства Российской Федерации № 776, которое устанавливает правила и особенности использования водных ресурсов и сточных вод;
  • Федеральный закон № 261, регулирующий порядок и условия установки учётных приборов для горячей и холодной воды;
  • Постановление Правительства РФ № 306, определяющее тарифы и льготы для граждан, которые не установили водомеры;
  • Приказ № 178, согласно которому граждане освобождаются от принудительной обязанности устанавливать счётчики на воду.

Установкой водомеров занимается компания, управляющая домом и сотрудники ЖКХ. Приборы учёта воды должен монтировать только квалифицированный специалист, поэтому мастер должен перед работой предоставить документы, подтверждающие его специальность и разрешение на обслуживание соответствующего оборудования. После установки счётчика на воду, инженер должен оставить владельцу следующие документы на установленный прибор:

  • техпаспорт счётчика;
  • акт о проделанной работе и гарантийный талон с правом обслуживания на протяжении всего периода его действия;
  • документ о регистрации прибора и вводе его в эксплуатацию;
  • документ с идентификационным кодом счётчика и номером пломбы, а также квитанция со стоимостью услуг по установке;
  • сертификат соответствия, необходимый для проведения проверок.
Читайте также:  Безвозмездное пользование автомобилем сотрудника

Не рекомендуется самостоятельная установка приборов учёта, так как они должны быть официально зарегистрированы и проверены на точность измерения, что потом заверяется установкой специалистом соответствующей пломбы.

Ознакомьтесь с последними изменениями в Федеральном законе №261 об энергоснабжении здесь:

При самостоятельном приобретении счётчика у официальных поставщиков с необходимыми документами, подтверждающие его соответствие государственным стандартам, и личной установке, необходимо вызвать на дом сотрудника управляющей компании, который составит акт введения прибора в эксплуатацию и установит пломбу. После этого необходимо заключить новый договор об оплате коммунальных услуг в соответствии с показателями прибора учёта данных и установленных тарифов на воду.

ФЗ 326 в новой редакции 2018 года здесь:

Процедура замены приборов учета воды в квартире

По закону, приборы учёта воды необходимо менять каждые 4-6 лет, в зависимости от модели счётчика и степени его износа. Также некоторые образцы учётного оборудования требуется менять после прохождения через них определённого объёма воды, после чего они подвергаются износу и начинают показывать неверные данные.

Процедура замены счётчиков воды оплачивается в установленном порядке как монтажные работы, однако для определённых категорий граждан она осуществляется бесплатно. Льготы полагаются следующим лицам:

  • малообеспеченные семьи;
  • ветераны Великой Отечественной Войны;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • семьи с ребёнком инвалидом.

На территории некоторых субъектов Российской Федерации, местными законами предусматривается право на бесплатную установку и замену учётных приборов пенсионерам.

Если счётчик повреждён или вышел из эксплуатации раньше положенного срока, владельцы должны обратиться в управляющую компанию или ЖКХ с заявлением о досрочной замене прибора. В случае, если были повреждены трубы и сантехник, в процессе починки, повредил пломбы или заменил счётчик, об этом также следует сообщить в соответствующие органы, чтобы они направили специалиста, который осуществит проверку оборудования и установит пломбу.

Особенности проверки счетчиков воды по закону

Порядок проверки счётчиков на воду устанавливается Постановлением Правительства № 354 от 2011 года. Согласно предусмотренным правилам, проверка приборов учёта коммунальных услуг зависит от следующих технических характеристик:

  • данные о модели счётчика;
  • время установки;
  • дата введения в эксплуатацию;
  • дата установки заводской пломбы;
  • предусмотренный период контроля.

На практике, проверка счётчиков осуществляется по двум принципам:

  • По установленному промежутку времени. Для счётчиков холодной воды каждые 4 года, для горячей воды — 6 лет;
  • По объёму измеренной воды. Независимо от временного периода, счётчик подлежит проверке только после того, как измерит определённый объём жидкости.

По истечению срока использования прибора измерения, коммунальные службы отправляют владельцам извещение о необходимости проверки. В случае отсутствия уведомления от муниципальных органов, осуществляющих водоснабжение, при истёкшем сроке эксплуатации, владельцы должны самостоятельно направить заявление о проверке или замене счётчика.

Процедура проверки происходит в соответствии со следующими шагами:

  • Шаг первый. Составление заявления о необходимости проверки. В письме необходимо указать контактные данные владельца, ФИО, адрес и телефон, а также модель счётчика, его идентификационный номер и данные об изготовителе;
  • Шаг второй. Заявление направляется в управляющую компанию или муниципальные службы, которые устанавливали ранее счётчик и, в соответствии с заключённым с ними договором, обязаны осуществлять проверку и замену прибора;
  • Шаг третий. Удостовериться, что прибывший специалист обладает необходимым разрешением на проведение работ;
  • Шаг четвёртый. После осуществления проверки или замены счётчика получит у мастера необходимые документы, подтверждающие проведение работ, а также гарантии и квитанции с соответствующими печатями и подписями.

Если в результате проверки потребовалось заменить счётчик и инженер произвёл монтаж нового оборудования, необходимо заключить новый договор об эксплуатации измерительного прибора, в котором будут указаны все новые данные о нём, а также новая дата проверки и гарантия.

Проверка водомера на дому занимает около двух часов, если прибор был отправлен в водоканал, процедура займёт около двух недель.

Ссылка на основную публикацию
Уменьшение подоходного налога при рождении ребенка
Если гражданин получает доходы, с которых удерживается НДФЛ по ставке 13%, и у него есть дети, тогда он имеет право...
Уведомление об участии в иностранных организациях
​Уведомление об участии в иностранных организациях – 2017 Все организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми...
Уведомление работнику чтобы забрал трудовую книжку
После расторжения трудового договора работодатель выдает уволившемуся сотруднику всю документацию, которая касается ведения его профессиональной деятельности в данной организации. При...
Уменьшение исковых требований в арбитражном процессе образец
Что такое уменьшение исковых требований Снижение ранее заявленных претензий означает изменение их объема при условии их фактического сохранения. Следует отличать...
Adblock detector