Спальное место в машине при командировках водителя

Спальное место в машине при командировках водителя

Служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст.166 ТК РФ).
Из приведенного определения можно сделать вывод, что возможны две различные ситуации.
Ситуация 1. В соответствии с условиями трудового договора в обязанности водителя входят поездки в пределах одного населенного пункта или с выездом из него, но в течение одних суток.
Если такой водитель по распоряжению руководителя организации будет направлен в другой населенный пункт и продолжительность такой поездки свыше суток, то поездку следует квалифицировать как служебную командировку и возмещать работнику расходы в соответствии со ст.168 ТК РФ.
При этом на период командировки за работником может сохраняться средний заработок (ст.167 ТК РФ) либо дни командировки оплачиваются в соответствии с принятой в организации системой оплаты труда и условиями трудового договора.
Ситуация 2. Условиями трудового договора предусмотрено, что в обязанности работника входит доставка грузов в другие населенные пункты (отдаленные).
В этом случае поездка водителей не является командировкой. Поэтому возмещение командировочных расходов (в том числе суточных) не производится.
В то же время считается, что работа водителей носит разъездной характер (т.е. условия работы отличаются от нормальных), поэтому им должны быть установлены надбавки за разъездной характер работы.
Ранее размер надбавок за разъездной характер работы устанавливался в соответствии с Приложением к Постановлению Минтруда России от 29.06.1994 N 51. В настоящее время названное Постановление утратило силу (Постановление Минтруда России от 26.04.2004 N 60).
Отмена Постановления N 51 не означает отмену указанных надбавок. В соответствии со ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (к таким условиям, на наш взгляд, можно отнести и разъездной характер работы), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным, трудовыми договорами. Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При установлении размера надбавки (доплаты) за разъездной характер работы работодатели могут (хотя и не обязаны) воспользоваться действующими ранее правилами, в соответствии с которыми размер надбавки составлял:
— 15% от месячной тарифной ставки (оклада) работника, если водитель работает на междугородных рейсах менее 12 дней в месяц;
— 20% от месячной тарифной ставки (оклада), если водитель работает на междугородных рейсах 12 и более дней в месяц.
Такие надбавки не рассматриваются как компенсационные выплаты, а включаются в состав заработной платы работника и не освобождаются от обложения НДФЛ и ЕСН.
При направлении водителя грузового автомобиля в командировку необходимо соблюдать Межотраслевые правила об охране труда на автомобильном транспорте (Приложение к Постановлению Минтруда России от 12.05.2003 N 28; далее — Правила), которые распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков, иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее — организации).
При направлении водителя в длительный рейс работодатель, кроме командировки и путевого листа, обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку АТС исходя из норм соответствующих нормативных правовых актов. В графике должно быть указано время для отдыха и питания, места ночлега (п.2.3.1.9 Правил).
При составлении графиков необходимо учитывать, что работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.329 ТК РФ).
В соответствии с п.6 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приложение к Постановлению Минтруда России от 25.06.1999 N 16; далее — Положение) нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Если по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.7 Положения).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п.8 Положения).
В состав рабочего времени водителя включаются (п.12 Положения):
— время управления автомобилем.
Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии — с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов (п.13 Положения);
— время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
— подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
— время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения;
— время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
— время простоев не по вине водителя;
— время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
— время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем (засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.16 Положения);
— время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (засчитывается в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.17 Положения);
— время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм Положения.
Таким образом, законодатель устанавливает ограничения не по количеству рабочих часов, которые могут быть оплачены (оплачивается каждый час работы!), а по количеству рабочих часов, которые могут быть установлены водителю, направленному в междугородную поездку.
Если в соответствии с графиком движения работник, направленный в междугородную поездку, выполняет свои трудовые обязанности в дни, являющиеся выходными согласно графику работы, установленному на месяц (имеется в виду индивидуальный график работника, который может не совпадать с производственным календарем на соответствующий год), то работа в такие дни оплачивается не менее чем в двойном размере (ст.153 ТК РФ). Вместо отработанных выходных дней (оплаченных по двойным дневным или часовым тарифным ставкам) работнику (по его желанию) могут быть предоставлены другие дни отдыха (без оплаты).
Е.Воробьева
Ведущий эксперт
Подписано в печать
11.11.2004
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 46

Читайте также:  По долгам предприятия сданного в аренду

В Минтруда и соцзащиты 9 апреля состоялась онлайн-конференция, посвященная вопросам применения норм Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утв. постановлением Совмина от 19.03.2019 № 176 (далее – Положение). Размеры возмещения расходов при командировках в пределах РБ и за границу определены соответственно приложениями 1 и 2 к Положению.

Дата отсчета

Приказ о направлении работника в служебную командировку в Мос­кву был подписан 19 марта 2019 г. Дата начала командировки – 22 марта, окончания – 27 марта.

Применяются ли в этом случае нормы Положения?

Нет, не применяются.

Нормы Положения применяются с 23 марта в отношении работников, направленных в служебные командировки, начиная с этой даты.

Поскольку на начало срока командирования действовали нормы Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.06.2010 № 115, то и возмещение расходов при командировании работника должно производиться с учетом норм данной Инструкции.

Жилье за границей

Подлежат ли возмещению расходы по найму жилого помещения и в каких размерах, в случаях, когда организация для оплаты гостиницы командированному работнику предоставила корпоративную карточку?

При наличии у командированного работника корпоративной банковской карточки для оплаты расходов по найму жилого помещения (в пределах Республики Беларусь и за границей) следует руководствоваться нормами пункта 17 Положения.

Справочно: пунктом 17 Положения определено, что при оплате или фактическом предоставлении принимающей или направляющей стороной жилого помещения возмещение расходов по найму жилого помещения не производится.

Иными словами, если работнику выдана корпоративная банковская карточка, на которую организация предварительно перечислила денежные средства, в том числе валютные средства, для последующей оплаты работником расходов по найму жилого помещения, то такая оплата будет считаться оплатой жилого помещения направляющей стороной.

Читайте также:  Кадастровые работы что включают в себя

Соответственно, командированному работнику не выплачивается разница между установленным в приложении 2 к Положению размером возмещения расходов по найму жилого помещения и суммой фактически оплаченных им указанных расходов посредством корпоративной банковской карточки.

Электронный билет

Можно ли принимать к авансовому отчету электронные автобусные билеты?

Перечень подтверждающих документов, прилагаемых к отчету об израсходованных суммах иностранной валюты, определен п. 28 Ин­струкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Прав­ления Нацбанка от 29.03.2013 № 185 (далее – постановление № 185).

Данным перечнем предусматривается возможность приложения к отчету об израсходованных суммах иностранной валюты в случае приобретения электронного билета, посадочного талона, оформленного в электронном виде и распечатанного на бумажном носителе.

Обращаем внимание, что право официального толкования нормативного правового акта предоставлено нор­мотворческому органу (должностному лицу), его принявшему (издавшему), или уполномоченному им органу. Минтруда и соцзащиты не уполномочено официально толковать нормы постановления № 185.

Командировка на полевые работы

В сельскохозяйственную организацию на время проведения весенних полевых работ для оказания помощи на основании решения облисполкома командируются механизаторы сторонних организаций. Командировки однодневные, рабочий день с 8.00 до 17.00. СПК доставляет работников к месту командировки и обратно, обеспечивает бесплатным горячим обедом и транспортом в пределах места командировки.

Должна ли принимающая сторона (СПК) выплачивать суточные?

При направлении работника в служебную командировку в пределах Беларуси на 1 день возмещение суточных составляет 100% от размеров, установленных в приложении 1.

В соответствии с комплексом норм и подходов, заложенных в Положении, только при предоставлении принимающей стороной 3-разового питания и транспорта в совокупности выплата суточных не производится.

Спальное место в автомобиле

Распространяется ли норма о возмещении расходов по найму жилого помещения на водителей, осуществляющих внутриреспубликанские перевозки, автомобили которых оборудованы спальным местом?

Возмещение расходов по найму жилого помещения при командировании в пределах РБ осуществляется с даты прибытия к месту командировки и по дату выбытия из него в размерах, установленных в приложении 1, без представления подтверждающих документов (п. 15 Положения).

С учетом этого расходы по найму жилого помещения производятся в т.ч. водителям автомобиля, осуществляющим внутриреспубликанские перевозки, транспортные средства которых оборудованы спальным местом.

Аванс на проживание

Однодневная командировка за границу не предусматривает проживание.

Зачем выдавать валюту на проживание?

При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику в т.ч. расходы по найму жилого помещения (ст. 95 ТК).

При этом поскольку п. 16 Положения предусмотрено возмещение расходов по найму жилого помещения при 1-дневных служебных командировках за границу, стоимость проживания входит в сумму аванса.

Андрей ЛОБОВИЧ, первый заместитель министра труда и социальной защиты

Необходимость подтверждающих документов

Может ли организация требовать подтверждающие документы за проживание и возмещать расходы на проживание только на основании подтверждающих документов? Можно ли разработать внутренний локальный нормативный документ, на основании которого возмещать расходы по проживанию только на основании подтверждающих документов?

Порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках определены Положением.

Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде (ст. 7 ТК).

Локальные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.

Таким образом, предусматривать в локальных актах возмещение расходов по найму жилого помещения при предоставлении подтверждающих документов в размерах, менее установленных в приложениях 1 и 2, оснований не имеется.

Только при оплате или фактическом предоставлении принимающей или направляющей стороной жилого помещения возмещение расходов по найму жилого помещения не производится (п. 17 Положения).

Международные грузоперевозки

Предприятие-экспортер имеет собственный автопарк грузовых автомобилей, которые осуществляют международные грузоперевозки необходимых материалов, сырья, комплектующих и готовой продукции по направлению Беларусь – Россия и обратно.

Как рассчитывать водителям-­международникам командировочные расходы? Распространяются ли нормы главы 7 Положения на международные грузоперевозки, выполняемые автопарком пред­приятия для собственных нужд?

Возмещение расходов при направлении в служебную командировку водителей автомобиля, осуществляющих международные автомобильные перевозки, относящиеся к лицензируемому виду деятельности, регулируются нормами главы 7 Положения, а при направлении в служебную командировку водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки для собственных нужд, – общими нормами Положения.

При этом международная автомобильная перевозка для собственных нужд – это международная автомобильная перевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Учитывая перечень требований и условий, направленных в т.ч. на организацию труда водителей, определенных главой 12 Указа Президента от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», то для целей Положения вспомогательный характер носит международная перевозка в случае, если она не относится к лицензируемым видам деятельности.

На водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки, распространяются нормы главы 7 Положения. За все время нахождения в служебной командировке, включая время пребывания в пути, водителю, осуществляющему международные автомобильные перевозки, возмещение расходов по найму жилого помещения и суточных производится за каждые сутки в виде общей выплаты (далее – общая выплата) без представления подтверждающих документов.

При этом общая выплата может быть установлена как единой для всех стран командирования, так и разной.

Читайте также:  Поставить на учет газовый котел

Конкретный размер и порядок ра­счета общей выплаты в сутки определяет наниматель.

Итак, общая сумма выплат за время служебной командировки водителю будет определяться путем умножения общей выплаты, определенной нанимателем, на количество календарных дней служебной командировки.

Если расходы по найму жилого помещения за границей (в пределах РБ) превышают размер общей выплаты, нанимателем расходы по найму жилого помещения возмещаются на основании подтверждающих документов в размерах, не превышающих установленные в приложениях 1 и 2, и суточные в размерах, установленных в приложениях 1 и 2.

Как сравнить стоимость квартиры и 1-местного номера

Работник был направлен в командировку из Бреста в Минск с 26 по 29 марта 2019 г. Он заключил договор аренды жилого помещения с ИП, квитанцию об оплате представил. Стоимость проживания составила 60 руб./сутки, что превышает нормы на возмещение расходов при командировках в пределах РБ по Минску.

Можно ли возместить стоимость проживания в арендованной квартире по реальной цене, если ее невозможно сравнить со стоимостью 1-местного номера в гостинице?

Да, если стоимость не превышает стоимость 1-местного номера при предоставлении подтверждающих документов.

Сравнивать стоимость проживания в арендованной квартире необходимо со стоимостью проживания в 1-местном номере в гостинице Минска исходя из прикладываемой информации о стоимости номеров указанного типа в гостиницах Минска.

Один день в Москве

Как выплатить аванс по 1-дневной командировке в Москву, если время вылета из Минска – 9.00; время возвращения (прилета) в Минск – 18.00; цель командирования – обмен документами с клиентом (покупателем или продавцом услуг)?

Аванс на расходы по найму жилого помещения и суточные выплачивают­ся из расчета размеров, установленных в приложении 2, за 1 сутки.

Возмещение расходов по найму жилого помещения за границей осуществляется без представления подтверждающих документов в размерах, установленных в приложении 2, включая дату прибытия к месту командировки и дату выбытия из него (ч. 1 п. 16 Положения).

Поскольку в данном примере днем начала и окончания служебной командировки является один и тот же день, расходы по найму жилого помещения производятся за 1 день в размере 140 USD, суточные – 30 USD.

Час ночи – второй день

Возмещаются ли сотруднику, направленному в 2-дневную командировку на служебном транспорте предприятия, расходы на проживание по установленной норме в случае, если в путевом листе будет указан срок возврата из командировки 01.00 (один час ночи второго дня командировки)?

Да, расходы по найму жилого помещения компенсируются за 1 день.

Возмещение расходов по найму жилого помещения осуществляется с даты прибытия к месту командировки и по дату выбытия из него включительно (п.п. 15 и 16 Положения).

Если командированному работнику принимающей или направляющей стороной предоставляется жилое помещение, то возмещение расходов по найму жилого помещения не производится (п. 17 Положения).

Время не установлено

Имеет ли значение время прилета на территорию Беларуси для выплаты расходов по проживанию в пределах норм (например, если время прилета – 3 часа ночи) или независимо от времени следует оплатить проживание по норме?

Независимо от времени прилета.

С учетом ст. 93 ТК сутки учитываются с 0 до 24 часов включительно.

При этом Положением не предусмотрена норма, определяющая зависимость оплаты расходов по найму жилого помещения от времени прибытия работника в место командирования либо его выбытия из места командирования.

Елена ПЕЩЕНКО, заместитель начальника управления организации и мотивации труда

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028

Командировка водителя при внутриреспубликанских перевозках

В соответствии с приказом нанимателя водитель направлен в командировку для осуществления внутриреспубликанских перевозок с 24.03.2019 по 29.03.2019. Водитель в рамках служебной командировки:

– убыл из Жлобина 24.03.2019, прибыл в Витебск 25.03.2019;

– убыл из Витебска 25.03.2019, прибыл в Чашники 25.03.2019;

– убыл из Чашников 25.03.2019, прибыл в Светлогорск 25.03.2019;

– убыл из Светлогорска 25.03.2019, прибыл в Минск 26.03.2019;

– убыл из Минска 26.03.2019, прибыл в Светлогорск 26.03.2019;

– убыл из Светлогорска 26.03.2019, прибыл в Брест 27.03.2019;

– убыл из Бреста 27.03.2019, прибыл в Светлогорск 28.03.2019;

– убыл из Светлогорска 28.03.2019, прибыл в Могилев 29.03.2019;

– убыл из Могилева 29.03.2019, прибыл в Жлобин 29.03.2019.

Автомобиль оборудован спальным местом.

Возникли следующие вопросы.

7.1. Следует ли возмещать такому водителю расходы по найму жилого помещения, если он ночует в машине?

Следует.

К водителям, осуществляющим внутриреспубликанские автомобильные перевозки, гл. 7 Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 (далее – Положение № 176), не применяется. Возмещать расходы по найму жилого помещения и суточных в виде общей выплаты в таких случаях неправомерно |*|.

Полный текст читайте в журнале «Главный Бухгалтер», № 23/2019.

7.2. За какое количество суток и в каком размере выплачиваются суточные водителю?

Суточные выплачиваются за 6 суток, расходы по найму жилого помещения – за 5 суток.

Расходы по найму жилого помещения в рассмотренном выше случае возмещаются без подтверждающих документов в следующих размерах:

– в областных центрах и г. Минске – 50 руб. в сутки;

Полный текст читайте в журнале «Главный Бухгалтер», № 23/2019.

Ссылка на основную публикацию
Социальная помощь малоимущим семьям в 2018 году
В каждом регионе установлен определенный размер прожиточного минимума, который позволяет купить корзину необходимых продуктов и товаров, чтобы обеспечить нужды семьи....
Совмещение командировки с отпуском
Да, в рассматриваемой ситуации вы должны начислить страховые взносы на оплату проезда работника из места командировки к месту работы. Именно...
Современной конституции российской федерации свойственны следующие функции
Сущность Конституции РФ Сущность конституции – ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права. Конституция имеет свое...
Социально правовой договор это
Устраиваясь на работу, каждый гражданин должен заключить договор на осуществление трудовой деятельности. Но можно заключить стандартный трудовой договор, а можно...
Adblock detector