Статус ветерана военной службы

Статус ветерана военной службы

Гудис В.И., адвокат, соискатель Московского пограничного университета ФСБ России.

В ряду правовых проблем, явившихся следствием принятия и вступления в силу печально знаменитого Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, немаловажное место занимает вопрос, связанный с реализацией статуса ветеранов в Российской Федерации. Как известно, в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в Российской Федерации установлено пять категорий ветеранов:
1) ветераны Великой Отечественной войны;
2) ветераны боевых действий;
3) ветераны военной службы;
4) ветераны государственной службы;
5) ветераны труда.
Рассмотрению вопросов реализации статуса одной из указанных категорий ветеранов — ветеранов военной службы — посвящена настоящая статья.
1. Условия и порядок присвоения звания "ветеран военной службы".
Согласно ст. 5 Федерального закона "О ветеранах" звание ветерана военной службы может быть присвоено двум категориям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы:
а) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия, имеющим выслугу лет на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении;
б) лицам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Порядок и условия присвоения звания ветерана военной службы определены Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N 501, согласно которому данное звание присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Военнослужащий, претендующий на звание ветерана военной службы, подает заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения данного звания, в кадровый орган по месту прохождения военной службы. Гражданин, уволенный с военной службы, обращается с таким заявлением в пенсионный орган, выплачивающий ему пенсию (за выслугу лет либо по инвалидности). К документам, подтверждающим основания для присвоения звания ветерана, относятся: удостоверения к государственным наградам и к ведомственным знакам отличия; справки, подтверждающие наличие у претендента 20-летней выслуги лет; справки учреждений медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности и ее причинах; другие документы.
Заявление и необходимые документы в 3-недельный срок направляются для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Решение о присвоении звания ветерана военной службы принимается федеральным органом исполнительной власти в месячный срок. В случае отказа в присвоении звания соответствующие федеральные органы исполнительной власти сообщают ходатайствующим причины и основания отказа. Лицам, которым присвоено звание ветерана военной службы, вручается соответствующее удостоверение.
Следует отметить, что указанные основания и порядок присвоения звания "ветеран военной службы" остаются неизменными с января 1995 года — момента вступления в силу Федерального закона "О ветеранах", за исключением условия, связанного с выслугой лет на военной службе. До 1 января 2000 г. одним из условий присвоения звания ветерана военной службы было наличие права на пенсию за выслугу лет. С учетом того что при определении права на пенсию за выслугу лет принимается во внимание военная служба в льготном исчислении, ветераном военной службы в тот период могли стать военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении менее 20 лет.
Как видим, с 1 января 2000 г. законодатель несколько ужесточил условия присвоения звания ветерана военной службы, установив в качестве критерия наличие 20-летней выслуги на военной службе в календарном исчислении.
2. Меры социальной поддержки ветеранов военной службы.
В отличие от рассмотренного выше вопроса об условиях и порядке присвоения звания ветерана военной службы, которые с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в основном не изменились, объем мер социальной поддержки указанной категории ветеранов, а также порядок их предоставления претерпели весьма существенные изменения. Более того, в данной сфере возник целый ряд проблем, разрешение которых является одной из актуальнейших задач современной военно-социальной политики.
Напомним, как был урегулирован данный вопрос до вступления в силу ныне действующей редакции Федерального закона "О ветеранах", т.е. до 1 января 2005 г.
В соответствии со ст. 23 указанного Закона (в его прежней редакции) ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (т.е. 55 и 60 лет, соответственно женщины и мужчины), приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда. К числу таких льгот относились: льготы по медицинскому обеспечению; предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до одного месяца в году; бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси); 50%-ная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений, коммунальных услуг, за пользование телефоном; другие льготы.
С 1 января 2005 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ прокомментированная выше ст. 23 прежней редакции Федерального закона "О ветеранах", устанавливавшая меры социальной защиты ветеранов военной службы, утратила силу. Взамен ее каких-либо правовых норм не принято. На этом фоне весьма странным представляется мнение авторов Научно-практического комментария к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которые указывают: "В связи с принятием специальных федеральных законов, регулирующих вопросы социальной поддержки данных категорий граждан (имеются в виду ветераны военной службы и ветераны государственной службы. — В.Г.), наличие этой статьи в настоящем Законе стало неактуально" . Очень любопытно было бы узнать, о каких таких специальных федеральных законах идет речь в указанном Комментарии.
———————————
Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ / Под общ. ред. Н.А. Волгина, С.В. Калашникова. М., 2005. С. 288.
Действительность такова, что как ни парадоксально, но ныне действующая редакция Федерального закона "О ветеранах", сохранив категорию ветерана военной службы, в то же время не содержит правовых норм о каких-либо мерах их социальной поддержки. Создается впечатление, что присвоение звания ветерана военной службы является только моральным стимулом к добросовестной многолетней военной службе, не принося указанным лицам каких-либо материальных выгод. Ничуть не умаляя роль и значение морального фактора, полагаем необходимым тем не менее указать, что в нынешних социально-экономических условиях, а также в связи с особым статусом военнослужащих, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением военной безопасности государства и сопряжена с повышенной опасностью и риском для жизни и здоровья, одних только мер морального стимулирования данной категории ветеранов явно недостаточно.
Не в полной мере согласуется создавшееся положение и с принципом социальной справедливости. Действительно, в условиях, когда для всех категорий ветеранов федеральным законодательством установлены вполне конкретные меры социальной поддержки , отсутствие в указанном законодательстве норм о таких мерах в отношении ветеранов военной службы вызывает вполне понятное возмущение данной категории граждан, провоцирует многочисленные обращения в высшие органы государственной власти, а также явилось причиной открытых акций протеста (митингов, пикетов, шествий и т.п.) военных пенсионеров, имевших место во многих городах России в первой половине 2005 г.
———————————
За исключением ветеранов государственной службы, которых постигла та же участь, что и ветеранов военной службы.
Апологеты нынешней редакции Федерального закона "О ветеранах" (главным образом представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) зачастую апеллируют к ст. 22 данного Закона, которая, по их мнению, определяет меры социальной поддержки ветеранов военной службы.
Так ли это на самом деле?
Обратимся к содержанию указанной статьи. В ней сказано: "Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации". Из этого следует, что поскольку до 1 января 2005 г. ветераны военной службы, достигшие общего пенсионного возраста, были приравнены по уровню прав и льгот к ветеранам труда, то, следовательно, в настоящее время меры их социальной поддержки должны определяться законодательством субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с указанным законодательным положением в субъектах Российской Федерации устанавливаются меры социальной поддержки ветеранов военной службы. Так, например, Московской городской Думой принят Закон г. Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" от 3 ноября 2004 г. N 70. В соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Закона ветеранам труда и приравненным к ним лицам (а к таким лицам в соответствии со ст. 3 данного Закона относятся и ветераны военной службы) предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) право на бесплатный проезд в г. Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
2) оплата в размере 50% стоимости проезда железнодорожным пригородным транспортом в сроки действия сезонных тарифов;
3) 50%-ная скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке, устанавливаемом правительством Москвы;
4) абонентам телефонных сетей 50%-ная скидка по абонентской плате за телефон;
5) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
Кроме того, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 рассматриваемого Закона г. Москвы ветеранам военной службы установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются ветеранам военной службы, проживающим в г. Москве, при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Что касается ветеранов военной службы из числа военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы, то вопрос с определением мер их социальной поддержки в основном решен, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" на указанную категорию ветеранов распространяются меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны. Объем этих мер социальной поддержки достаточно обширен: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.; внеочередная установка квартирного телефона; оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг; льготы по медицинскому обеспечению; прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения с выплатой им специальных стипендий; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году; другие меры социальной поддержки.
Казалось бы, действительно, вопрос определения мер социальной поддержки ветеранов военной службы в нормативном порядке решен и поводов для беспокойства вроде бы не должно быть. Однако складывающаяся после 1 января 2005 г. практика реализации Федерального закона "О ветеранах" выявила ряд серьезных проблем в данной сфере.
3. Проблемы в реализации статуса ветерана военной службы.
Основные проблемы реализации статуса ветеранов военной службы состоят в следующем:
— во-первых, в приведенных выше положениях ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" идет речь о мерах социальной поддержки ветеранов военной службы, которые являлись таковыми по состоянию на 31 декабря 2004 г. В связи с этим остается открытым вопрос: каким образом будет осуществляться социальная защита ветеранов военной службы, которым данное звание будет присвоено после 1 января 2005 г.? Ныне действующая редакция Федерального закона "О ветеранах" ответа на данный вопрос не дает;
— во-вторых, ветераны военной службы — это граждане, которые выполняли (выполняют) государственно-значимые задачи, исполняли (исполняют) обязанности военной службы в интересах всего общества. Однако определение мер их социальной поддержки отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данное обстоятельство воспринято ветеранами весьма болезненно, поскольку создает ощущение отказа федеральных властей от оценки их ратного труда. Принцип определения мер социальной поддержки, установленный законодателем для ветеранов труда, совершенно неприемлем для ветеранов военной службы. Военная служба является особым видом государственной службы и осуществляется в интересах всего государства, а не отдельных субъектов Федерации, следовательно, вполне логичными являются ожидания ветеранов военной службы, связанные с установлением мер их социальной поддержки именно федеральными властями, а не местными;
— в-третьих, неизбежным следствием нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации по определению мер социальной поддержки ветеранов является то обстоятельство, что ветераны военной службы, проживающие в различных регионах страны, стали иметь различный уровень социальной защищенности в зависимости от финансово-экономических возможностей того или иного субъекта Российской Федерации. Это приводит к еще большему нарушению принципа социальной справедливости: имея до увольнения с военной службы единый статус военнослужащего, указанные граждане, уволившись в запас, по объему прав и льгот оказались разделенными по территориальному признаку.
Указанные проблемы требуют своего разрешения, поскольку речь идет о социальном самочувствии и благосостоянии миллионов заслуженных людей.
4. Некоторые выводы и предложения.
В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ провозглашен принцип необходимости поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового

Читайте также:  Как проверить иностранные водительские права

Льготы ветеранам военной службы гарантируются всем гражданам, которые получили удостоверение ветерана. Данная статья поможет ознакомиться со всеми гарантированными государственными органами льготами и справиться со сложностями, которые могут возникнуть при реализации права на них.

Ветеран военной службы

Кто может быть признан ветераном?

Согласно ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ ветеранами военной службы признаются военнослужащие ВС СССР, ВС РФ или других видов войск, воинских формирований или государственных органов, в которых может проходить военная служба граждан.

Также к данной категории можно отнести служащих Объединенных Вооруженных Сил государств-участников СНГ, которые создаются на основании соответствующего устава.

Чтобы стать ветераном и получить право на льготы ветеранам военной службы, военнослужащий должен иметь:

  • Орден.
  • Медаль.
  • Почетное звание СССР.
  • Почетное звание РФ.
  • Ведомственные знаки отличия.

При этом важно соблюсти условие, согласно которому длительность военной службы лица должна составлять не менее 20 лет.

Также в число ветеранов включаются граждане, прошедшие военную службу, если во время исполнения своих воинских обязанностей они получили:

Перечисленные травмы и болезни должны привести к развитию инвалидности и присуждению гражданину группы инвалидности.

Кроме этого, ветераном может быть признан не только действующий военнослужащий, но и лицо, уволенное с военной службы в запас или ушедшее в отставку.

Присвоение звания ветерана

Звание ветерана военной службы присуждается лицам, описанным в ч. 1 ст. 5 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ. В соответствии с нормами этого акта был принят Указ Президента РФ от 19.05.1995 № 501 для регламентации порядка и условий присуждения звания.

Подача заявки

Присвоение звания производится в тех государственных органах, где предусмотрена военная служба, которую проходил гражданин, претендующий на получение звания ветерана и льгот ветеранам военной службы. Такая процедура производится на основании заявки кандидата.

Читайте также:  Трудовой кодекс отсутствие на рабочем месте

Также от него потребуется представить исчерпывающий перечень документации, необходимой для подтверждения его прав. Заявка и пакет документации должны быть поданы гражданином в отделение пенсионного органа и в кадровое отделение организации, где он проходит военную службу.

Решение о присвоении/отказе в присвоении звания ветерана

После подачи документации органы проверяют ее и выносят решение о присвоении звания или об отказе в его присвоении.

Срок, отведенный на принятие такого решения, составляет не более 1 месяца.

Лица, которым было присвоено звание, получают ветеранское удостоверение установленного образца.

Если федеральные органы исполнительной власти, принявшие заявление, отказали в присвоении звания, то в своем отказе они должны подробно изложить причины и основания отказа, ссылаясь на соответствующие статьи российского законодательства, нарушенные заявителем.

Ветеранское удостоверение

Кандидат на получение ветеранского звания, который успешно прошел проверку, становится владельцем удостоверения, оформленного согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 27.04.1995 № 423.

Содержание документа, подтверждающего статус ветерана

Единый образец бланка ветеранского удостоверения, содержащийся в указанном нормативном акте, имеет следующие пункты:

  • Наименование документа.
  • Полное название государственного органа, принявшего решение о выдаче удостоверения ветерана военной службы.
  • Серия и номер документа.
  • ФИО ветерана, в отношении которого оформлен документ.
  • Личная подпись ветерана, которому выдали документ.
  • Фотография ветерана, получившего удостоверение.
  • Наименование категории ветерана.
  • Перечень прав, гарантированных гражданину, получившему статус ветерана военной службы.
  • Дата выдачи ветеранского удостоверения.

Документ обязательно подтверждается подписью уполномоченного должностного лица и скрепляется печатью государственного органа.

Оттиск печати проставляется дважды. Он должен присутствовать на каждой из внутренних сторон документа, подтверждающего статус ветерана.

Действие удостоверения

В стандартном бланке удостоверения всегда содержатся сведения о том, что данный документ имеет неограниченный срок действия. Удостоверение действует на всей территории России вне зависимости от места его выдачи.

Внешний вид ветеранского удостоверения

Удостоверение представляет собой документ, ширина которого 10 см, а длина – 7 см. Изготавливается документ из ПВХ зеленого цвета или из ледерина.

На лицевой стороне удостоверения всегда присутствует его наименование. На внутренней стороне ветеранского удостоверения размещаются типографские надписи, которые обозначают основные пункты, необходимые к заполнению.

Требования к оформлению бланка удостоверения

К бланку документа предъявляются требования, зафиксированные в нормах Приказа Минфина РФ от 07.02.2003 № 14н.

Требования к защищенной полиграфической продукции уровня «Б», к которой относится ветеранское удостоверение, предполагают:

  • Наличие специальных технологий защиты документа от подделок.
  • Особый состав материала, из которого изготавливается полиграфическая продукция.
  • Бумага, из которой производится полиграфическая продукция, не должна иметь признаков свечения, то есть видимой люминесценции. Свечение не должно проявляться под воздействием ультрафиолетового излучения.

Выдача удостоверения

Документ выдается ветеранам военной службы под роспись. Удостоверение проходит через процедуру регистрации в книге учета государственного органа.

Книга учета имеет установленную законом форму. Она пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется подписью руководителя органа, который уполномочен на выдачу ветеранских документов, а также печатью этого государственного органа.

Учет бланков ветеранских удостоверений

Бланки удостоверений подлежат строгому учету. Они хранятся в бухгалтерии или иных финансовых органах государственных структур, имеющих право на выдачу ветеранских удостоверений.

Если при заполнении документа уполномоченное лицо государственного органа допускает ошибку, внося в документ неправильную или неточную информацию, то удостоверение следует уничтожить, поскольку оно считается испорченным.

Процедура уничтожения бланка документа должна совершаться после составления соответствующего акта.

Права и льготы ветеранам военной службы

В число льгот ветеранов военной службы входят следующие разновидности социальной поддержки:

  1. Льготы ветеранам в области налогообложения в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
  2. Пенсионное обеспечение, выплата пособий.
  3. Получение и содержание жилья.
  4. Оплата части коммунальных услуг.
  5. Оказание медицинской помощи.
  6. Льготный отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 710.
  7. Услуги протезно-ортопедического характера.
  8. Услуги ритуального характера, которые заключаются в компенсации затрат на транспортировку и захоронение тела умершего, а также на установку надгробного памятника.

Налоговые льготы ветеранам

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Ветераны военной службы освобождены от уплаты федеральной пошлины по делам, которые рассматриваются в ВС РФ, судах общей юрисдикции и мировых судах, как это указано в п. 3 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 333.36 НК РФ, в случаях, если ветераны подают исковые заявления стоимостью до 1 млн руб. в суды общей юрисдикции или мировые суды, то они не платят государственную пошлину.

При этом освобождение от уплаты пошлины осуществляется при подаче в судебные органы исков имущественного характера или исков, совмещающих имущественные и неимущественные требования.

Компенсация выплаченных налоговых платежей

Налоговые льготы для ветеранов содержатся в постановлении Правительства РФ от 22.09.1993 № 941. Этот акт фиксирует правило, согласно которому военнослужащие, которые имеют выслугу от 20 лет, могут оформить компенсацию. Для этого гражданин должен входить в число:

  • Лиц, уволенных с правом на пенсию в связи с достижением предельного возраста.
  • Лиц, уволенных с правом на пенсию в связи с выслугой срока службы.
  • Лиц, уволенных с правом на пенсию в связи с сокращением штата.
  • Лиц, уволенных с правом на пенсию в связи с болезнью или иными ограничениями по состоянию здоровья.

Данным гражданам выплачивается компенсация уплаченных земельных и имущественных налогов.

Для оформления компенсационных выплат ветерану потребуется составить заявление и предъявить налоговое уведомление, документы о внесении налога, а также правоустанавливающую документацию, подтверждающую статус заявителя и его права на льготы.

Региональные льготы для ветеранов

Субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать дополнительные льготы для ветеранов военной службы. К примеру, Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 гарантирует военным ветеранам:

  • Право на бесплатный проезд в железнодорожном пригородном транспорте, а также бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта.
  • Скидку в размере 50% на оплату за жилое помещение (наем, ремонт, содержание) и коммунальные услуги.
  • Ежемесячную компенсацию на оплату услуг телефонной связи.
  • Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.
  • Обеспечение путевками в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний.

Кроме льгот региональное законодательство может регламентировать права ветеранов на дополнительные денежные компенсации. Такие компенсации выплачиваются ветеранам военной службы ежемесячно.

Жилищные льготы московским ветеранам военной службы

Нормы Постановления Правительства Москвы от 7.12.2004 № 850-ПП указывают на то, что ветераны могут рассчитывать на:

  • Скидку в размере 50% на плату за жилое помещение.
  • Оплату половины цены коммунальных услуг. Так, ветеранам будут частично оплачены услуги по отоплению, канализации, водоснабжению, подогреву воды, предоставлению газа и электроэнергии. Оплата производится в пределах норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.
  • Оплату половины цены вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов.

Особенности предоставления льгот

Скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг распространяются только на одну квартиру или одно жилое помещение.

При этом государственные органы учитывают ставки, цены и тарифы на оплату жилой площади и коммунального обслуживания ветерана военной службы.

Как ветерану оформить жилищные льготы?

Для оформления жилищных льгот, регламентированных московскими законодательными органами, ветерану потребуется обратиться в органы социальной защиты со следующим пакетом документации:

  • Паспорт гражданина.>
  • Документ, подтверждающий право на предоставление льгот, который должен быть представлен в оригинальном виде и в виде копии.
  • Справка о том, что ветеран оплачивает услуги по месту постоянного жительства или по месту регистрации без учета льгот.
Читайте также:  Договор фотографа на свадьбу

После изучения полученной от ветерана документации уполномоченные сотрудники государственных органов вынесут решение о предоставлении социальной помощи или об отказе в ее предоставлении.

Таким образом, имея удостоверение, ветеран военных действий может и должен получать поддержку от государства в части уплаты налогов, оплаты лечения, жилищно-коммунальных услуг и пр.

В Российской Федерации льготы предоставляются различным группам населения. Для их получения нужно документально подтвердить статус и получить соответствующее удостоверение. Таковое полагается бывшим воинам, которые подпадают под критерии закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 и признаются ветеранами военной службы.

Разберем, кто имеет право на вышеуказанный статус, как получить «Ветеран военной службы, куда обращаться за оформлением. Последний момент регулируется Указом Президента РФ № 501 от 19.05.1995.

Правовые нормы

Вопросы присвоения звания ветерана воинской службы регулируются такими нормативными актами:

Полномочия по работе с бывшими военнослужащими законодатель передал государственным органам федерального уровня. Это означает следующее:

  • принять соответствующее решение может только центральный орган власти;
  • заявления претендентов принимаются структурами, работающими в регионах;
  • пакеты направляются в общероссийское ведомство для анализа и подготовки распорядительного документа.

Внимание: обращаться необходимо в структуру, в которой проходила воинская служба. Органы соцзащиты не занимаются присвоением воинских ветеранских званий. Они работают только с гражданскими лицами.

Кто имеет право на льготный статус военного ветерана

В пятой статье закона № 5-ФЗ приведены такие группы военнослужащих, которым полагается льготная книжка:

Указанные выше лица должны соответствовать таким принципиальным критериям (одному из):

  • иметь не менее двадцати лет общей военной выслуги;
  • получить инвалидность ввиду:
  • ранения;
  • контузии;
  • заболевания, обусловленного выполнением служебных обязанностей.

Подсказка! Почетное звание полагается служащим федеральных органов власти, приравненным к военнослужащим. Например, правоохранителям, разведчикам, военнослужащим МЧС и контртеррористических подразделений, другим.

Алгоритм получения статуса «Ветеран воинской службы»

Алгоритм взаимодействия с госучреждениями по присвоению почетного звания состоит из нескольких этапов. Правила таковы:

  1. Инициатива принадлежит претенденту, отвечающему законным критериям. Таковой должен:
    • собрать пакет подтверждающих документов;
    • написать заявление установленного образца;
    • подать в госорган для принятия решения.
    • Государственные служащие делают следующее:
      • принимаю заявку;
      • регистрируют обращение установленным в ведомстве образом;
      • проверяют правильность составления заявления и полноту предоставленных документов;
      • направляют пакет в федеральный орган для принятия решения.
      • Центральный орган власти делает следующее:
        • принимают пакет;
        • проверяют достоверность предоставленных сведений;
        • принимают решение о присвоении звания;
        • готовят проект распоряжения руководителя Министерства;
        • оформляют удостоверение надлежащего образца;
        • передают в региональное подразделение:
          • подготовленную ветеранскую книжку;
          • мотивированный отказ претенденту.

          Подсказка: на работу с документами ведомству отводится в совокупности два месяца.

          Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

          Куда обращаться потенциальному ветерану

          Президент РФ Указом № 501 утвердил Порядок работы госорганов по присвоению ветеранского статуса отставникам. В первом пункте такового полномочия переданы органам федеральной власти, в которых предусмотрена военная служба. Таким образом, претенденту следует:

          • определить Министерство или ведомство, соответствующее тому, в котором проходила служба;
          • обратиться:
          • в региональное представительство (при наличии такового);
          • в центральный орган.

          Подсказка: заявление и пакет подтверждений направляется в одно из таких подразделений, обозначенных в 501-м Указе:

          Важно: заявление с подтверждениями должно направляться в соответствующее учреждение в трехнедельный срок, отсчитываемый с даты увольнения в запас.

          Перечень документов

          Претендент обязан документально подтвердить соответствие всем критериям, указанным в пятой статье закона № 5-ФЗ . Для этого собираются оригиналы и копии таких документов:

          Военная выслуга, как правило, тщательно фиксируется в личном деле. Но в случае возникновения вопросов необходимо обратиться в архивный отдел соответствующего федерального органа.

          Подсказка: в 20-летний стаж включаются периоды службы во всех формированиях, отнесенных законами РФ к воинским.

          Некоторые нюансы работы с документами

          Претендент обязан принести в соответствующих госорган полный пакет первых экземпляров бумаг. При наличии наград их также следует приложить к документам. Только орденской книжки будет недостаточно.

          Принимающая сторона обязана провести такие мероприятия:

          • проверить подлинность предоставленных данных;
          • сделать с бумаг копии;
          • заверить их;
          • вернуть оригиналы заявителю.

          Подсказка: заявление лучше заполнять в присутствии работника соответствующего ведомства. У каждой структуры свои нюансы. Лучше опереться на поддержку специалиста, чтобы не получить отказа ввиду неправильности оформления заявки.

          Учитывается ли льготная выслуга

          В воинских формированиях при некоторых условиях стаж начисляется льготным способом. Например, за выполнение долга в условиях Крайнего Севера. Таким образом, формальная выслуга отставника не равна фактической. Однако в законе прямо указано на реальный стаж выполнения воинского долга. Он должен быть более 20 лет.

          Внимание: льготные периоды при определении права на ветеранский статус не учитываются.

          Служба в каких формированиях дает возможность претендовать на удостоверение ветерана

          В законе говорится об органах федеральной власти, предусматривающих воинскую обязанность. К таковым, кроме Вооруженных сил, относятся:

          Порядок выдачи удостоверения

          В документ, подтверждающем льготный статус, вносятся такие сведения:

          • полное наименование федеральной властной структуры, принявшей соответствующее решение;
          • персональные данные ветерана:
          • ФИО полностью в родительном падеже;
          • подпись владельца;
          • фотография;
        • категория;
        • дата выдачи;
        • подпись ответственного лица.
        • Внимание: на заполненном бланке ставится два оттиска печати госучреждения. Таковые должны быть на каждой из внутренних страниц.

          Выдача удостоверения производится по такой процедуре:

          1. Заявителя вызывают в орган, принявший обращение.
          2. При нем в журнал учета ветеранских книжек вносится запись о выдаче документа.
          3. Ветерану предлагается поставить подпись:
            • в удостоверении;
            • в журнале напротив внесенной записи.
            • На руки человеку выдается полностью оформленный бланк. Кроме того, сотрудник разъясняет льготные привилегии, на которые гражданин получает право.

            Для сведения: бланк, заполненный с ошибками, подлежит уничтожению. Таковой принимать от служащего не нужно. Необходимо указать на ошибки и попросить заполнить другой образец.

            Пример из практики

            Майор полиции Фефелов В. уволился в запас 12.02.18, имея двадцать пять календарных лет выслуги. По подсказке кадровика он подготовил пакет документов для присвоения ветеранского статуса. Но не успел отправить бумаги в пенсионное Управление МВД . 24.02.18 Фефелов попал в больницу с диагнозом «Инфаркт». Лечение заняло двадцать один день. Практически все время отставник находился в реанимационной палате. Отлучиться для решения своих вопросов не смог по естественным причинам.

            После выписки из госпиталя, бывший майор обратился в кадровое подразделение по месту прежней работы. Сотрудники порекомендовали ему не бросать начатого. Пропущенные сроки можно восстановить, если доказать Управлению пенсионного обеспечения МВД наличие уважительной причины.

            Фефелов В. направил подготовленный пакет. К нему приложил такие документы:

            • заявление о восстановлении срока с указанием причины пропуска такового;
            • больничный лист и анамнез из стационара.

            Заявление отставника Фефелова В. о присвоении статуса «Ветеран воинской службы» было удовлетворено. Удостоверение ему выдали через два месяца.

            Подсказка: направить заявление на присвоение статуса без соблюдения трехнедельного срока могут лица, уволившиеся в запас до 19.05.1995 и соответствующие законным критериям.

            Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

            Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

            Последние изменения

            Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

            Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

            Ссылка на основную публикацию
            Ст 119 налогового кодекса рф какой штраф
            1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по...
            Срок обучения в вечерней школе
            Информация, адреса, документы, отзывы . Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Открытая (сменная) школа № 88" (бывш. Вечерняя средняя (сменная)...
            Срок оплаты налогов на имущество физических лиц
            Сроки уплаты налогов физическими лицами (не являющихся индивидуальными предпринимателями) - законодательством установлены сроки уплаты налогов, представления налоговых деклараций по НДФЛ,...
            Ст 122 229 фз об исполнительном производстве
            Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей...
            Adblock detector