Уроки предпринимательства в школе

Уроки предпринимательства в школе

Разделы: Экономика

Наша цель: выявление возможностей производственного предпринимательства в условиях сельской школы. Ведь сельская школа находится далеко от крупных городов, а следовательно далеко от потенциальных спонсоров.

Основная цель предпринимательского образования учащихся на уроках — это формирование у них первоначальных знаний по основам предпринимательства и умении я применять имеющиеся знания из различных областей при организации малого бизнеса.

При этом необходимо решать следующие основные задачи:

1. Знакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации.

2. Формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики.

3. Развивать экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно-экономических явлений, умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли.

4. Формировать уверенность в собственных силах и возможностях по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда.

5. Воспитывать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономность, умение оперативно решать поставленные задачи.

6. Научиться применять знания, полученные при изучении отдельных предметов на практике.

7. Научить вести исследовательскую работу.

8. Подготовка к самостоятельной жизни в условиях нынешней рыночной экономики.

Учащиеся должны знать:

— основные экономические термины;
— процесс технологического планирования;
— структуру и назначение бизнес-плана;
— содержание производственного плана;
— структуру себестоимости /расчет/;
— об основных началах сбыта;
— о финансовом плане;
— о самоокупаемости предприятия.

Учащиеся должны уметь:

— составлять сетку принятия решений;
— выполнять эскиз и технический рисунок;
— определять себестоимость изделия;
— уметь сегментировать рынок;
— уметь определять цену;
— уметь определять оптимальные каналы сбыта;
— уметь разрабатывать рекламу;
— уметь разрабатывать приемы конкурентоспособности;
— отстаивать свою точку зрения;
— уметь составлять план доходов и расходов;
— уметь определять точку самоокупаемости;
— уметь защищать свой бизнес-план.

Практические занятия

1. Составление производственного плана.
2. Расчет стоимости материалов.
3. Расчет себестоимости изделия.
4. Составление организационной структуры предприятия.
5. Составление плана маркетинга.
6. Составление финансового плана.
7. Расчет рентабельности и точки самоокупаемости.
8. Презентация завершенного бизнес-проекта .

Всю необходимую для составления бизнес-плана информацию учащиеся добывают самостоятельно исходя из реальной ситуации на рынке.

Содержание программы

Предпринимательство (2 ч).

Основные этапы предпринимательской деятельности.
Бизнес-план, его назначение и структура.
Титульный лист.

Маркетинговые исследования (1 ч).

Понятие маркетинга.
Рынок.
Сегментирование рынка. Сегментирование по географическому, поведенческому принципам. Выбор целевых сегментов.
Сбор информации. Сетка принятия решений.

Маркетинг в действии (1 ч).

Цена. Назначение цены.
Сбыт. Основные каналы сбыта.
Реклама.

Понятие менеджмента. Менеджер.
Основные функции менеджмента.
Организационная структура предприятия.
Производственный план.
Основные разделы производственного плана.
Налоги, их основные виды.
Себестоимость продукции.
Структура себестоимости. Методика расчета себестоимости.
Финансовый план. Назначение и основные разделы.
Самоокупаемость предприятия. Составление графика самоокупаемости.

Презентация бизнес-плана (1 ч).

Понятие менеджмента. Менеджер.
Основные функции менеджмента.
Организационная структура предприятия.
Производственный план.
Основные разделы производственного плана.
Налоги, их основные виды.
Себестоимость продукции.
Структура себестоимости. Методика расчета себестоимости.
Финансовый план. Назначение и основные разделы.
Самоокупаемость предприятия. Составление графика самоокупаемости.

Презентация бизнес-плана (1 ч).

Тематическое планирование по курсу: «Учимся составлять бизнес план»

Предпринимательство — это не только вид деятельности,
это особое качество, без которого прожить невозможно
А. Адамский.

Понятие "предпринимательская деятельность", или "предпринимательство", в общем смысле связывается с особым видом экономической деятельности, имеющим главным образом инновационный характер. Производство нового для рынка товаров и услуг, переход к иному профилю деятельности, введение инновационной системы управления, создание и внедрение новой технологии, новых элементов рыночной инфраструктуры — всё это примеры различной предпринимательской деятельности. По своей сути такая деятельность имеет новаторский характер, что отражено в её названии. Так, в словаре В. Даля слову "предпринимать" дано значение "затевать, решаться исполнить какое-то новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного". Предпринимательство — есть искусство ведения экономической активности и в силу этого имеет субъективный аспект.

В России появился и продолжает формироваться новый слой общества — "предприниматели", который сегодня выступает в качестве реально действующего социального субъекта преобразования общества. Вместе с ним формируется и новый социальный тип личности, который принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях командной экономики. Сегодня статус предпринимателя становится всё более привлекательным для значительной части молодёжи. Значимым является то обстоятельство, что для молодых людей предприниматели не есть что-то враждебное и противостоящее, а скорее, образец для подражания и в какой-то мере собственная перспектива в жизни.

Содержание предпринимательской деятельности — это новая комбинация факторов производства или производство нового товара или услуги, внедрение инновационного элемента в процесс производства или в процесс продвижения товара к потребителю, в частности:

  • изменение системы управления производством;
  • смена или совершенствование существующей системы партнёрских связей;
  • применение новой техники и технологии;
  • использование новых материалов;
  • упаковка товаров;
  • новая схема организации рекламы;
  • реагирование на результаты маркетинговых исследований;
  • сокращение срока оборота капитала;
  • поиск более эффективных форм использования полученной прибыли;
  • смена работников или повышение квалификации;
  • создание особой культуры в коллективе;
  • принятие мер по эффективному использованию рабочего времени.

Главная цель центра детского предпринимательства состоит в обеспечении условий развития инновационной и предпринимательской деятельности для более эффективного функционирование школы в условиях рыночной экономики.

Другими целями программы являются:

  • поиск, исследование и экспериментальная апробация экономических и организационных механизмов функционирования школы, в экономических условиях;
  • содействие росту общей культуры учащихся в сфере малого предпринимательства, подготовка менеджеров и предпринимателей для работы в малом бизнесе, развитие инфраструктуры обслуживания;
  • получение и привлечение новых знаний в области концептуальных основ развития и освоения информационных технологий для малого предпринимательства;
  • повышение конкурентоспособности продукции и услуг школы;
  • создание условий для добросовестной конкуренции и предпринимательства путем стимулирования и поддержки изобретательской деятельности на основе применения правовых норм и результатов интеллектуальной деятельности.
Читайте также:  Архив участников афганской войны по фамилии

Для достижения указанных целей программой предусматривается решение следующих задач:

  • создание системы комплексной поддержки и продвижения инновационных и образовательных проектов школы в рамках учебно-воспитательного процесса;
  • развитие на базе созданной инфраструктуры школы центра детско-юношеского предпринимательства;
  • обеспечение конкурсного отбора продукции для продвижения на рынок наиболее конкурентноспособных результатов изобретательской и интеллектуальной собственности школы создающих не только конкурентоспособную продукцию, но и имеющих потенциал для ее обновления;
  • укрепление взаимодействия школы с организациями и предприятиями города;
  • организация сбора, обработки правовой, и иной информации, представляющей экономический интерес для субъектов малого предпринимательства;
  • поддержка изобретательской деятельности предпринимательских структур школы, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых объектов техники и технологий на основе изобретений;
  • привлечение студентов и преподавателей для системной работы в структурах малого предпринимательства школы;

Ведущее место в реализации условий формирования предпринимательской среды занимают требования педагогического руководства к образовательному процессу. Определяющим фактором решения данной проблемы является готовность учителя к обучению учащихся основам экономики и предпринимательства, к педагогическому руководству и организации предпринимательской деятельности школьников.

Одним из перспективных путей повышения эффективности и качества деятельности учителя экономики и предпринимательства является освоение активных форм и методов обучения, среди которых можно отметить деловую игру — "Экономика вокруг нас". Игровая технология выгодно отличается от других способов стимулирования учащихся к процессу обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность "прожить" некоторое время в "реальных" жизненных условиях. При этом игровая технология не подменяет традиционные методы обучения учащихся, а рационально их дополняет приближая учебный процесс к реальным ситуациям в их предметном и социальном контекстах.

По данным исследований проведённых рекламно-информационной службой игры, в 2007 году свой жизненный успех связывали с экономическими знаниями менее 30% учащихся школы, то в 2008 учебном году таких школьников стало более 70%. При этом школьники понимают важность занятий по основам экономики и предпринимательства. Половина учащихся подчеркнули, что посещают занятии по экономике и предпринимательству потому, что это интересно и полезно.

У школьников существуют различные достаточно эффективные механизмы формирования экономического мышления. Кроме того, в рамках учебного процесса есть возможность реализовать потребности предпринимательской подготовки учащихся на основе методики организации учебно-предпринимательской деятельности. Учебно-предпринимательская деятельность школьников может послужить не только формой, но и средством экономического обучения. Создание настоящего производства по выпуску конкурентоспособных товаров, работающего по принципу самоокупаемости, — это решение проблемы качественной подготовки учащейся молодёжи в соответствии с требованиями современной жизни и реальными возможностями школы.

В рамках центра детско-юношеского предпринимательства предусматривается создание экономических условий, при которых участникам предоставляется возможность проявить свои скрытые возможности и способности, осуществить самоподготовку и пройти практическую "закалку" по предпринимательской деятельности. Ведь обеспечение, закрепление и развитие успеха собственного дела — основная задача, как всего трудового коллектива, так и каждого отдельно взятого сотрудника. Вера в успех, полноценная работа для достижения этого успеха является необходимыми и обязательными качествами каждого начинающего предпринимателя.

Школа биржа труда ведёт активную работу по самоопределению несовершеннолетних граждан. Оказывает помощь в совершении обоснованного профессионального выбора, формирование чувств уверенности в правильности выбора жизненного пути. Школа биржи труда ведёт целенаправленную работу по предпрофильному профессиональному обучению через встречи с работниками предприятий, представителями профессий, востребованных в данное время на рынке труда. С 2004 по 2008 года увеличилось число рабочих мест предоставленных предприятиями города учащимся школы: центр занятости, Усть-Илимский ЛПК, "ПИК — 89", ПСХ "Ангара", индивидуальные предприниматели. Таким образом, количество учащихся трудоустроенных и получающих заработную плату через школьную биржу труда увеличилось с 78 до 92 человек.

Экономическая игра "Экономика вокруг нас". Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс экономической игры предоставляет возможности учащимся:

  • выявить наличие у них предпринимательских способностей;
  • эффективно использовать свой творческий и исследовательский потенциал;
  • получить опыт работы в управленческом аппарате игры (менеджер, маркетолог, бухгалтер, PR- служба);
  • актуализация экономического образования, повышение социализации учащихся и помощь в их профессиональной ориентации.

Ежегодно игрой осуществляются акции по сбору макулатуры. Количество заработанных денег учащимися за три года (в сборе макулатуры) увеличилось с 1000 до 4351 рублей. По итогам учебного года в "День школы" учащиеся премируются денежными премиями, заработанные в течение учебного процесса и внеклассной деятельности согласно разработанным критериям оценивания их творческой и исследовательской деятельности. Сумма выплаченных премий составила: 1 год — 5324 рублей, 2 год — 5700, 3 год — 6280. Итого — 17304 рублей.

Трудовой отряд старшеклассников занимается широким спектром работ связанных с благоустройством, чистотой школьной территории. Мотивация молодёжи к данной профессиональной деятельности теряет интерес из-за большого количества выполняемой работы, но при этом заработная плата существенно отличается в большую сторону. В этом году данный центр предпринимательства ставить задачу на развитие и привлечение трудовых ресурсов, путём стимулирования их заработной платы.

Допрофессиональная и профессиональная подготовка представлена следующими профессиями:

  • Парикмахерское дело
  • Агент (коммерческой деятельности)
  • Водитель категории "В", "В С"

По окончанию профессионального образования выпускникам вручаются сертификаты с присвоением выбранной ими профессии.

Читайте также:  Изменения в таможенном законодательстве 2018

Дополнительное образование детей — одно из приоритетных направлений образовательной политики школы представляющее собой типичную инновационную модель со следующими принципами:

  • основное внимание уделяется индивидуальным и социальным целям, адаптация детей в процессе внедрения в социум;
  • команда педагогов им специалистов обеспечивают весь образовательный процесс, используя методы проектной работы;
  • в ходе работы делаются попытки связать области знаний и реальную практику, так как результатом их деятельности является изготовление продукции, которая успешно может реализоваться и приносить прибыль.

Система дополнительного образования в школе представлена большим количеством направлений, которые взаимодействуют между собой и считаются рентабельными в сфере предпринимательства.

Представленные направления дополнительного образования дают возможность приобрести практико-ориентированные знания, умения в предпринимательской деятельности, получить возможность большей мотивации в выборе профессии и первичной реализации предпринимательской деятельности во внеучебное время. Возможна миграция учащихся из одного объединение в другое, с целью расширения кругозора в выборе будущей профессии.

Таким образом, дополнительное образование в детско-юношеском центре является той сферой, которая, обладая самоценностью, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, создание условий для развития индивидуальных интересов и качеств предпринимателя.

Уже не первый год на базе школы планируется открытие специализированного магазина с индивидуальным обслуживанием (наличном контакте продавца с покупателем).

Цель: удовлетворение потребностей учащихся и учителей в ассортименте предоставляемых товаров и услуг и получения прибыли для организации.

В основе открытия магазина лежат три простых принципа:

  • нацеленность работы на долговременный результат;
  • нацеленность на конечный результат, т.е. производство и продажу;
  • комплексный подход к конечному результату.

В работе создания магазина выделяются три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Оформление документов
  3. Создание условий для деятельности

Подготовительный этап: оценить имеющиеся возможности, отвечая на вопрос: Какие имеются ресурсы для реализации товаров и услуг? Определить конечные цели (прибыль, повышение статуса, вложение средств, привлечение новых партнёров или отключение от общего дела несостоятельных партнёров). Выбор формы собственности.

Оформление документов: подготовка учредительных документов, подписи документов.

Создание условий для деятельности.

Преимущества магазина связаны с широким ассортиментом продукции, а так же предоставлением дополнительных услуг на заказ, продажа на вынос. Торговый отдел, реализует как детские поделки, так и покупные изделия (игрушки, канцелярские товары, детская бижутерия). Хотя появление товаров, произведенных вне школы, нарушают принципы игры, с этим можно примириться ради оживления товарно-денежного оборота.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

Магазин рассчитан на одновременное обслуживание учащихся, учителей, гостей МОУ "СОШ № 8". Предполагается занять помещение бывшего опорного участкового пункта (возможна аренда данного помещения в счёт продаваемой продукции)

Наименование Количество (шт.) Стоимость (руб.) Прочие
Парты 4 Завхоз
Стулья 2 Завхоз
Полочки Стеллажи 4-5 Трудовое обучение
Калькулятор 1 Экономист
Касса 1 Кружок
Ценники 50 Кружок
Потолочная плитка 15 215 Возможно сбор с учащихся проф.об.

ПЕРСОНАЛ И РЕЖИМ РАБОТЫ

Должность Численность персонала Примечание
1 Продавец 2 ЗАРАБОТАННАЯ ПЛАТА НАЧИСЛЯЕТСЯ В ВОСЬМУШКАХ, ВОЗМОЖНО ВЫПЛАТА ДЕНЬГАМИ (при наличии свободных денежных ресурсов). Обязательное условие — премирование работников магазина. Планируется, что магазин будет работать с 10 до 17 часов.
2 Технический персонал 1
3 Администратор 1
ВСЕГО: 4

Закупка товара осуществляют ответственные по закупке совместно с руководителем магазина.

Учащиеся из группы профессионального обучения "Агент (коммерческой деятельности)" в течение года изучают потребности спроса и предложения на предлагаемые товары и услуги, выявляют зависимость цены и количества товара. Изучение конкуренции не имеет смысла за исключением рынка канцелярских товаров.

Цены на продукцию устанавливаются администратором с согласием учащихся. Гибкое ценообразование позволяет менять цены в зависимости от покупательной способности.

Рекламное деятельность магазина будет осуществляться посредством:

  • Предоставления скидок;
  • Проведение рекламных акций;
  • Установки рекламных указателей, а так же стендов со сменным табло.

Каждому товару прикрепляются восьмушки в зависимости от сложности и цены товара для поддержания экономической игры "Экономика вокруг нас". У учащихся появляется стимул сделать больше поделок и заработать деньги.

Сочетание образовательных и производственных целей даёт возможность подготовить будущего предпринимателя, организатора производства, менеджера. Здесь может быть представлена предпринимательская деятельность во всех её аспектах: организация маркетинга, бухгалтерский учёт, организация оптимального технологического процесса изготовления изделий и т.д. Используя информацию, полученную на различных занятиях, учащиеся постепенно переходят от теоретического уровня знаний к формированию и совершенствованию практических навыков и умений. Одновременно в процессе практической деятельности у них вырабатывается потребность в новых знаниях для совершенствования подготовки к предпринимательской деятельности.

В информационном письме Министерства образования РФ № 508/11-13 от 3 марта 2000 года подчёркивается, что ученические предприятия главной целью ставят не получение прибыли и ведение предпринимательской деятельности в полном объёме, а обучение учащихся практическим навыкам, необходимым для осуществления предпринимательской деятельности, создание условий для профессиональной ориентации, самоопределения личности и социальной адаптации школьников. (Журнал Экономика в школе № 4, 2002 г.).

Где ребёнок может научиться ключевым навыкам предпринимательства?

Над материалом работали: Нина Яныкина, Олег Мальсагов, Елена Гаврилова, Андрей Мясков, Александра Феденева.

Сегодня всё чаще говорят о том, как реформировать образование кардинальным образом. При этом на вызовы завтрашнего дня предлагается отвечать проверенными методиками недалекого прошлого. Много сказано о плюсах советского подхода к образованию и возвращении формата «дворцов творчества юных» в обновленном виде (кружки, кванториумы, детские технопарки), с учётом специфики поколения Z — так называемых «аборигенов цифровой среды», которым свойственно, в частности, клиповое мышление. Но надо помнить, что прежние кружки и учителя принципиально не могли научить некоторым навыкам, необходимым в наступившем столетии.

Читайте также:  Как пенсионеру улучшить жилищные условия

Мы считаем, что главная задача нашего образования — воспитать поколение, подготовленное к реалиям будущего. Догматический подход и старая модель образования недостаточно гибки для этого. Тем не менее, возможных решений задачи по обучению готовых к жизни выпускников — много.

В российском образовании традиционно пренебрегают этой сферой жизни общества. На Западе, напротив, детей приучают мыслить в категориях бизнеса, выгоды и затраченного труда с ранних лет. Видимо поэтому там же иные дети ещё в школе начинают зарабатывать или создавать проекты, которые позднее принесут им славу.

Илон Маск научился программировать в 10 лет, а в 12 лет разработал и продал игру Blast Star за 500 долларов. Стив Джобс в 16 лет начал делать и продавать хакерское устройство для бесплатных звонков по всему миру. Ричард Брэнсон (Virgin America) в 16 лет создал журнал Student. Ник Д’Алоизио (Summly) в 15 лет создал приложение Trimit, которое сокращает веб-контент до коротких абзацев для размещения в Twitter, Facebook и Tumblr, и написал приложение Summly для краткого пересказа больших объёмов текста, которое в возрасте 17 лет продал компании Yahoo! за 30 миллионов долларов.

Есть похожие примеры и на нашей почве: Андрей Терновский, создавший в 2009 году сверхпопулярной сервис Chatroulette, Эвелина Мазитова, уже в 10 лет написавшая приложение для изучения русского языка Rusmig, Денис Шелестов, который в 16 лет придумал сервис для рейтинга программистов Willdev.

Здесь уже можно выделить первое преимущество занятий предпринимательской деятельностью с ранних лет: это полигон для идей, где ребёнок получает навыки творчества, а также учится тому, как вписать это творчество в актуальный контекст, найти нужную нишу для продукта. С этой практикой вырабатывается ответственность за свои решения и развиваются навыки ситуационного мышления, анализа происходящего.

Наконец, предпринимательство вообще универсально, поскольку стимулирует качества, необходимые не только бизнесменам. Эксперименты в США показали, что внимательность и успеваемость детей в начальной школе повышается при изучении основ бизнеса. Развиваются лидерские качества и эмоциональный интеллект, который пригодится человеку в любом коллективе.

Таким образом, очевидно, что обучение предпринимательству — инвестиция, которая окупится в любом случае. Проблема в том, что современная система образования в России никак не способствует развитию в детях бизнес-способностей. Предпринимательство до сих пор воспринимается как зона риска, и сами бизнесмены не считаются в массовом сознании людьми, которые обеспечивают экономическое и технологическое развитие общества. Если же в детях есть соответствующие таланты, они часто увядают в атмосфере типичной отечественной школы.

Тем не менее, мировые тенденции берут своё и у нас. Школьники всё чаще инициируют свои проекты. Попадаются идеи настолько впечатляющие, что могут буквально «взлететь», стоит только вложить в них средства. Наконец, появилось множество частных программ и образовательных платформ, которые берут на себя миссию обучения детей и подростков предпринимательству.

Лучшими из них мы с удовольствием поделимся с вами.

Детская бизнес-школа «Лидер»

Число участников: более 1000

Период обучения: 1 год

Региональный охват: Челябинск, Миасс

Возраст: 9-16

Какие навыки развивает? Самоорганизация и ответственность, раскрытие лидерских качеств, ранняя профориентация, целеполагание и планирование, личностное развитие, умение работать в команде, уверенное поведение в сложных ситуациях, финансовая свобода, предпринимательское мышление.

Это может быть интересно :

Программа-квест «Бизнес для школьников»

Число участников: Более 100

Период обучения: 11 недель

Региональный охват: Онлайн — Россия

Возраст: 12-16

Какие навыки развивает? Навыки осознанных продаж.

Деловая игра «Железный предприниматель»

Период обучения: Серия ежегодных чемпионатов, сами игры – около 3 ч.

Региональный охват: Архангельск, Ставрополь, Анапа, Грозный, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Москва, Минск, Киев, Астана и др.

Возраст: Любой

Какие навыки развивает? Навыки командной работы и презентации проектов.

Проект «Доступное дополнительное образование детям России» (Национальная академия предпринимательства)

Период обучения: системный проект до 10 лет с включением в любой момент

Региональный охват: Ставрополь + сеть партнерских школ

Возраст: 7-18

Какие навыки развивает? Способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств; высокая социальная активность, целеустремленность, предприимчивость.

Всероссийский конкурс проектных работ школьников («Сириус»)

Число участников: Ежемесячно по 600 участников

Период обучения: 24 дня

Региональный охват: Сочи

Возраст: 10-17

Какие навыки развивает? Лидерство, гармоничное развитие личности, синтез науки, искусства и спорта, расширение кругозора.

Балтийский научно-инженерный конкурс

Число участников: Более 2000

Период обучения: ежегодно 3-4 дня

Региональный охват: Санкт-Петербург, международный

Возраст: 13-18

Какие навыки развивает? Научно-техническое творчество.

Читайте также :

Всероссийский конкурс региональных молодежных проектов «Система приоритетов» («Лифт в будущее»)

Период обучения: более 3000

Период обучения: ежегодно

Региональный охват: 46 регионов

Возраст: 14-17

Какие навыки развивает? Технологии современной проектной работы, понимание социально-экономических, научных, технологических проблем бизнеса, науки через непосредственную коммуникацию с представителями отраслей, навыки командной работы над проектом, продуктивная коммуникация, совместная разработка и воплощение идеи, грамотная презентация результатов.

Хакатон «Начни IT»

Число участников: Более 300

Период обучения: 1 месяц

Региональный охват: Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ульяновская, Калужская, Кировская, Ленинградская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская области; Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Коми, РСО Алания, Саратовская область, Тамбовская область, Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий АО

Возраст: 15-17

Какие навыки развивает? Работа над проектами в сфере информационных технологий, основы целеполагания, составление карты целей, моделирование бизнеса, научно-техническое творчество, основы ораторского мастерства.

В оформлении материала использованы кадры из фильма «Юный лорд Фаунтлерой» (1936).

14 февраля 2017, 17:10
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылка на основную публикацию
Уменьшение подоходного налога при рождении ребенка
Если гражданин получает доходы, с которых удерживается НДФЛ по ставке 13%, и у него есть дети, тогда он имеет право...
Уведомление об участии в иностранных организациях
​Уведомление об участии в иностранных организациях – 2017 Все организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми...
Уведомление работнику чтобы забрал трудовую книжку
После расторжения трудового договора работодатель выдает уволившемуся сотруднику всю документацию, которая касается ведения его профессиональной деятельности в данной организации. При...
Уменьшение исковых требований в арбитражном процессе образец
Что такое уменьшение исковых требований Снижение ранее заявленных претензий означает изменение их объема при условии их фактического сохранения. Следует отличать...
Adblock detector