Субсидиарная ответственность после завершения конкурсного производства

Субсидиарная ответственность после завершения конкурсного производства

ГАРАНТ:

Положения статьи 61.19 (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ) применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в случае, если определение о завершении или прекращении процедуры конкурсного производства в отношении таких должников либо определение о возврате заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом вынесены после 1 сентября 2017 г.

Статья 61.19. Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 61.19 настоящего Федерального закона

1. Если после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве лицу, которое имеет право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в соответствии с пунктом 3 статьи 61.14 настоящего Федерального закона и требования которого не были удовлетворены в полном объеме, станет известно о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 61.11 настоящего Федерального закона, оно вправе обратиться в арбитражный суд с иском вне рамок дела о банкротстве.

2. Заявление, поданное в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, рассматривается арбитражным судом, рассматривавшим дело о банкротстве. При рассмотрении заявления применяются правила пункта 2 статьи 61.15, пунктов 4 и 5 статьи 61.16 настоящего Федерального закона.

3. В случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, производство по поданному заявлению подлежит прекращению, если аналогичное заявление по тому же основанию и к тому же лицу было рассмотрено в деле о банкротстве.

4. В случае, если заявление о привлечении к субсидиарной ответственности подано в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и по результатам завершения процедуры банкротства не удовлетворены требования более чем одного лица, имеющего право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности и указанного в пункте 3 статьи 61.14 настоящего Федерального закона, к рассмотрению заявления применяются следующие особенности:

1) если в заявлении не указан круг лиц, заинтересованных в привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, арбитражный суд оставляет такое заявление без движения и предоставляет данному заявителю право ознакомиться с делом о банкротстве в целях определения круга этих лиц для их указания в заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности;

2) заявление рассматривается по правилам главы 28.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации независимо от количества присоединившихся к требованию лиц;

3) предложение о присоединении к заявлению может быть сделано путем включения сообщения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

4) в решении о привлечении лица к субсидиарной ответственности указывается сумма, взысканная в интересах каждого отдельного кредитора, и очередность погашения их требований в соответствии со статьей 134 настоящего Федерального закона;

5) выдавая исполнительные листы на принудительное исполнение решения о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, арбитражный суд помимо сведений о сумме, подлежащей выплате каждому кредитору, указывает очередность погашения требования каждого кредитора в соответствии со статьей 134 настоящего Федерального закона;

6) исполнение решения производится в порядке, предусмотренном статьей 61.18 настоящего Федерального закона.

5. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.12 настоящего Федерального закона, поданное после завершения конкурсного производства, прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом, рассматривается арбитражным судом, ранее рассматривавшим дело о банкротстве и прекратившим производство по нему (вернувшим заявление о признании должника банкротом), по правилам искового производства.

6. Правило об обязательном привлечении основного должника к участию в рассмотрении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, установленное пунктом 3 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяется при рассмотрении исков, предусмотренных настоящей статьей, если должник исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ещё несколько лет назад среди акционеров и руководителей был популярен стереотип, что они не отвечают по долгам компаний. Однако такое утверждение справедливо только в том случае, если они не виновны в неспособности компании рассчитаться с кредиторами. Но если будет доказано, что контролирующие компанию лица способствовали её банкротству, то суд привлечет их к субсидиарной ответственности и заставит за личный счет погасить все долги.

Юлия Михальчук, адвокат, партнёр Trendlaw

Реформа субсидиарной ответственности

Регулирование субсидиарной ответственности контролирующих компанию-должника лиц менялось несколько раз. В 2009 году законодатель расширил круг ответственных лиц, введя в ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) термин «контролирующее лицо», а также установил новое основание ответственности руководителя за отсутствие или искажение бухгалтерских документов (Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ).

В 2013 году ст. 10 Закона о банкротстве была переписана. В новой редакции появилось правило о запрете подавать заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства (Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ).

Читайте также:  Обжалование торгов в суде

В 2016 году прошла очередная реформа – появилась презумпция вины контролирующего лица, если размер долга за привлечение к налоговой, административной или уголовной ответственности составляет более половины включенных в третью очередь реестра требований кредиторов (Федеральный закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ). В декабре законодатель увеличил срок давности для привлечения контролирующих лиц к ответственности с одного года до трёх лет, а также установил внебанкротный порядок предъявления требований (Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ, далее – по тексту – Закон № 488-ФЗ).

29.07.2017 года подписан Федеральный закон № 266-ФЗ1, которым на замену утратившей силу ст. 10 Закона о банкротстве пришла новая глава III .2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц деле о банкротстве», состоящая из 13 статей, которые, в том числе, определили новые правила привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве.

Субсидиарная ответственность контролирующих лиц вышла за рамки дела о банкротстве

До вступления в силу Закона № 488-ФЗ законодательство не содержало правило о возможности привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих лиц вне рамок дела о банкротстве – например, если оно было прекращено из-за отсутствия финансирования процедуры.

Арбитражные суды отказывались рассматривать такие заявления. В судах общей юрисдикции практика складывалась прямо противоположно. Широкое распространение получило удовлетворение заявлений уполномоченного органа (налоговой инспекции) о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности за то, что он вовремя не обратился в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом. Все накопленные после истечения срока для добровольного обращения в суд долги взыскивались в качестве субсидиарной ответственности.

В 2014 году такое дело было включено в «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2013 года», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 года. Однако через несколько месяцев Верховный Суд РФ занял иную позицию и отказал в пересмотре дела со ссылкой на то, что «…заявление о привлечении к субсидиарной ответственности могло быть рассмотрено только в рамках дела о банкротстве общества» (определение Верховного Суда РФ от 19.09.2014 № 310-ЭС14-1553 по делу № А54-4272/2013).

Нижестоящие суды в большинстве своем ориентировались на Обзор Верховного Суда РФ и привлекали руководителей к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве. Такую правовую позицию, в частности, можно встретить в апелляционных определениях Московского городского суда от 18.04.2017 по делу № 33-14396/2017, Верховного суда Республики Башкортостан от 19.12.2016 по делу № 33-25823/2016, Нижегородского областного суда от 01.11.2016 по делу № 33-13196/2016, Московского городского суда от 30.10.2015 по делу № 33-40588/2015.

Закон № 488-ФЗ определил три ситуации, когда можно было подавать заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве:

  • если конкурсное производство завершено,
  • заявление о банкротстве возвращено или
  • прекращено производство по делу о банкротстве в связи с недостаточностью имущества должника для финансирования судебных расходов.

Многие юристы скептично отнеслись ко второй ситуации (возвращение заявления и признании компании банкротом) и видели в ней возможность для злоупотребления со стороны недобросовестных заявителей, которые намеренно могли не приложить необходимые документы, а затем не устранить выявленные нарушения, чтобы суд вернул заявление, а заявитель мог напрямую обратиться с требованием о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности не тратя время и средства на банкротные процедуры.

Закон № 266-ФЗ лазейку устранил – привлекать к субсидиарной ответственности вне банкротства теперь можно только после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве при условии, что такое требование по аналогичному основанию и к тому же лицу не было рассмотрено в деле о банкротстве. Однако п. 4 ст. 61 14 Закона о банкротстве оставил основание «возврат заявления» для уполномоченного органа, при этом правом на подачу заявления (после возвращения заявления именно уполномоченному органу) за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника обладают:

  • конкурсные кредиторы,
  • работники либо бывшие работники должника или
  • уполномоченные органы.

Подавать заявление необходимо в тот же арбитражный суд, который рассматривал дело о банкротстве.

Привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности можно за:

  • за уклонение от обязанности подать заявление о признании компании банкротом, если у нее имеются соответствующие признаки;
  • за искажение или удержание документов компании;
  • за причиненный вред кредиторам и др.

Новое регулирование контролирующих лиц

Согласно новой ст. 61 10 Закона о банкротстве под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Читайте также:  Сколько стоит переоформить автомобиль в россии

Возможность определять действия должника может подтверждаться наличием полномочий совершать сделки по доверенности или на ином специальном полномочии, а также занимаемой должностью (главный бухгалтер, финансовый директор и т.д.). Появилась и новая категория контролирующих лиц – те, кто извлекали выгоду из незаконного или недобросовестного поведения руководителя компании. Также законодатель предоставил судьям право признать лицо контролирующим по иным основаниям, которые прямо законом не предусмотрены.

Возможность определять действия должника может достигаться, например, в силу родства, путем принуждения, оказания влияния на руководителя или членов органов управления должника.

Новеллы процессуальных правил

Закон № 266-ФЗ уточнил процессуальные правила рассмотрения дел. Если ответчик не представит отзыв по неуважительным причинам либо отзыв не будет содержать контрпозицию по всем предъявленным в заявлении доводам, то суд вправе развернуть бремя доказывания отсутствия вины на привлекаемое к ответственности лицо.

Суд вправе наложить арест или принять иные обеспечительные меры в отношении имущества ответчика, а также имущества, принадлежащего иным лицам, в отношении которых ответчик имел право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника .

При рассмотрении требований о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве применяются особые правила.

Во-первых, правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов вне дела о банкротстве обладают:

  • кредиторы по текущим обязательствам,
  • кредиторы, чьи требования были включены в реестр требований кредиторов, и
  • кредиторы, чьи требования были признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, а также
  • заявитель по делу о банкротстве в случае прекращения производства по делу о банкротстве по указанному ранее основанию до введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, либо
  • уполномоченный орган в случае возвращения заявления о признании должника банкротом.

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника при завершении конкурсного производства, прекращении производства из-за отсутствия финансирования или возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом обладают:

  • конкурсные кредиторы,
  • работники либо бывшие работники должника или
  • уполномоченные органы.

Во-вторых, заявление может быть подано в течение трёх лет со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трёх лет со дня:

  • признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом),
  • завершения конкурсного производства в случае, если заявитель узнал или должен был узнать о наличии соответствующего основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.

В случае пропуска срока на подачу заявления по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом, если не истекло два года с момента окончания срока. При этом законодатель ограничивает срок обращения в суд объективной исковой давностью, предельный срок которой составляет десять лет.

В-третьих, заявитель вправе ознакомиться с делом о банкротстве, чтобы уведомить всех заинтересованных лиц.

В-четвёртых, независимо от количества присоединившихся к требованию лиц, суд будет рассматривать дело по правилам для групповых исков (глава 28 2 АПК РФ). Предложение о присоединении к заявлению может быть сделано путем включения сообщения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

В-пятых, в решении суд должен указывать размер взысканной суммы в пользу каждого отдельного кредитора, а также определить очередность погашения их требований в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве. Эти же сведения будут указываться и в исполнительных листах.

В-шестых, если к моменту рассмотрения заявления должник исключен из ЕГРЮЛ, то его, соответственно, к участию в деле по правилам п. 3 ст. 399 ГК РФ привлекать не будут.

Даже если имеются все формальные основания для привлечения контролирующего лица к субсидиарной ответственности, суд откажет в удовлетворении требования, если такое лицо сможет доказать, что оно действовало добросовестно и разумно в интересах компании.

Правила появились, проблемы остались

Несмотря на большой объем новых правил, после прочтения возникает много вопросов, над которыми будут ломать голову судьи. Вот несколько из них. Наличия каких критериев достаточно, чтобы не признать контролирующим лицом, если в состав органов управления входит много лиц (десять и более)? Как будет применяться ответственность, если уволенное лицо исказило документы, а новый управленец это не выявил, и компания продолжила получать скрытые убытки?

Другая сторона проблемы – введение законодателем резиновых норм, которые будут применяться судами по их внутреннему убеждению. Уклоняясь от своей обязанности установить четкие недвусмысленные правила, законодатель возложил на участников банкротного дела дополнительные риски творческой интерпретации судами норм закона.

Читайте также:  Гарантийное письмо об оплате услуг по договору

Начало применения

Новые правила привлечения к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве применяются к заявлениям, если определение о завершении или прекращении процедуры конкурсного производства в отношении компании-должника либо определение о возврате заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом вынесены судом после 1 сентября 2017 года.

1 Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 4 (57) 2017 С.

Кредиторы зачастую не хотят пользоваться механизмом привлечения лиц, контролирующих должника, к субсидиарной ответственности, так как банкротство — это «долго, дорого и никаких гарантий». Либо считают, что время упущено, если банкротство уже проведено либо общество было «брошено» и в последующем принудительно ликвидировано налоговой.

В данной статье мы расскажем о способах привлечения к дополнительной (субсидиарной) ответственности вне рамок дела о банкротстве, после банкротства или даже после принудительной ликвидации общества. Да, можно и так, но только в определенных случаях.

Не секрет, что большинство должников подходят к процедуре банкротства без ценного имущества (залоговое не в счет). При принудительной же ликвидации (ликвидация по решению налоговой недействующего юридического лица) общество вообще не функционирует на протяжении года. Иногда это вызвано тем, что бизнес действительно прогорел, чаще же — это результат действий контролирующих лиц, которое заранее позаботились о защите наиболее ценных активов.

Однако не все так просто и безоблачно для лиц, контролирующих должника, и у кредиторов есть шанс привлечь их к ответственности напрямую.

1. Привлечение к субсидиарной ответственности после принудительной ликвидации общества.

Не все об этом знают, но еще в 2017 г. в ст. 3 Закона об ООО был внесен пункт 3.1., в соответствии с которым в случае принудительной ликвидации (основания для которой: отсутствие отчетности и операций по счетам в течение одного года) и при условии, если неисполнение обязательств общества вызвано недобросовестными и неразумными действиями контролирующих его лиц – по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Таким образом, принудительная ликвидация не позволит контролирующему должнику лицу спать спокойно, а кредиторы получают реальный шанс перенести долг с безнадежного и уже несуществующего общества на конкретное физическое лицо.

2. Привлечение к субсидиарной ответственности после завершения банкротства.

Действующая редакция закона о банкротстве прямо предусматривает такую возможность (п. 3, 4 ст. 61.14 Закона о банкротстве).

При этом есть свои особенности подачи и рассмотрения в зависимости от того, какое основание положено в основу заявления: невозможность погашения требований кредиторов или неподача (несвоевременная подача) заявления должника о банкротстве.

Так, право на подачу заявления ввиду невозможности удовлетворения требований кредиторов возникает, если:

— Ваше требование в ходе банкротства было включено в реестр. Вот еще одна причина, почему в реестр должника включаться в любом случае надо (подробнее — здесь);

— в деле о банкротстве аналогичное заявление (по тем же основаниям и к тем же лицам) не рассматривалось (п. 3 ст.61.19 Закона о банкротстве);

— о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности стало известно после завершения конкурсного производства.

Заявление, в случае если в ходе банкротства не удовлетворены требования более одного лица, рассматривается по правилам главы 28.2 АПК РФ (рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц) со всеми вытекающими: потребуется устанавливать круг заинтересованных лиц, делать предложение о присоединении и т.д.

3. Привлечение к субсидиарной ответственности без банкротства.

Прямо скажем, это фикция, то есть, совсем без банкротства обойтись не получится.

Алгоритм действий следующий:

— кредитор взыскивает задолженность в судебном порядке (обязательное условие);

— кредитором подается заявление о банкротстве;

— на стадии проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом (до введения первой процедуры банкротства) производство по делу прекращается ввиду отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

— после прекращения производства по делу о банкротстве у заявителя возникает право предъявить вне рамок дела о банкротстве требование о привлечении к субсидиарной ответственности непосредственно лиц, контролирующих должника.

При этом иные лица не наделяются полномочиями по обращению в суд вне рамок дела о банкротстве с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности, а следовательно глава 28.2 АПК РФ не применяется.

Какие выводы можно сделать? Завершившееся банкротство и ликвидация юридического лица уже давно не панацея от привлечения к субсидиарной ответственности. А ответственность в бизнесе, особенно за сомнительные с позиции добросовестности действия, становится все более суровой и неотвратимой.

Предупрежден – значит вооружен. И это относится в полной мере как к должникам, так и к кредиторам.

Ссылка на основную публикацию
Статья предоставление услуг ненадлежащего качества
1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих...
Ст 119 налогового кодекса рф какой штраф
1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по...
Ст 122 229 фз об исполнительном производстве
Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей...
Степень смешения фирменного наименования
WAYHOME studio / Shutterstock.com Общество "ССП" было зарегистрировано 3 марта 2014 года, а общество "ГССП" – 12 декабря 2014 года....
Adblock detector