Уклонение от заключения договора 223 фз

Уклонение от заключения договора 223 фз

Какие требования выставляются к договору

Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) предъявляет особые требования к некоторым разновидностям договоров, на чем подробнее остановимся ниже.

В отличие от закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ не содержит требований к обязательному содержанию договоров. Не содержит он и четко регламентированной процедуры проведения торгов.

Все эти моменты заказчик прописывает в своем положении о закупке (ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ). При составлении положения о закупке необходимо учесть требования самого закона № 223-ФЗ, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, других законов и подзаконных нормативных актов. В положении заказчик может прописать основные положения, которые должны быть отражены в договоре.

Важно! Договоры, за небольшими исключениями, заключаются в соответствии с планом закупки, опубликованным в Единой информационной системе (ЕИС).

Существенные и дополнительные условия договора

При заключении контракта по 223-ФЗ необходимо согласовать:

  • условия, которые ГК РФ относит к существенным для этого вида договоров;
  • условия, которые закон № 223-ФЗ обязывает согласовать для некоторых типов договоров, если заключаемый договор относится к такому типу;
  • условия, которые одна из сторон заявила в качестве существенных;
  • другие условия договора (стоимость, порядок разрешения споров и др.).

Важно! К существенным условиям ГК РФ относит предмет договора (п. 1 ст. 432). Предмет должен быть согласован при оформлении договора любого вида.

Кроме того, существенными условиями являются в зависимости от вида договора:

  • срок поставки товаров (ст. 457 ГК РФ);
  • начальный и конечный срок производства работ (ст. 708 ГК РФ);
  • сроки оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).

Закон № 223-ФЗ содержит обязательные условия:

  • Для договоров на создание произведений градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства и разработку на их основе проектной документации (ст. 3.1-2). В них необходимо закрепить исключительное право заказчика на использование этого произведения и право многократно использовать проектную документацию, разработанную на его основе.
  • Договоров на производство проектных и изыскательских работ. В таких договорах нужно прописать, что проектная документация и документ с изысканиями признаются результатом производства работ при наличии положительного заключения экспертизы, если ее проведение предусмотрено законом. Кроме того, за заказчиком закрепляются исключительные права на результаты выполненных работ.

Условия договора, оформляемого с субъектом малого бизнеса

Особые требования к договорам, оформляемым с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), установлены положением, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее — положение № 1352).

Правила положения № 1352 действуют в отношении:

  • автономных учреждений с годовой выручкой свыше 250 млн руб.;
  • кредитных организаций, чьи активы за предыдущий год превысили 500 млн руб.;
  • других заказчиков с годовой выручкой за последний год более 500 млн руб.

Эти заказчики в договорах с субъектами МСП должны прописать:

  • обязанность отплатить поставленные работы, товары, услуги в течение 30 календарных дней с момента подписания акта приемки;
  • возможность предоставления обеспечения выполнения договора (при наличии такого требования) не только путем перечисления денег на счет заказчика и предоставления банковской гарантии, но и другим способом, предусмотренным в закупочной документации.

Процедура заключения договора пошагово

Процедура заключения договора состоит из нескольких шагов. Рассмотрим их подробно.

Шаг 1. Определяем исполнителя договора

Сделать это можно путем проведения конкурентной или неконкурентной закупки. Виды конкурентных процедур (конкурс, аукцион и т. д.) определены в ч. 3.1 ст. 3 закона № 223-ФЗ, общие правила их проведения — в ст. 3.2.

Важно! Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 утвержден список работ, товаров, услуг, приобретать которые можно только электронно. В этой форме проводятся закупки у субъектов МСП (ч. 2 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Обратите внимание! Случаи и способы проведения неконкурентных закупок (например, оформление договора с единственным поставщиком) должны быть прописаны в положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Читайте также:  Доп отпуск родителю ребенка инвалида

Шаг 2. Составляем проект договора

Положение о закупке может содержать условие, что проект договора входит в аукционную или конкурсную документацию, тогда на этом этапе в него включаются сведения из заявки победителя.

Если проект на этапе определения поставщика составлен не был, это делается после.

Обратите внимание! В отличие от закона № 44-ФЗ в положении о закупке может быть разрешено использовать проект договора, составленный победителем торгов или единственным поставщиком.

Шаг 3. Подписываем договор

Согласование и подписание договора происходит по правилам, установленным положением о закупках, конкурсной (аукционной) документацией, а также по правилам подписания договоров, действующим у заказчика и поставщика.

Важно! Закон № 223-ФЗ не устанавливает ограничение по числу протоколов разногласий, которыми могут обмениваться стороны.

Шаг 4. Вносим договор в реестр

Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней с даты подписания договора (ч. 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ). В реестр не включаются договоры до 100–500 тыс. руб., договоры, содержащие гостайну, и некоторые другие договоры, предусмотренные ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Порядок передачи сведений в Федеральное казначейство установлен приказом Минфина РФ от 29.12.2014 № 173н.

Шаг 5. Включаем сведения о договоре в ежемесячную отчетность

В силу ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ заказчик до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, публикует в ЕИС:

  • данные о количестве и общей стоимости оформленных договоров (в их число входят и те, сведения о которых не подлежат включению в реестр);
  • данные о договорах, оформленных с ед. поставщиком;
  • данные о договорах, оформленных с ед. поставщиком, по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры.

Граничные сроки подписания договора

Срок заключения договора по закону № 223-ФЗ при проведении конкурентной процедуры установлен ч. 15 ст. 3.2. Договор должен быть оформлен не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней с момента публикации итогового протокола торгов.

Обратите внимание! Если договор нуждается в одобрении органом управления заказчика, он должен быть подписан в течение 5 дней с момента получения такого одобрения.

Если на действия заказчика или оператора электронной площадки была подана жалоба в Федеральную антимонопольную службу России, договор должен быть оформлен в течение 5 дней с момента вынесения решения по жалобе.

Важно! Договор не может быть оформлен ранее чем через 10 дней с момента публикации итогового протокола торгов, т. к. именно этот срок установлен для подачи жалобы п. 4 ст. 18.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Если заказчик оформляет договор с единственным поставщиком, то жестких сроков не установлено. Нужно, чтобы договор был подписан в период, указанный в плане закупки.

Что делать, если другая сторона уклоняется от подписания договора

Заказчик может отменить проведение конкурентной процедуры до окончания срока приема заявок. Позднее он может отменить торги до заключения договора только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (чч. 5, 7 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ).

Если такие обстоятельства отсутствуют, а заказчик отменил закупку и не подписывает договор, его действия можно обжаловать в ФАС России или в суд как уклонение от заключения договора по 223-ФЗ.

Отказ победителя от заключения договора 223-ФЗ также расценивает как уклонение. В этом случае:

  • ему не возвращается обеспечение заявки (п. 1 ч. 26 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ);
  • сведения о таком участнике включаются в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Важно! Сведения будут находиться в РНП 2 года. В течение этого времени уклонисту будет сложно участвовать в торгах, т. к. большинство заказчиков устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений о потенциальном поставщике в реестре (ч. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Таким образом, процедура подписания договора в рамках закона № 223-ФЗ регламентирована не так жестко, как подписание контракта по закону № 44-ФЗ. Однако она имеет свою специфику, которую мы детально разобрали в нашей статье. Зная ее, можно оформить договор без ошибок.

Читайте также:  Что должен знать электрик

Узнать о составлении плана закупок по ФЗ-223 можно здесь.

Здравствуйте. Выиграл котировку по 223 ФЗ. Заказчик РЖД. Предмет договора — услуги (уборка).

В ходе подготовки к подписанию выяснилось что техзадание некорректно (ошиблись инженера видимо при расчете площади). Вместо 9100 кв.м. уборке подлежит 6600 кв.м. Соответственно падает и цена договора с 2,6 млн до 1,9 млн.

Для нас это существенное изменение.

Положение о закупке позволяет заказчику пересмотреть объем до 30% (Здесь как раз до, видимо юристы заказчика помогли советом). Но пересмотреть объем заказчик может, согласно той же документации — по соглашению с исполнителем.

Мы конечно не в восторге. Заказчик крупный. Ругаться не хочется, но и этот договор теперь стал убыточный. Как можно отказаться от заключения — не рискуя попасть в РНП.

К сожалению, отказ от договора по 223-ФЗ практчески не возможен. Можно говорить только о следующих возможностях отказа от закупки по 223-ФЗ:

  1. отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
  2. отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
  3. отказ заказчика от заключения договора. Уточним, что во втором случае отказ происходит до подведения итогов определения победителя, а в третьем – уже после определения такого победителя.

В соответствии с ч.5 ст.448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

В данном случае самый выгодный вариант – убедить заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон, что можно сделать практически в любой ситуации, при условии согласия сторон.

Ситуация, когда заказчик разыгрывает закупочную процедуру, но уже после вскрытия конвертов обнаруживает, что его потребность в закупке несколько изменилась, либо потребность эта в принципе пропала — не редкость. Однако, если заказчик отказывается от проведения закупочной процедуры, отказывается от заключения договора, он очень сильно рискует. Подробности — в нашей статье.

Онлайн-курс « Закупки по 223-ФЗ . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

В Законе № 223-ФЗ нет отдельных положений, касающихся одностороннего расторжения контракта . В данном случае единственным правовым регулирующим документом является ГК РФ. Но сама возможность расторжения является спорной, так как основная цель закупки — это все-таки заключение договора. Поэтому, в силу п. 5 ст. 448 ГК РФ, «в случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения». То есть, действия заказчика могут быть обжалованы и практика Московского УФАС говорит о тех неприятных последствиях, которые могут наступить.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

ОАО «Корпорация «Комета» по результатам проведения запроса предложений выбрала победителя закупки, но отказалось заключать с ним договор. Московский УФАС вынес решение, по которому заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ. Заказчику выдано предписание о завершении процедуры. Под завершением процедуры понимается заключение контракта с тем победителем, который отобран в рамках конкурентной борьбы. Позиция Московского УФАС подтверждается судебными решениями и Арбитражный суд г. Москвы признал мнение Московского УФАС абсолютно обоснованным. В данном случае ситуация закончилась тем, что заказчик был вынужден заключить договор с победителем закупки, но иногда последствия могут быть более печальными. Например, материалы в отношении данного заказчика могут быть переданы в правоохранительные органы для обнаружения сговоров и согласованных действий между участниками закупки, либо между самим заказчиком и участником закупочной процедуры.

Во избежание подобных ситуаций заказчик обязан грамотно и корректно написать процедуру отказа от проведения закупочной процедуры после вскрытия конвертов, дабы минимизировать риски привлечения к ответственности в части нарушения процедуры проведения закупки. Риски в части подозрений по коррупционным составляющим в любом случае останутся, но по крайней мере процедура у вас будет максимально чистая и прозрачная.

Читайте также:  Объединение детских садов в одно учреждение

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Интересен пример из практики, который удивляет позицией контролирующего органа. Один из заказчиков работает по гособоронзаказу. В период проведения закупки, до определения победителя, но уже после вскрытия и рассмотрения заявок, были внесены изменения в законодательство об оборонном заказе, связанные с введением отдельных счетов. Проект договора заказчика не содержал обязанности применять отдельный счёт. Заказчик принял решение отказаться от закупочной процедуры из-за необходимости привести в соответствие свою документацию и проект договора с новыми требованиями законодательства. Действия заказчика были обжалованы в центральный аппарат ФАС России.

Антимонопольный орган вынес решение о не обоснованных действиях заказчика, так как отказ от закупочной процедуры был произведён с нарушением положения о закупке, уже после вскрытия конвертов и рассмотрения заявок. Заказчика заставили вернуть закупочную процедуру на ту стадию, где было принято решение отказаться от заключения договора с победителем.

В данной ситуации заказчика спасла незначительная ошибка контролирующего органа, который в своём предписании не подробно и не полно описал действия, которые обязан совершить заказчик. Контролирующие органы не обязали заказчика дать право участникам представить новое обеспечение заявок. Пока рассматривалась жалоба, пока заказчик медленно, но верно, приступал к исполнению предписаний, которые он получил, обеспечение заявок истекло. Закупку реанимировали, но на момент подведения итогов не было ни одной заявки, в отношении которой было действующее обеспечение. Заказчик закрыл данную закупочную процедуру в связи с тем, что ни один из участников не соответствовал требованиям закупочной документации. Если бы антимонопольный орган прописал подробно все действия, который обязан совершить заказчик, получилась бы нелепая ситуация. С одной стороны, заказчик исполняет предписания антимонопольного органа, с другой стороны, договор, который был бы заключен по итогам данной закупки, нарушал требования Закона 275-ФЗ об оборонном заказе.

Основания и сроки отказа стоит четко зафиксировать в положении о закупке, а в извещении, документации каждый раз указывать на право отказаться от проведения закупки, либо заключения договора, после определения победителя закупочных процедур. В этом случае шансов у заказчика отстоять свою позицию при возникновении спорной ситуации гораздо больше.

А вот у госорганов в ситуации, если заказчик отказывается от заключения договора с победителем закупки, целых 4 позиции:

  • Позиция 1. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если закупка осуществлялась не путем проведения торгов и возможность отказа предусмотрена положением и (или) документацией о закупке (Письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1013).
  • Позиция 2. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен, если порядок проведения процедуры закупки отвечает признакам торгов (Решение Московского УФАС России от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16).
  • Позиция 3. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если сделка является для заказчика крупной и не получено согласие собственника на ее совершение (Решение Московского УФАС России от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15).
  • Позиция 4. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен (Решение Московского УФАС России от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15).
Ссылка на основную публикацию
Уведомление об участии в иностранных организациях
​Уведомление об участии в иностранных организациях – 2017 Все организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми...
Торговля алкоголем расстояние до школы
Расстояние от магазина с алкоголем до школы составляет 100 метров. Такую поправку ввели депутаты в федеральный закон, но рассматривается проект...
Торговля без чека ответственность
Каждому субъекту предпринимательства, осуществляющему расчёты с покупателями (наличными и через банковские терминалы), необходимо знать регламент, установленный Центробанком, регулирующий порядок ведения...
Уведомление работнику чтобы забрал трудовую книжку
После расторжения трудового договора работодатель выдает уволившемуся сотруднику всю документацию, которая касается ведения его профессиональной деятельности в данной организации. При...
Adblock detector