Уголовная ответственность за коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие);

г) совершены в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами «а» — «в» части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Ст. 204 УК РФ

1. Комментируемая статья установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:

— незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи);

— незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи).

2. Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконные услуги имущественного характера или другие имущественные права.

Под услугами имущественного характера понимаются действия, направленные на избавление лица от затрат. Это услуги, которые подлежат оплате, но оказываются безвозмездно, например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п. Другие имущественные права — это права, не связанные с приобретением права собственности, например:

1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и др.;

2) право на долгосрочную аренду недвижимого имущества;

3) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

4) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

5) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и др.

Подкуп будет иметь место как в том случае, когда его предмет передается соответствующему субъекту, так и тогда, когда предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

3. Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части предмета подкупа.

В случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее этот предмет, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное соответствующей частью комментируемой статьи. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

Читайте также:  До скольки можно гулять несовершеннолетним в беларуси

Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК России.

Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп.

4. Субъективная сторона незаконной передачи (получения) предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла.

5. Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, а получения — специальный (см. п. 1 примеч. к ст. 201 УК).

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также за совершение заведомо незаконных действий (бездействие).

Рассматривая вопрос о квалифицирующем признаке — группа лиц по предварительному сговору — применительно к передаче предмета подкупа, следует обратить внимание на то обстоятельство, что группа лиц может иметь место только тогда, когда передачу осуществляют два или более исполнителя. Понятие организованной группы приведено в ч. 3 ст. 35 УК. Заведомо незаконные действия представляют собой действия, запрещенные законом или иным нормативным правовым актом. При этом указание законодателя на заведомость означает точное знание лицом этого обстоятельства.

Согласно примеч. к комментируемой статье лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников совершения преступления и другие действия.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, будет иметь место в тех случаях, если лицо независимо от мотивов, но до момента, когда о преступлении стало известно органам власти, письменно или устно сообщило о подкупе указанному в законе органу. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в данном случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

Освобождение от уголовной ответственности на основании примеч. к комментируемой статье является обязательным. Освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по этим основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

При добровольном сообщении о коммерческом подкупе не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение.

При получении предмета подкупа совершение самих требуемых действий (бездействия) в интересах дающего рассматриваемым составом преступления не охватывается, поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

7. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает три квалифицирующих признака получения предмета подкупа:

— совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— совершение преступления, сопряженного с вымогательством;

— получение предмета подкупа за незаконные действия (бездействие).

Как отмечалось выше, группу лиц по предварительному сговору могут образовать только исполнители.

Из содержания п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 следует, что в организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных комментируемой статьей. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, как соучастник коммерческого подкупа.

О понятии незаконных действий говорилось выше. Здесь же необходимо обратить внимание на то, что в ч. 4 комментируемой статьи законодатель не использует понятия заведомости. Однако, на наш взгляд, очевидно, что для наличия квалифицированного состава преступления лицо должно осознавать фактор незаконности.

Квалификация действий посредника в коммерческом подкупе определяется тем, чьи интересы он представлял при совершении преступления. Поэтому если он представлял интересы лица, передающего предмет подкупа, его действия квалифицируются как соучастие в незаконной передаче подкупа или в противном случае как соучастие в получении предмета подкупа, но в обоих случаях со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК.

Коррупция – одна из самых тяжелых социальных «болезней». Ее проявления многогранны и разнообразны и, к сожалению, издавна сопровождают практически все сферы жизни нашего общества. Конечно, с этим явлением следует бороться, поэтому разные виды коррупции объявлены уголовными преступлениями и предусматривают серьезную ответственность.

С развитием предпринимательства в РФ практически постоянно предпринимаются попытки нарушать законы рыночной экономики. Одним из путей такого нарушения является коммерческий подкуп – торговая разновидность взятки.

Рассмотрим этот вид уголовного проступка подробнее, определим, в чем его особенности, в отличие от взятки, и что грозит изобличенным в нем предпринимателям.

Что такое коммерческий подкуп

Для конкурентной борьбы хороши все средства, кроме незаконных. Предприниматели вправе использовать любые законодательно дозволенные экономические инструменты, изощряясь в их применении для обеспечения доступа к ресурсам, финансам, влиянию и другим активам, которые в итоге гарантируют увеличение прибыли – ведь в этом конечная цель бизнеса.

Когда средства получены незаконным путем, говорят о коррупции. Смысл этого действия довольно ясен: желая получить некую выгоду, одна сторона стимулирует другую для совершения действия или, наоборот, поощряя бездействие. При этом стимуляция может быть как материальной (финансы либо другие активы), так и нематериальной (ответные действия или бездействие).

Если неправомерное вознаграждение за действие или бездействие передается руководящему лицу (ответственным лицам), представляющим организацию, речь идет не просто о взятке, а о коммерческом подкупе.

ВНИМАНИЕ! Вред от коммерческого подкупа лежит не только в моральной плоскости, это правонарушение негативно влияет на принцип конкуренции, которым должна руководствоваться здоровая экономика. Кроме того, такое деяние подрывает авторитет конкретной коммерческой компании.

Понятия, близкие коммерческому подкупу

Термин «коммерческий подкуп» определен юридически как вид неправомерного влияния на управленческие процессы и функционирование организаций или деятельность предпринимателей. Коммерческий подкуп представляет общественную опасность. В обиходе встречаются прижившиеся слова и выражения, которым называют это явление:

  • коммерческая взятка;
  • коррупция в негосударственной сфере;
  • торговое «подмазывание»;
  • мзда.

Предмет коммерческого подкупа

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.
Читайте также:  Порядок обмена паспорта в 45 лет

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.

Объект коммерческого подкупа

Под объектом имеется в виду не само вознаграждение, а та область, на которую направлена цель подкупа, то есть управление организацией. Данная деятельность:

  • выполняется специально уполномоченными сотрудниками, чьи обязанности по ее выполнению соответствующим образом оговорены в их трудовых контрактах;
  • призвана служить правомерным интересам граждан РФ;
  • жестко нормируется законодательными положениями и внутренними актами организации.

Таким образом, как преступление коммерческий подкуп посягает на нормальную работу управленческого аппарата коммерческой организации.

Виды коммерческого подкупа

С точки зрения закона, преступлением являются все проявления коммерческого подкупа:

  • передача ценностей либо совершение действия/воздержание от него в качестве неправомерной оплаты для представителя управленческой структуры организации;
  • получение денег, активов или выполнение действий/отстранение от действий таким лицом в интересах платящей стороны.

Законодательная основа торговой коррупции

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2017 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.

Нормы ответственности за коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
    • штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
    • ограничение свободы до 2 лет;
    • трехлетние исправительные работы.

    Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

    • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
    • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

    В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

    • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
    • принудительные работы до 4 лет;
    • арест от 3 месяцев до полугода;
    • тюремное заключение до 6 лет.
  2. За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит:
    • штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
    • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
    • арест до 3 лет.
    • Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

      • получение объекта подкупа организованной группой;
      • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
      • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

      В этом случае мера ответственности такова:

      • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
      • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

      Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

      • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
      • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
      • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.

      Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

      Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

      Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

      1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
        • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
        • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
        • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
        • Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

        ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

        Как доказать коммерческий подкуп

        Коммерческий подкуп – должностное преступление низкой или высокой степени тяжести, раскрыть и доказать его достаточно сложно. Кроме проверок, есть лишь один вариант информирования уполномоченных органов об этом правонарушении: если некое юрлицо пытается вымогать неправомерное вознаграждение с гражданина или представителя другой организации за свои услуги или бездействие. Согласиться с этими требованиями – значит стать соучастником коммерческого подкупа. Но можно и обратиться в правоохранительные органы, для этого необходима следующая доказательная база:

        • аудио или видеозапись беседы, где озвучиваются незаконные требования мзды (в ней должны обязательно прозвучать цель и условия выплаты, а также размер вознаграждения);
        • документальное подтверждение событий, касающихся подкупа (например, копию договора, относительно которого вымогался «откат»).

        К СВЕДЕНИЮ! В записи вымогательства ни в коем случае не должна присутствовать инициатива «дающей» стороны, иначе при рассмотрении дела это может быть сочтено провокацией.

        После написания заявления осуществляется сотрудничество заявляющей стороны с правоохранителями: под их руководством необходимо передать фигуранту требуемый подкуп, тогда преступление будет зафиксировано.

        Отличие коммерческого подкупа от взятки

        По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:

        • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
        • цель этих правонарушений – корысть;
        • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.

        Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.

        Основание для сравнения Взятка Коммерческий подкуп
        1 Статья Уголовного кодекса Ст. 290, 291 Ст. 204
        2 Сфера осуществления Государственные и административные организации Коммерческие организации
        3 Вид правонарушения Должностное Коммерческое
        4 Объект преступления Социальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организаций Реализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре
        5 Потенциальные субъекты преступления «Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положение Лица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления
        6. Время совершения правонарушения Может быть дана (получена) как до, так и после желаемого действия Дается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния
        7. Степень тяжести правонарушения Небольшая При передаче – небольшая, при получении – большая

        Когда коммерческий подкуп только кажется таковым

        В некоторых случаях коммерческий подкуп юридически констатировать нельзя:

        1. Неправомерные требования материального или иного вознаграждения за действие или бездействие коммерческих структур не могут быть сочтены преступлением, пока средства не были переданы требующему лицу. Однако на основании требований можно возбудить уголовное дело и доказать коммерческий подкуп.
        2. Если действие, за которое «берущей» стороне была предоставлена незаконная выгода, было законным, то коммерческий подкуп даже при наличии остальных признаков, не идентифицируется. Например, в обязанности руководителя отдела входит распределение некоего оборудования – предоставление его во временное пользование клиентам фирмы. Клиент «благодарит» руководителя за то, что он вошел в число получивших оборудование. Коммерческого подкупа здесь нет, поскольку оборудование распределено законно, хотя и небеспристрастно.

        ВНИМАНИЕ! Такое кажущееся противоречие обусловлено неполноценностью формулировки ст. 204, которая не содержит точного определения передачи незаконного вознаграждения.

      2. «Дающая» сторона пообещала неправомерное вознаграждение. До тех пор, пока она не передала хотя бы его части «берущей стороне», о подкупе говорить не приходится, даже если «берущая» сторона выполнила все, за что ей обещали подкуп. Отсутствие факта передачи – отсутствие состава преступления.
      3. Коммерческий подкуп – один из видов коррупционных преступлений, часто называемый «коммерческой взяткой». Коррупцией признаётся незаконное использование должностного положения вопреки общественным и государственным интересам с целью получения определённых финансовых либо материальных выгод для себя или третьих лиц. Коррупционные правонарушения всегда связаны со злоупотреблением своими полномочиями. Ошибочно считать, что государство, взяв направление на активную и всестороннюю борьбу с коррупцией, будет следить только за государственными служащими, а также работниками государственных корпораций, внебюджетных фондов. Взяткодательсво охватывает все группы населения, вследствие чего уголовно-правовое регулирование осуществляется предельно широко.

        Понятие и сложности квалификации правонарушения

        Новостные потоки переполнены информацией о пресечении правоохранительными органами попыток получения взятки официальными лицами, представляющими государственный сектор экономики, но аналогичная информация от сферы бизнеса практически не озвучивается. Это приводит к деформированному восприятию коррупционных злоупотреблений как исключительной «привилегии» организаций, наделённых государственно-распорядительными полномочиями.

        Читайте также:  Газфонд пенсионные накопления заявление на единовременную выплату

        Бизнес-взяточничество – явление повсеместное. Статьи, предусматривающие ответственность за подобные действия, содержат нормативные документы уголовно-правового характера многих стран. Так, Модельный Уголовный кодекс для государств – участников СНГ содержит статью 271, посвящённую вопросам коммерческой взятки, что должно служить образцом для уголовных кодексов всех республик Содружества.

        Большой процент нарушений закона коррупционной направленности связан с главным свойством рыночной экономики – конкурентной борьбой за доступ к ресурсам производства услуг, рынку сбыта.

        Стоит отметить, что мздоимство в бизнесе регулярно становится предметом научных исследований, хотя является относительно новой статьёй российского уголовного законодательства. Это связано с высокой динамикой изменений, вносимых законодателем в текст соответствующей статьи. Действующая редакция УК России остается неизменной с 2016 года. Относительно старой редакции существенно расширен предмет правонарушения, введён институт пособничества, а также выделен мелкий коммерческий подкуп как самостоятельное нарушение законодательства. Помимо этого, изменениям подвергалась подслественность – с 15 января 2011 года уголовное преследование по нарушениям закона, предусмотренным статьёй 204 уголовного закона, осуществляется исключительно сотрудниками Следственного комитета.

        Коммерческий подкуп статья 204 УК РФ определяет как вид неправомерного влияния на менеджмент компании.

        Проведение анализа его описания позволяет определить следующие признаки:

        1. Наличие у взяткополучателя управленческих полномочий;
        2. Противоправный характер передачи предмета договорённости;
        3. Предоставление указанных ресурсов исключительно за совершение действия (бездействия), отнесённого к полномочиям взяткополучателя.

        Соответственно, передача некоторых материальных ресурсов управляющему работнику может классифицироваться по ст. 204 только при совпадении всех трёх факторов.

        С точки зрения правосудия, важен сам факт получения незаконного вознаграждения, а не то, как это сделано – в форме предоплаты или по факту выполнения.

        Противоправные платежи управленцам частного сектора экономики часто путают с дачей взятки, состав которой определяют ст. 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации. Составы этих деяний настолько близки, что для обоих составов используют одинаковую терминологию. Например, предмет преступления – предложение дачи материальных благ – принято называть взяткой, а получение таких благ – взяточничеством.

        Предмет противоправного деяния также однородный:

        • деньги;
        • ценные бумаги;
        • имущество и незаконные имущественные услуги;
        • иные имущественные права.

        Важно отметить именно незаконный характер платы, то есть не предусмотренный ни законодательством, ни трудовым договором, не отнесённый к категории подарков, тратам на представительские расходы. Взяткой может выступать предоставление непосредственной имущественной или опосредованной выгоды (например, освобождение от имущественных обязательств либо исполнение имеющихся обязательств мздоимца перед другими лицами).

        Исходя из примечания к ст. 204 УК РФ для определения состава нарушения необходимо, чтобы стоимость предмета договорённости имела значительный размер, то есть превышала сумму 25 тыс. р.

        Приведённая таблица сравнения статей 204, 290, 291 УК РФ показывает принципиальные отличия этих составов преступлений по ключевым моментам:

        Сфера экономики Объект Субъект
        Статья 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» Финансовый сектор экономики Нарушение установленного порядка функционирования организации Работник, обладающий управленческими полномочиями
        Статьи 290, 291 УК РФ

        «Взятка»

        Нефинансовый сектор экономики Основа правомерной работы органов власти,
        а также ряда утвержденных законом организаций Чиновник

        Ответственность за коммерческую взятку

        Регулирование вопросов, связанных с торговой коррупцией, осуществляется:

        1. Уголовным кодексом Российской Федерации.
        2. Кодексом об административных правоотношениях Российской Федерации.
        3. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

        Рассмотрению практических аспектов применения положений законодательства посвящено постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

        Законодатель выделяет следующие виды субъектов преступления с разнородной ответственностью:

        • управляющий/менеджер организации;
        • посредники;
        • лицо (группа лиц), извлекающее выгоду;
        • юридическое лицо, от имени которого предлагалась взятка.

        Особенностью подкупа является наступление ответственности не только для непосредственных сторон передачи взятки, но также для третьих лиц и организаций.

        Таким образом, законом определено три противоправных деяния, связанных с коммерческим подкупом:

        1. Дача (предложение дачи взятки) (ч. 4 ст. 204 УК РФ).
        2. Получение (ч. 5–8 ст. 204 УК РФ).
        3. Посредничество (ст. 204.1 УК РФ).

        Специалисты выделяют ряд сложностей, связанных с квалификацией действий, которые предусматривает статья 204 УК РФ. Признаками, квалифицирующими коммерческий подкуп, статья закона определяет групповую организованность и вымогательство.

        Групповая организованность – сговор об осуществлении деяния между сотрудниками, каждый из которых наделён функциями управления. Проблему составляет доказательство наличия предварительной договорённости о действиях.

        Вымогательство представляет собой требование выплаты денег, передачи материальных (нематериальных) ценностей либо иных активов, сопровождаемое угрозами охраняемым законом интересам человека. Особенность квалификации вымогательства составляет декларативный характер угрозы. Значение имеет лишь заявление намерения нанести ущерб, возможность реализовать данную угрозу не важна.

        Угроза должна представлять реальную опасность для личных законодательно закреплённых интересов гражданина.

        В отличие от «коммерческой» сути подкупа вымогательство носит личностный характер. В качестве примера вымогательства можно рассмотреть угрозу нанесения репутационного, физического или имущественного вреда управленцу, его семье.

        Разбор ст. 204 УК РФ показывает, что наказание за участие в откатной схеме начинается со штрафов до 400 тыс. р., значительный размер взятки может увеличить штраф до 800 тыс. р., крупный – до 1,5 млн р. Также закон предусматривает наказание сроками лишения свободы либо назначением исправительных работ.

        Анализ наказаний, перечисленных статьёй 204 УК РФ, показывает, что коммерческий подкуп, исходя из обстоятельств совершения, может расцениваться судом как деяние небольшой или средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление. От этого зависит приговор суда, выбранная им мера пресечения, а также определение сроков давности при принятии решения о возможности освобождения от ответственности по статье 78 Уголовного кодекса.

        Установление следственными органами факта дачи взятки финансовых (материальных) ресурсов стороной-участницей вследствие вымогательства стороной-получателем отменяют применение к нему мер уголовной ответственности. Аналогично решается вопрос о наказании лиц, активно способствующих следствию, оказывающих содействие раскрытию преступления, добровольно сообщивших о совершённом.

        Проблемы практического применения законодательства

        Коммерческий подкуп – преступление, раскрытие и доказывание которого представляет настоящую уголовно-правовую проблему. Это связано с тем, что сделка совершается к взаимной выгоде сторон-участниц, обе стороны являются преступниками. Говоря обывательским языком, рука руку моет. К добровольному обращению к правоохранительным органам может привести лишь вымогательство, когда «взяткодатель» фактически принуждён давать взятку.

        Обращение может совершаться устно или письменно, после чего оперативной группой начинается работа по контрольной даче взятки. Проводимые мероприятия включают организацию работы таким образом, чтобы действия следователей не подпадали под определение провокации или мздоимец не имел возможности избавиться от полученного гонорара. Часто подставного взяткодателя отправляют подкупать руководящего сотрудника организации посредством денег, маркированных специальной краской.

        Следствие должно найти подтверждение:

        • факта незаконной передачи финансовых либо материальных ресурсов;
        • соответствия между дачей взятки и совершением управленцем определённых действий (бездействием);
        • виновных;
        • обстоятельств, квалифицирующих нарушение закона.

        Факт стяжательства будет доказан, если передана хотя бы часть оговорённых финансовых средств, материальных благ.

        Помимо этого вида нарушения уголовного законодательства, существует ряд действий, которые, обладая схожими внешними признаками, не подпадают под действие статьи 204 УК:

        1. «Мнимое посредничество». Фактически данное действие – мошенничество, направленное на материальные блага, выделенные на «откатные» мероприятия. Суть аферы заключается в предложении решить заинтересованной стороне вопросы от имени руководящего работника организации человеком, никакого отношения к организации не имеющим, либо сотрудником той же организации, не имеющим необходимых распорядительных полномочий.
        2. Требование материального или иного вознаграждения, носящее противоправный характер, но не завершившееся передачей финансовых, материальных активов.
        3. Предоставление предмета интереса на законном основании. Если ресурс, которым управленец распоряжается законно, распределён аффилированно, то состав коммерческого подкупа квалифицирован не будет;
        4. Передача материальных ресурсов, оказание услуг должностному лицу за действие (бездействие) без предварительной договорённости о факте передачи либо характере ресурса. Фактически такое действие, являясь односторонним свободным волеизъявлением второй стороны, представляет собой дарение.

        Как видно, торговое взяточничество имеет ряд проблем с определением точной квалификации проступка. Это вызывает сложности у простых граждан и профессионалов уголовной юриспруденции.

        Вопросам отдельных экономических нарушений закона посвящено постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Документ интересен тем, что разработан как методическое пособие для судий при рассмотрении ими составов дел, классифицированных по статье 204 УК РФ. Постановление содержит большое количество разъяснений относительно нюансов применения закона, подкреплённых последующей судебной практикой.

        Так, согласно пояснениям Верховного суда Российской Федерации деяние будет считаться завершённым с момента получения мздоимцем хотя бы части средств или услуг, обещанных в качестве его платы. Если в качестве взятки оказываются услуги, окончанием стяжательства будет начало деятельности по приобретению выгоды.

        Ответственность наступает независимо от наличия возможности извлекать пользу (доход) от полученных ресурсов.

        Если при наличии преступного сговора об осуществлении стяжательства представитель организации отказывается от получения предмета подкупа, то действие взяткодателя будет расценено как покушение на преступление и он будет нести предусмотренную ответственность. Если сделка сорвалась по обстоятельствам непреодолимой силы, то усилия сторон, направленные на достижение договорённости о предмете и объёме передачи средств, будут рассматриваться судом как покушение на осуществление преступления.

        Интересная позиция также озвучена по получению взятки при осуществлении преступления группой лиц. Суд признает предмет переданным, а деяние оконченным по факту получения взятки хотя бы одним из участников сговора. Таким образом, если одно из лиц-взяткополучателей решит отказаться от намерения нарушить закон, но другим правонарушителем предмет подкупа будет получен, для суда оба должностных лица будут подозреваемыми.

        Если кратко резюмировать имеющуюся информацию, то «рыночное взяточничество» является сложным противоправным экономическим явлением, которое может использоваться злоумышленниками не только для незаконного обогащения, но также для нанесения ущерба деловой репутации конкурентов. Чтобы избежать двусмысленного толкования действий уполномоченных лиц, необходимо по аналогии с имеющимся опытом государственных организаций разрабатывать тесты на знание коррупционного законодательства, методические рекомендации по поведению в неоднозначных ситуациях для пресечения возникновения ситуаций, когда действия руководителя могут трактоваться как предложение незаконного вознаграждения своих действий. Оптимальное решение – возложение обязанностей консультанта по антикоррупционным вопросам на представителя юридической службы организации.

        Ссылка на основную публикацию
        Уведомление об участии в иностранных организациях
        ​Уведомление об участии в иностранных организациях – 2017 Все организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми...
        Торговля алкоголем расстояние до школы
        Расстояние от магазина с алкоголем до школы составляет 100 метров. Такую поправку ввели депутаты в федеральный закон, но рассматривается проект...
        Торговля без чека ответственность
        Каждому субъекту предпринимательства, осуществляющему расчёты с покупателями (наличными и через банковские терминалы), необходимо знать регламент, установленный Центробанком, регулирующий порядок ведения...
        Уведомление работнику чтобы забрал трудовую книжку
        После расторжения трудового договора работодатель выдает уволившемуся сотруднику всю документацию, которая касается ведения его профессиональной деятельности в данной организации. При...
        Adblock detector