Уголовная ответственность за работу без лицензии

Уголовная ответственность за работу без лицензии

Во – первых, ответственность может наступить за предпринимательскую деятельность, т.е. за работу без лицензии в тех сферах жизнедеятельности, которые подлежат обязательному лицензированию. Глупо искать оправдание своим ошибкам в случае своего же незнания того или иного аспекта жизнедеятельности. Незнание закона, как говорится, не освобождает от ответственности. Так вот, во – вторых, пострадать можно за грубое нарушение норм и правил установленных законом в лицензируемых областях, ну и в — третьих, за неоднократные мелкие нарушения в тех же самых областях обязательного лицензирования. И если, за последние два вида нарушений у горе коммерсантов просто отзовут лицензию, то за предпринимательскую деятельность без лицензии там, где она обязательна, бизнесмену могут грозить серьезные неприятности вплоть до уголовного преследования. Поэтому зарегистрировать сегодня коммерческое предприятие – это сделать только полдела. В обязательном порядке, необходимо получить лицензию на те виды деятельности, которые определены 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Медицинская деятельность в этом списке есть, и ее осуществление без наличия соответствующего разрешающего документа запрещено.

Перечень видов деятельности подлежащих обязательному лицензированию можно уточнить по телефону:

+7(812) 407-15-81

А так же на сайте Вы можете рассчитать стоимость лицензирования интересующих Вас медицинских услуг:

В соответствии с действующим законодательством РФ, за осуществление предпринимательской деятельности в области медицины без лицензии предприимчивым гражданам придется столкнуться с ответственностью как административного, так и уголовного характера. В ст 14.1 КоАП РФ подробно прописаны виды наказания за работу без лицензии, и размеры ответственности за отсутствие лицензии которые действуют сегодня. Наложение административного штрафа предпочтительнее уголовного наказания. Но вот каким нарушением (административное оно или уголовное) является работа без лицензии, в каждом конкретном случае определяют соответствующие компетентные органы.

Зачастую, такой проступок как отсутствие медицинской лицензии, влечет за собой ШТРАФ! А какой?

Размер штрафа за работу без лицензии:

для граждан в размере от 2 тысяч рублей до 2,5 тысяч рублей
для должностных лиц в размере от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей
для организаций в размере от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей

Ст 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за отсутствие лицензии за осуществление предпринимательской деятельности, не связанной с извлечением денежной прибыли (дохода). В этом случае отсутствие лицензии на медицинскую деятельность классифицируется как административное правонарушение. На гражданских лиц налагается предупреждение. В добавок, за работу без лицензии, они м.б. "награждены" денежным штрафом в размере от 500 (пятисот) до 1000 (тысячи) рублей. На должностных лиц — штрафом в размере от 30 до 50 тысяч рублей. В отдельных случаях, осуществление предпринимательской деятельности может быть прекращено на срок продолжительностью до 3 (трех) месяцев. Организация же (касается юридических лиц любых форм собственности) должна будет выплатить денежную компенсацию в виде штрафа в размере 170 000 рублей — 250 000 рублей или приостановить осуществление предпринимательской деятельности на срок в девяносто календарных дней.

Ст 171 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за работу без лицензии, если осуществление предпринимательской деятельности нанесло государству существенный ущерб. В этом случае предусмотрена ответственность в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо наказание в виде ареста на срок до 6 месяцев.

Если Вы дочитали до этого места, то скорее всего ваше предприятие работает не совсем на законных основаниях и остро нуждается в лицензировании. Хотим чтоб Вы знали, в последнее время у нас резко увеличилось количество звонков типа: "как наказать . за отсутствие . ", "нам сделали . без лицензии, куда пожаловаться?", ". работает без соответствующего разрешения, куда сообщить?" и т.п. Конечно, мы знаем куда и к кому. Но ведь эти адреса и телефоны находятся в открытом доступе. Поэтому бесплатный Вам совет: "не играйте с огнем!" Сэкономите сегодня рубль, потеряете завтра два. И это будет хорошо, если два.

Незаконное предпринимательство – это ведение деятельности, направленной на получение прибыли, без регистрации согласно требованиям законодательства РФ или без лицензии в тех случаях, когда наличие такой лицензии является обязательным (ст. 171 УК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ ). Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность (штрафы за незаконное предпринимательство 2019) предусмотрены законодательством РФ об административных правонарушениях, а также уголовным законодательством РФ. Итак, какое наказание предусмотрено законодательством за незаконное предпринимательство в 2019 году?

Читайте также:  Оплата ндс за аренду помещения

Незаконная предпринимательская деятельность (КоАП РФ)

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность 2019 (наказание для физического лица и для юридического лица) (ст. 14.1 КоАП РФ ).

Нарушение Категория нарушителей Размер штрафа,
руб.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица (п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ ) Граждане от 500 до 2 000
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если наличие лицензии является обязательным (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ ) Граждане от 2 000 до 2 500
Должностные лица от 4 000 до 5 000
Юридические лица от 40 000 до 50 000
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ) Граждане от 1 500 до 2 000
Должностные лица от 3 000 до 4 000
Юридические лица от 30 000 до 40 000
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией (п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ ) Индивидуальный предприниматель от 4 000 до 8 000
Должностные лица от 5 000 до 10 000
Юридические лица от 100 000 до 200 000

Кроме наложения денежного штрафа, законодательством РФ об административных правонарушениях также предусмотрено наказание за незаконное предпринимательство в виде конфискации изготовленной продукции (оборудования или сырья), а также приостановление деятельности на срок до девяноста дней в зависимости от совершенного правонарушения (ст. 14.1 КоАП РФ ).

Незаконная предпринимательская деятельность (УК РФ)

Уголовным кодексом РФ также предусмотрены штрафы за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ):

Нарушение Размер штрафа,
руб.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии (когда лицензия обязательна), в результате которой причинен ущерб гражданам, организациям или государству в крупном размере, либо сопряженная с извлечением дохода в крупном размере (п. 1 ст. 171 УК РФ) до 300 000
или
в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 2-х лет
Осуществление группой лиц предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии (когда лицензия обязательна), в результате которой причинен ущерб гражданам, организациям или государству в особо крупном размере, либо сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере (п. 2 ст. 171 УК РФ) от 100 000 до 500 000
или
в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от 1-го года до 3-х лет

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство кроме наложения денежного штрафа также предусматривает наказание в виде исправительных работ или лишения свободы в зависимости от степени тяжести содеянного правонарушения (ст. 171 УК РФ).

Куда сообщить о незаконной предпринимательской деятельности анонимно?

Сразу скажем, что анонимную жалобу госорганы вряд ли рассмотрят.

А так сообщить о незаконной предпринимательской деятельности можно в налоговую инспекцию (поскольку налоговое законодательство предусматривает штрафы за ведение незарегистрированного бизнеса) или в полицию либо в прокуратуру (поскольку это экономическое преступление).

Т. ШУТМАН
Т. Шутман, юрист.
Уголовный кодекс РФ, действующий с 1 января 1997 г., качественно изменил составы преступлений в сфере экономической деятельности. Однако применение статей УК подчас вызывает некоторые трудности в связи с несовершенством системы российского законодательства. Это касается, в частности, вопроса привлечения к ответственности по ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство" за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает "осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования". Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение в результате такой деятельности крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода от данной деятельности в крупном размере.
Часть 2 ст. 171 УК содержит квалифицированные составы преступления — совершение преступного деяния организованной группой; извлечение от данной деятельности дохода в особо крупном размере; совершение деяния лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность.
Рассмотрим, всегда ли оправданно привлечение к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
В соответствии со ст. 49 ч. 1 ГК РФ на всей территории РФ действует единый порядок ведения предпринимательства: "Коммерческие организации. могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)". В соответствии со ст. 4 ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ" от 21 октября 1994 г. до принятия федеральных законов, регламентирующих виды деятельности, подлежащие лицензированию, действовало постановление Совета Министров РФ (Правительства РФ).
25 октября 1998 г. вступил в силу Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 17 которого устанавливает перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется получение специального разрешения — лицензии. С момента его вступления в силу виды деятельности, не указанные в этом Законе, допускаются без наличия лицензии. Перечень, содержащийся в ст. 17 Закона, толкованию не подлежит. Внесение в него каких-либо изменений возможно лишь в общем порядке изменения закона, т.е. с принятием нового федерального закона. На практике определенную проблему вызывает то обстоятельство, что в соответствии с действовавшим ранее законодательством субъекты Федерации наделялись правом издавать собственные нормативные акты по вопросам лицензирования. Но с вступлением в силу Закона о лицензировании нарушение предписаний актов субъектов РФ не может являться основанием для привлечения к уголовной ответственности. Нормативный акт, принятый с превышением полномочий, каких-либо обязательств не порождает.
Проиллюстрирую ошибки, часто допускаемые судами при вынесении обвинения по ст. 171 УК РФ, на примере одного из дел, — рассмотренных в январе 1998 г. в Лефортовском межмуниципальном народном суде г. Москвы.
Органами предварительного следствия В. был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 п. "б" ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии с извлечением дохода в особо крупных размерах). Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы проверки ОЭП УВД г. Москвы. Было установлено, что В. занимался предпринимательской деятельностью, не имея на то лицензии, требование о наличии которой вытекало из постановлений Правительства Москвы (N 699 от 15 августа 1995 г., N 551 от 25 июня 1996 г., N 553 от 25 июня 1996 г.). По мнению защиты, состав преступления в деянии В. отсутствовал. Попробуем разобраться, почему.
При реализации норм ст. 171 УК РФ определенные трудности вызывает определение понятия "доход, полученный лицом в результате незаконного предпринимательства". В деле В. в качестве дохода его как физического лица была учтена вся сумма, полученная от сделки, что в корне неверно.
В ст. 171 УК РФ доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда; доходом же в особо крупном размере считается доход, сумма которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.
УК не раскрывает понятия дохода (прибыли) и механизма его исчисления, следовательно, при его определении необходимо руководствоваться соответствующими правилами, установленными другими нормативными актами.
В п. 3 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" 1991 г. прибыль от реализации продукции (работ, услуг) исчисляется как "разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)". Аналогичное понятие прибыли содержится в ст. 13 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 552 в 1992 г. Для отдельных видов деятельности устанавливаются иные методики определения прибыли.
Вызывает некоторые сложности и то, что необходимо разграничивать прибыль юридического лица и дохода физического лица. Правовое и экономическое понятия прибыли и дохода не тождественны. Доходом физического лица может считаться лишь часть прибыли, которую лицо получило в результате ее распределения в форме заработной платы или дивидендов от вложенного капитала. При решении вопроса о привлечении к ответственности по ст. 171 УК РФ необходимо учесть, какой доход получило именно это лицо в результате незаконной деятельности, вне зависимости от прибыльности всей операции.
Трудности вызывает и установление круга лиц, участвовавших в совершении операции либо в распределении прибыли. Прибыль может быть распределена между несколькими лицами, причем не всегда совпадающими по субъективному составу с лицами, совершившими деяние.
Субъектом такого преступления, как незаконное предпринимательство, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет. При этом субъектом ответственности могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства. На практике правоприменитель часто допускает ошибки при определении субъекта ответственности по ст. 171 УК РФ, применяя по аналогии ст. 199 УК РФ, в соответствии с которой субъектами ответственности являются генеральный директор и главный бухгалтер предприятия. Такая аналогия к ст. 171 УК неприменима, и субъектом в данном случае может быть любое лицо, участвовавшее в незаконном предпринимательстве и имевшее от этого доход. Из сказанного можно сделать следующий вывод: основным условием привлечения к ответственности руководителей предприятия (генерального директора и главного бухгалтера) является не занимаемая ими должность, а участие в получении незаконной прибыли от деятельности. Исключить возможность применения института соучастия по данной категории дел нельзя. Так, в рассмотренном судом уголовном деле по обвинению В. в качестве обвиняемого, помимо генерального директора, был привлечен главный бухгалтер предприятия, уголовное дело в отношении которого прекращено за отсутствием в его деяниях состава преступления.
По делу В. определением Московского городского суда ранее вынесенный обвинительный приговор был отменен и делопроизводство прекращено за отсутствием состава преступления. При этом городской суд руководствовался тем, что доход В. от предпринимательской деятельности без лицензии исчислен неверно, а та деятельность, в которой участвовал В., в соответствии с федеральным законодательством (т.е., в частности, с Законом о лицензировании), лицензированию не подлежала.
Сказанное применимо и к практике правоохранительных органов, органов предварительного следствия и дознания по привлечению к ответственности лиц за торговлю алкогольной продукцией без наличия соответствующих лицензий. Таких дел в настоящее время достаточно много. При этом не всегда корректна конструкция обвинения, не указывается нормативный акт, в соответствии с которым данный вид деятельности подлежит лицензированию, что приводит к возвращению дел для производства дополнительного расследования, перепредъявления обвинения.
В последнее время в связи с тем, что в РФ вводится монополия на оборот алкогольной продукции, в действиях правоохранительных органов прослеживается следующая тенденция: привлечение к уголовной ответственности за торговлю алкогольной продукцией без наличия соответствующей лицензии, несмотря на существенный пробел в законодательстве, касающемся лицензирования данного вида деятельности, осуществляется в любом случае, вне зависимости от получения либо неполучения какого-либо дохода от этой деятельности или причинения крупного ущерба, и при отсутствии квалифицирующих признаков. Кроме того, при наличии в продаже алкогольной продукции, не соответствующей ГОСТам РФ, данное деяние квалифицируется по совокупности ст. 171 УК РФ и ст. 159 УК РФ ("Мошенничество"). При этом не принимается во внимание то, что лицо, обвиняемое в преступлении, не знало о несоответствии продаваемого товара. Такая позиция обвинения противоречит нормам уголовного законодательства, так как субъективная сторона данного преступления выражается в прямом умысле. Кроме того, нарушается основной принцип уголовного процесса — презумпция невиновности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  Нештатный ксенон штраф 2018

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1994 N 52-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.09.1998 N 158-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 16.09.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.1992 N 552
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 15.08.1995 N 699
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ"
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА",
"ПОРЯДКОМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ", "ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДЛЕЖАЩУЮ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ, БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ ИЛИ С НАРУШЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ
УСЛОВИЙ")
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.06.1996 N 551
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ОБЛАГАЕМЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ АКЦИЗАМИ, В
ГОРОДЕ МОСКВЕ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.06.1996 N 553
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ПРОИЗВОДСТВУ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ И ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
Законодательство и экономика, N 2, 1999

Ссылка на основную публикацию
Уведомление об участии в иностранных организациях
​Уведомление об участии в иностранных организациях – 2017 Все организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми...
Торговля алкоголем расстояние до школы
Расстояние от магазина с алкоголем до школы составляет 100 метров. Такую поправку ввели депутаты в федеральный закон, но рассматривается проект...
Торговля без чека ответственность
Каждому субъекту предпринимательства, осуществляющему расчёты с покупателями (наличными и через банковские терминалы), необходимо знать регламент, установленный Центробанком, регулирующий порядок ведения...
Уведомление работнику чтобы забрал трудовую книжку
После расторжения трудового договора работодатель выдает уволившемуся сотруднику всю документацию, которая касается ведения его профессиональной деятельности в данной организации. При...
Adblock detector