Торговля алкоголем расстояние до школы

Торговля алкоголем расстояние до школы

Расстояние от магазина с алкоголем до школы составляет 100 метров. Такую поправку ввели депутаты в федеральный закон, но рассматривается проект об отмене данного подпункта.

Особые нововведения коснулись и закона о регулировании производства и продаже алкогольной продукции. В частности, были внесены коррективы по сбыту спиртного вблизи детских учреждений, таких как садики, школы, детские клиники и спортивные объекты. Были определены допустимые пределы, на которых имеет право находиться точка реализации, и оговорены некоторые особенности. Поэтому следует разобраться, в каких пределах может осуществляться торговля алкоголем вблизи вышеописанных учреждений.

Пределы допустимого

Статья 16 ФЗ предполагает следующие изменения в законодательстве:

  1. Запрещено продавать алкоголь в детских, общеобразовательных организациях, спортивных школах и на прилегающих к ним территориях. Проще говоря, в пределах рассматриваемого объекта, в его границах.
  2. Расстояние от магазина и до школы/садика/центра/библиотеки должно быть не менее 100 метров.
  3. Данные пределы рассчитываются от входных дверей магазина/супермаркета/кафе, которые занимаются торговлей алкоголем в розницу и до парадного входа учреждений, посещаемых несовершеннолетними детьми.
  4. Измерение должно осуществляться то тротуару или пешеходной дорожке. Если они отсутствуют – по переходам, обочине и дорожкам для велосипедистов.
  5. В ситуации, если все развлекательные, спортивные, медицинские и образовательные учреждения (также библиотеки и общежития) имеют перед основным зданием (парадным входом) облагороженную территорию, то расстояние тогда рассчитывается от крыльца магазина и до ворот детского учреждения.

Несмотря на такие строгие требования, запрет на сбыт спиртного в пределах 100 метров могут снять. Депутаты обещают, что такие ограничения будут поданы в иной форме, нежели в той, которая предусмотрена законодательством.

Основания для отмены

Правительству РФ поступил проект, предусматривающий отмену пункта в законе о запрете продажи спиртного в магазинах, расстояние которых от школы составляет менее 100 метров. Такое желание изъявило Министерство промышленности и торговли страны.

Основаниями для данного проекта послужили трудности с определением необходимого расстояния. Но решение, по отмене подпункта, будут принимать именно местные власти, хотя пока прошение находится на рассмотрении Правительства.

Вице-премьер РФ рассматривает данный вопрос с юридической точки зрения и объясняет, что законодательство не вправе допустить продажу алкоголя вблизи школ, спортивных и детских центров, но изменить форму представления подпункта возможно.

Владлен Максинов, занимающий руководящую должность в комиссии «Опора России» поддерживает данное предложение, поскольку сам считает неясным, как высчитывать расстояние. Он заявляет, что при желании любой школьник может потратить пару минут, чтобы пройти лишних 50-100 метров для покупки спиртного, хотя у нас и существует запрет на продажу спиртного несовершеннолетним.

К тому же, возникает множество сложностей, которые, в некоторых случаях, приводят к судебным разбирательствам. Допустим, был построен супермаркет, который на протяжении 5 лет (имея лицензию) спокойно продавал алкоголь. Неподалеку решили построить детский оздоровительный центр, расстояние до которого всего 85 метров. В данной ситуации, решением властей будет лишение супермаркета лицензии на реализацию спиртного. Законодательство не нарушено, но ведь это неверно, руководство супермаркета не виновато в том, что кто-то решил открыть детское учреждение. В таких ситуациях, решение может зависеть и от местного правительства, но тут действует коррупционная составляющая.

Читайте также:  Строительство склада без разрешения на строительство

Многие лица, приближенные к Правительству РФ, убеждены, что данный подпункт держит «в ежовых рукавицах» подростков, которые так желают испробовать «запретный плод». Но ведь нет ничего сложного в том, чтобы пробежать 100, заявленных, метров, и приобрести бутылочку «яда».

Минпромторг предлагает разрешить торговлю алкоголем на расстоянии 50 м от образовательных и медицинских учреждений. В Минпромторге подготовили проект соответствующего постановления правительства. Речь идет об определении максимального расстояния от медицинских и учебных учреждений в 50 м, но в зависимости от типа здания радиусы колеблются и могут составлять 10 и даже 5 метров.

Сейчас в отдельных субъектах Федерации установлены большие запретные радиусы, препятствующие, по мнению ведомства, развитию торговли. Предложенная министерством мера станет одним из шагов по борьбе с нелегальным алкоголем, уверены чиновники. Разногласия могут возникнуть лишь с Минздравом, который называет самой эффективной мерой борьбы с алкоголем — сокращение количества точек его продажи.

В Минпромторге подготовили проект соответствующего постановления правительства. Речь идет об определении максимального расстояния от медицинских и учебных учреждений в 50 м, но в зависимости от типа здания радиусы колеблются и могут составлять 10 м.

Согласно ст. 16 закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», продажи алкоголя запрещены в детских, образовательных, медицинских организациях, на культурных, спортивных, военных объектах, рынках, вокзалах, в аэропортах, в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности. А также на прилегающих к ним территориям.

Радиус прилегающих территорий с конца 2012 года местные власти устанавливали самостоятельно, руководствуясь действующей версией постановления правительства. В нем оговаривались правила расчета расстояния, но конкретный метраж определяли местные власти. При этом Минпромторг разъяснял, что максимально можно удалить алкогольные магазины от школ и больниц на 1 тыс. м. Позднее представители торговых сетей жаловались, что в условиях ограничений магазины без алкоголя становились нерентабельными и закрывались. В Минпромторге сочли это барьером для торговли, следует из «Предложений по совершенствованию регулирования розничного оборота алкогольной продукции в целях его легализации», подготовленных министерством еще в прошлом году.

Теперь Минпромторг намерен дифференцировать радиусы прилегающих территорий для разных типов зданий. Максимальное значение в 50 м предусматривается между торгующими спиртным магазинами и детскими садами, школами, училищами и другими организациями, обучающими несовершеннолетних. Это актуально и для зданий, которые принадлежат учебным учреждениям или находятся в их пользовании.

Если речь идет не о магазине, а о кафе, то такое заведение можно будет открыть в 20 м от школы и предложить посетителям винную карту.

В случае с образовательными организациям для совершеннолетних можно будет открыть кафе или ресторан со спиртным в 5 м от входа, а магазин — в 10 м.

Читайте также:  С какого возраста можно получить охотничий билет

Расстояние в 50 м до магазинов предполагается установить и для медучреждений, а также мест нахождения источников повышенной опасности (например, атомных электростанций). А кафе от медучреждений можно расположить и в 20 м. Если у медицинской организации нет специализации на акушерстве и гинекологии, детских заболеваниях, то допустимо расстояние в 10 м. Такой же радиус предусмотрен и для спортивных, военных объектов, вокзалов и аэропортов.

В Минздраве заявили, что тоже начали разработку проекта постановления правительства, содержащего перечень видов медицинской деятельности, осуществление которой не препятствует продаже алкоголя вообще. Так, речь идет о косметологии, лабораторной диагностике, мануальной терапии, массаже, кабинетах стоматологии (за исключением поликлиник).

По мнению заместителя главы Минпромторга Виктора Евтухова, предложенная инициатива — одна из системы мер, которая должна помочь решить проблему продажи и потребления нелегального алкоголя. На сегодняшний день его долю на рынке Виктор Евтухов оценил в 45–50%.

В X5 retail group сказали, что основная проблема состоит в том, что с 2012 года так и не сформировались единые подходы к определению прилегающей территории, а также самих объектов, где запрещено продавать алкоголь. На территории страны в каждом из 85 регионов применяются собственные критерии отнесения объектов к таковым. Более того, нередки случаи, когда рядом с уже работающим магазином открывается коммерческий медкабинет или центр внешкольной работы, из-за чего лицензия на торговлю спиртным аннулируется и выручка магазина падает.

По словам представителя одной из торговых сетей, действующие ограничения никакого позитивного влияния на потребление алкоголя не оказывают — «наоборот, делают максимально сложным взаимодействие покупателя с цивилизованным ритейлом, толкая потребителя в пользу суррогата или нелегальных продавцов».

Осенью прошлого года вопрос сокращения радиуса прилегающих территорий обсуждался на межведомственной группе, занимающейся вопросами продажи алкоголя. Тогда инициативу Минпромторга устно поддержали представители Минфина, Росалкогольрегулирования, Федеральной антимонопольной службы, Минсельхоза. Готовящиеся предложения не устраивали лишь Минздрав. Представители ведомства ссылались на то, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, максимально эффективная мера борьбы с алкоголем — сокращение мест его продажи.

Напомним, в Минздраве и Минэкономразвития сообщили, что официальный проект приказа правительства, подготовленный в Минпромторге, к ним на согласование не поступал.

В рамках 171-ФЗ содержится запрет на продажу пива на прилегающих территориях к детским учреждениям (ст. 16, п. 2). У детского сада есть обособленная территория, ограниченная забором. В заборе есть центральный вход и запасная калитка. От какой точки отсчитывается расстояние до входа в магазин, продающий пиво?

Отсчитываться будет от границы земельного участка,если он оформлен. См. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, ст. 16. Это часть территории. Если забор стоит на границе участка, то от него.

Полагаю, что отсчет идет от границы земельного участка, на котором находится МДОУ.

Читайте также:  Можно ли выписаться и прописаться одновременно

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

Статья 16. Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции

2. "Не допускается" розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, НА ПРИЛЕГАЮЩИХ К НИМ ТЕРРИТОРИЯХ;

Прилегающая территория ограничивается границами земельного участка, от нее и считайте (Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции")

отсчитывается от входа в учреждение, согласно постановление ФАС Московского округа от 19 декабря 2011 г. № А40-30192/11-106-74

Департамент торговли и услуг г. Москвы провел проверку на предмет того, как общество с ограниченной ответственностью соблюдает условия лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией.

В результате было установлено, что оно торгует алкогольной продукцией через принадлежащий ему магазин, который удален от детского учреждения (некоммерческой организации «Снежинка») менее чем на 100 метров (расстояние между ними всего лишь 60 метров).

Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки.

В связи с этим чиновники департамента торговли и услуг г. Москвы, осуществлявшие проверку, обратились в суд с заявлением об аннулировании лицензии общества.

Что же решили арбитры по данному иску?

Судьи удовлетворили этот иск.

Дело в том, что в данном случае общество действительно нарушило нормы пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ). Напомним, что в нем установлен запрет на торговлю алкогольной продукцией не только в самих детских учреждениях, но и на прилегающих к ним территориях.

А как следует из пункта 2 Порядка определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, являющегося приложением № 2 к постановлению Правительства г. Москвы от 28 декабря 2005 г. № 1069-ПП, продажа алкогольной продукции запрещена на территории, находящейся от детской организации на расстоянии менее чем 100 метров.

Согласно акту проверки, расстояние от входа в магазин, в котором общество осуществляет розничную торговлю алкогольной продукцией, до входа в муниципальное досуговое учреждение некоммерческой организации «Снежинка» составляет всего 60 метров.

При этом, как установлено судом, указанное учреждение относится к детским организациям в целях применения пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.

Доводы общества о неправильном определении организационно-правового статуса муниципального досугового учреждения некоммерческой организации «Снежинка» судом были отклонены.

В результате был сделан вывод о том, что общество нарушило лицензионные требования, что является основанием для принятия решения об аннулировании лицензии. Поэтому иск департамента удовлетворен.

Ссылка на основную публикацию
Сумма штрафа за выезд на встречную полосу
Наказание за пересечение сплошной или двойной сплошной линии разметки затрагивает практически весь диапазон ответственности за нарушения ПДД и может быть...
Статья предоставление услуг ненадлежащего качества
1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих...
Степень смешения фирменного наименования
WAYHOME studio / Shutterstock.com Общество "ССП" было зарегистрировано 3 марта 2014 года, а общество "ГССП" – 12 декабря 2014 года....
Сургут это крайний север или нет
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402"Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей...
Adblock detector