Совместный электронный аукцион по 44 фз

Совместный электронный аукцион по 44 фз

Совместные торги по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении 2 и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы (далее также — торги).

В п. 4 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) разъяснено, что для целей проведения двумя и более заказчиками совместных торгов под одними и теми же товарами понимаются товары, которые имеют единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров.

В названном пункте рассматривается ситуация, когда суд признал, что наличие у заказчиков единой цели (в данном случае — оборудование учебных классов комплексами интерактивного и компьютерного оборудования) не является достаточным основанием для проведения ими совместных торгов.

По мнению ФАС России, реализация права заказчиков на проведение совместных торгов не ограничена территориальной принадлежностью заказчиков. Поэтому проведение совместных торгов заказчиками, расположенными в разных районах одного субъекта РФ, не имеющих общих территориальных границ, не является нарушением Закона N 44-ФЗ (см. Разъяснения ФАС России от 16.02.2018).

Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных торгов определяются соглашением, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом N 44-ФЗ. Правила проведения совместных конкурсов и аукционов (далее — Правила) утверждены на основании ч. 5 ст. 25 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088.

Организатором совместных торгов (далее — организатор) — лицом, организующим и проводящим такие торги, согласно ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 5 Правил по соглашению о проведении совместных торгов могут выступать:

— уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, наделенный(-ое) соответствующими полномочиями в рамках централизации закупок в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ;

— один из заказчиков — участников указанного соглашения.

Необходимо учитывать следующее.

Во-первых, совместные торги являются не самостоятельным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — контрагентов), а лишь организационной формой, в которой могут проводиться торги (но не иные конкурентные способы определения контрагентов), предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ. При этом ограничений по видам конкурсов и аукционов, которые могут проводиться совместно, ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не устанавливают. Следовательно, любой из перечисленных в ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ видов конкурсов (в том числе и конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) может быть проведен совместно. Это видно и из п. 7 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ и пп. "б" п. 6 Правил, где говорится о совместном закрытом конкурсе (закрытом аукционе).

Отсюда же вытекает, что совместные торги проводятся в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ для соответствующих видов конкурса или аукциона, с учетом особенностей, установленных Правилами (п. 5 Правил).

Во-вторых, хотя организатором может выступать уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, совместные торги не следует смешивать с централизованными закупками, проводимыми в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ на основании соответствующих нормативных правовых актов, а не соглашений. Отметим, что уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые возложены полномочия только на определение контрагентов, может выступать стороной соглашения о проведении совместных торгов только в качестве организатора (п. 3 Правил).

Также не следует смешивать передачу полномочий для проведения совместных торгов несколькими заказчиками одному из них с привлечением специализированной организации в соответствии со ст. 40 Закона N 44-ФЗ. Специализированная организация, в роли которой может выступать и другой заказчик, привлекается по контракту одним конкретным заказчиком для выполнения исключительно "технических", организационных функций, обеспечивающих проведение определения контрагента.

Подробнее о централизованных закупках и специализированной организации смотрите в отдельных материалах.

В-третьих, совместно проводится именно процедура торгов, то есть определение контрагента. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком (ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Правил). Также самостоятельно осуществляется заказчиками принятие решения о заключении контракта с единственным контрагентом и согласование такого решения (при необходимости) в соответствии с Законом N 44-ФЗ при признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ (п. 9 Правил, см. также письмо Минэкономразвития России от 28.01.2015 N Д28и-144).

Читайте также:  Жалоба в усб на сотрудника полиции образец

Соглашение о проведении совместных торгов должно быть заключено до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе (далее — документация) (п. 3 Правил).

Обязательные условия соглашения о проведении совместных торгов приведены в ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, хотя в ней самой и указано, что перечень не исчерпывающий и стороны соглашения могут согласовать и иные условия (п. 12 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, по сути обязательные условия соглашения о совместных торгах в части обязанностей и полномочий организатора (п. 5 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ) определяются перечнем таких обязанностей и полномочий, данным в п. 6 Правил. Этот перечень также не является исчерпывающим (см. пп. "з" п. 6 Правил), однако он определяет минимальный объем полномочий, передаваемых организатору другими участниками соглашения об их проведении.

Наконец, ч. 4 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Правил императивно установлено, что стороны соглашения несут расходы на проведение совместных торгов пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) каждого заказчика в общей сумме НМЦК, в целях заключения которых проводятся совместные торги.

Подробнее обязательные требования к содержанию соглашения о проведении совместных торгов, к определению обязанностей и полномочий организатора рассмотрены в отдельном материале.

После подписания соглашения о проведении совместных торгов заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора (п. 4 Правил, по данному вопросу см. также письмо Минэкономразвития России от 26.06.2015 N Д28и-1944).

Как указано в разъяснениях по вопросу 3 письма Минэкономразвития России от 14.04.2017 N Д28и-1662, каждый заказчик формирует идентификационный код закупки (далее — ИКЗ) в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422, а организатор разрабатывает и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. При этом в извещении указывается ИКЗ каждого заказчика.

Также отметим, что ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат положений, которые бы ограничивали возможность проведения совместных торгов исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Однако при этом необходимо учитывать ограничение, предусмотренное в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, согласно которому НМЦК при закупке в таком порядке не должна превышать 20 миллионов рублей. По нашему мнению, при проведении совместных торгов данное ограничение должно применяться к общей сумме НМЦК, в целях заключения которых проводятся такие торги. Подробнее аргументацию в пользу этой точки зрения смотрите в следующем материале.

Статьей 25 44-ФЗ для заказчиков предусмотрена возможность объединяться и осуществлять закупки одних и тех же товаров совместно, проведя не несколько, а одну процедуру торгов. Считается, что это приводит к увеличению объема поставляемой продукции, что, в свою очередь, привлекает крупные оптовые компании, готовые предложить более выгодные цены. Правила проведения совместных закупок определены Правительством РФ в Постановлении №1088 от 28.11.2013 года.

В каких случаях проводятся совместные закупки

Первое и главное условия проведения совместных торгов – это наличие необходимости в одинаковых товарах. Такая ситуация часто возникает в больницах, школах, детских садах и других организациях.

Еще один момент – совместными могут быть только аукционы и конкурсы. Организовать таким образом, например, запрос котировок, даже если итоговая цена не превышает 500 000 рублей, нельзя.

Механизм проведения совместных закупок

Первое, что должны сделать объединившиеся заказчики – выбрать организатора торгов. Им может быть как уполномоченная организация, так и один из заказчиков, готовый взять на себя большую долю ответственности и забот. В его обязанности в дальнейшем будет входить:

  • разработка документации и извещения на основании представленной каждым из заказчиков информации (обоснование НМЦ и проект контракта каждый составляет отдельно);
  • публикация всей необходимой информации в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru;
  • при необходимости – внесение изменений в извещение и документацию;
  • ответы на запросы (публикация разъяснений) и предоставление документации заинтересованным лицам;
  • оформление и публикация протоколов;
  • в некоторых случаях – публикация проекта контракта.
Читайте также:  Как восстановить документы на снегоход

Официальная передача полномочий на осуществление всех этих действий от заказчиков к организатору оформляется путем заключения соответствующего соглашения. Согласно части 1 статьи 25 44-ФЗ оно должно содержать следующую информацию:

  • сведения о сторонах, заключающих соглашение;
  • сведения об организаторе, в том числе и рамки его полномочий;
  • идентификационный код закупки;
  • сведения о предмете закупки (описание объекта), предполагаемых объемах, а также месте, сроках и условиях поставки товара/оказания услуг/выполнения работ;
  • примерные сроки проведения аукциона или конкурса, а также период времени, в течение которого должны быть разработаны и согласованы извещение и документация;
  • порядок и срок формирования комиссии, а также регламент ее работы;
  • порядок оплаты расходов, связанных с процессом организации совместной закупки;
  • права, обязанности, ответственность сторон, срок действия соглашения, порядок рассмотрения споров и другие сведения на усмотрение заказчиков и организаторов.

После того как стороны пришли к соглашению и подписали его, важно внести изменения (если необходимо) в план-график и план закупок. Там в обязательном порядке должно быть указано, что закупка проводится совместно.

Далее организатор действует, в принципе, так же как и любой заказчик, вплоть до момента заключения договора.

Заключение контракта по результатам совместных торгов

На этапе заключения контракта заказчики, проводившие совместную закупку, «расходятся» в разные стороны. Максимум, что может сделать организатор – это опубликовать проекты контракта, а уже подписание победитель осуществляет с каждым заказчиком по отдельности.

Сложная ситуация – когда победитель по каком-либо причинам уклонился от подписания только одного контракта. В этом случае все остальные считаются действительными, а вот обеспечение заявки ему возвращается не в полном объеме – из него удерживается сумма, равная доле цены контракта данного заказчика в общей начальной максимальной цене контракта.

Для примера: НМЦ совместного аукциона – 1 000 000 рублей, из них 200 000 (то есть 1/5) приходится на долю заказчика, с которым контракт так и не был заключен. Обеспечение заявки – 1%, 10 000 рублей. Таким образом в итоге из него будет удержана 1/5 часть, 2 000 рублей, а остальное победителю будет возвращено.

Кроме того, уклонившаяся от подписания организация наверняка попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Преимущества и недостатки совместных закупок

Главное преимущество для уполномоченного органа, в случае если он выступает организатором торгов – это отсутствие необходимости проводить несколько одинаковых процедур для разных заказчиков.

Преимущество совместных закупок для заказчиков в первую очередь в том, что увеличение объемов ведет к более выгодным в плане цены предложениям. Правда, есть и недостаток: при отсутствии уполномоченного органа часто бывает непросто договориться об условиях, да и дополнительную долю ответственности брать на себя мало кто хочет.

И, наконец, для участников главное преимущество, оно же для некоторых оборачивается недостатком, совместных закупок – это большие объемы поставок. Крупные компании им всегда рады. А вот небольшие, как правило, отказываются от идеи участия в совместных аукционах и конкурсах.

Совместные торги по 44-ФЗ являют собой возможность объединиться двум и более организациям (заказчикам) для совместного приобретения одних и тех же товаров или услуг, устроив не несколько, а только одну процедуру торгов.

Это способствует росту объема закупаемой продукции, вследствие чего цена на нее снижается. Такая политика позволяет привлечь к торгам в качестве поставщиков крупнейшие оптовые компании, которые могут предложить наиболее выгодные цены. Порядок проведения совместных торгов по 44-ФЗ регламентируется Постановлением Правительства №1088 от 2013 года.

Читайте также:  Какие данные получателя нужны для вестерн юнион

Первое условие организации совместных торгов – нужда в одинаковой продукции. Второе условие – вместе разрешено проводить только конкурсы и аукционы. Для иных способов определения поставщика данная процедура невозможна. И третье условие – проведение совместных торгов не может быть обязательным и организуется заказчиками исключительно по своему желанию.

Совместные торги: плюсы и минусы

Главное преимущество совместных закупок – минимизация времени и труда, поскольку вместо нескольких процедур достаточно провести одну. Без совместных закупок некоторые действия были бы вообще невозможны. Например, если заказчику нужен небольшой объем продукции или услуг, а организовать закупки в одиночку экономически нецелесообразно, поскольку затраты на мероприятие не окупят себя. Кроме того, небольшие объемы продукции интересны далеко не всем поставщикам, поэтому заявок на участие может не поступить вовсе.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Плюсом является и возможность участия в совместных конкурсах крупнейших поставщиков, которым невыгодны одиночные предложения заказчиков. Это позволяет минимизировать появление фактов коррупции, поскольку организатор торгов делает все необходимое для справедливого определения победителя, а интерес одного заказчика никак не может повлиять на итог торгов.

При подготовке документации каждый заказчик по-своему обосновывает цену и описывает объект торгов. Организатору необходимо подвести все описания к общему знаменателю, что усложняет процесс подготовки документации к торгам.

Другим минусом может считаться ситуация, при которой победитель торгов уклоняется от оформления контракта с кем-либо из заказчиков. В такой ситуации ему не возвращают обеспечения заявки в полном размере. При этом все контракты, с которыми не возникло проблем, будут являться действительными. Участники совместных закупок могут быть включены в Реестр недобросовестных поставщиков.

Организатор совместных торгов

В первую очередь заказчики должны выбрать организатора закупок.

В функции организатора входят:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • разработка торговой документации на основании сведений, представленных всеми заказчиками;
  • публикация информации о ходе торгов в ЕИС;
  • внесение изменений в документацию (если требуется);
  • ответы на запросы участникам торгов;
  • оформление и публикация протоколов;
  • публикация проекта контракта.

До утверждения документации о совместных закупках стороны обязаны оформить соглашение, которое позволяет передать права на осуществление всех вышеперечисленных действий от заказчиков к организатору.

Что должно содержать в себе соглашение?

Соглашение помогает сторонам определиться, как именно они будут проводить процедуру закупок и оформить их взаимные обязательства.

Соглашение должно содержать:

  • сведения о сторонах, в том числе полный список функций организатора;
  • идентификационный код закупки;
  • сведения о предмете торгов и его объемах, а также условиях и времени поставки продукции по каждому заказчику;
  • порядок и период формирования комиссии по торгам, условия ее работы;
  • время проведения торгов и период разработки соответствующей документации;
  • порядок оплаты общих расходов на организацию;
  • порядок рассмотрения споров;
  • права, обязанности и ответственность сторон.

После подписания требуется внести правки в график и план закупок. Необходимо указать, что закупка была совместной.

Итоговое заключение контракта

Во время итогового заключения контракта заказчики, которые участвовали в совместной закупке, «разделяются». Подписание контрактов компанией-победителем с каждым заказчиком происходит в индивидуальном порядке. Единственное, что может сделать организатор на данном этапе – опубликовать проект контракта.

При этом все остальные подписанные контракты будут считаться действительными.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ссылка на основную публикацию
Служба в милиции вместо армии
Альтернативная служба в полиции вместо армии вызывает немало вопросов касаемо того, какие условия должны быть соблюдены, чтобы человек мог пойти...
Сколько получает воспитатель в детском садике
Трудно переоценить роль воспитателя детского сада в становлении личности ребенка. Однако эта профессия в нашей стране долгое время была малооплачиваемым...
Сколько по времени делается снилс новорожденному
Родители часто задают много вопросов про СНИЛС и не понимают ряд моментов. “Жалко терять время на хождение по чиновникам”. “Вырастет...
Служба в сирии по контракту как попасть
В августе 2015 года, высшим политическим руководством России, было принято решение о военном вмешательстве в сирийский конфликт. После этого в...
Adblock detector