Со скольки человек начинается город

Со скольки человек начинается город

Ста́тус го́рода (городские права) — система законодательных установлений, благодаря которым населённый пункт приобретает определённые права, выделяющие его из ряда сельских населённых пунктов.

Содержание

История [ править | править код ]

Города как важные территориальные центры разного типа формировались со времён палеолита (протогорода типа Костенок), а свой особый статус по отношению к сельским поселениям доказывали всем своим существованием, особенностями городской жизни. Длительное время — начиная с начала неолита — отнесение поселения к категории городов было связано с наличием городских стен. Первым известным таким городом стал Иерихон, обнесённый стенами в VIII тысячелетии до нашей эры [1] . Статус городов Египта и Шумера, Китая и Индии, Гелона в Скифии и других нередко вёлся от различных божеств и правителей. Имели особенности статусного оформления города Древней Греции и Рима, города Северного Причерноморья и Приазовья.

В Средние века городские права позволяли городу организовывать свою более независимую систему самоуправления. Статус города населённому пункту мог присвоить монарх за какие-нибудь заслуги, или горожане как община выкупали право называться городом. Кроме благ, которые предоставлял статус города, появлялись и дополнительные обязательства. Например, в Кёнигсберге при строительстве домов застройщики должны были учитывать ширину улицы. При приёмке дома (или домов) всадник скакал по середине улицы, держа перпендикулярно направлению улицы копьё. Если копьё одним из концов цепляло какой нибудь дом, то этот дом сносили. Строгий контроль за минимальной шириной улиц был обусловлен военными целями. На территории города, окружённой, как правило, крепостной стеной, необходимо было разместить военный гарнизон и обеспечить свободу переброски войск от одного участка города к другому. После обрушения зданий от артиллерийской стрельбы вдоль оси улиц должен оставаться свободный проезд. Это требование сохранилось до сих пор. Расстояние от оси улицы до ближайшего здания должно быть не менее половины высоты здания.

За исключением наличия укреплений, отличия города от окружавших его деревень долгое время были невелики. Жители города занимались хлебопашеством и скотоводством, а название «горожан» выделяло их только по месту жительства. Когда города уже не могли вмещать всех, кто хотел пользоваться выгодами более безопасной городской жизни, около них возникали новые поселения (в Германии — Vorstädte, Vorburgen или Vororte; во Франции — Forsburgs, Fauxburgs или villae, villes; посады и слободы на Руси). Эти поселения после обнесения их стенами становились частью города и входили в городскую черту, вокруг которой возникали новые предместья. Так, старый Париж делился на cité (центральную часть, обнесённую стеною) и ville (предместье); в конце XII в. Филипп II Август велел окружить предместье стенами, и с того времени Париж разделялся уже на три части: cité (старый город), ville (новый город) и fauxburgs (предместья) [2] .

В Древней Руси город был центром, вокруг которого группировались остальные поселения волости. В качестве главного поселения он давал имя всей волости. Кроме городов, в летописях упоминается ещё о пригородах — меньших по размерам огороженных поселениях, которые подчинялись городу как старшему, искали в нём защиты и действовали с ним заодно: «на чтожь старшие сдумають, на том же и пригороди стануть». После окончательного утверждения в России крепостного права (середина XVII в.) различие между городом и деревней сделалось сословным. Пётр I положил начало новому городовому устройству, учредив в 1699 году в Москве бурмистрову палату (вскоре переименованную в ратушу), а в прочих городах — земские избы и выборных бурмистров. При Екатерине II в 1785 году было издано общее положение о городах, или «Грамота на права и выгоды городов Российской империи». В городовом уложении 1785 года наводились единообразие и относительный порядок в общественном городском управлении, а также точнее определялись права различных классов городских обывателей [2] .

Присвоение статуса [ править | править код ]

В большинстве стран (в том числе в современной России и ранее в СССР) присвоение поселению городского статуса закрепляется законодательно, но в отдельных странах это понятие является не юридическим, а только историческим, обиходным, статистическим и прочее.

Один из определяющих факторов для присвоения населённому пункту статуса города — численность населения. Согласно рекомендациям ООН, для возможности сопоставления урбанизации стран и других целей, предлагается считать городами все поселения, имеющие 20 тысяч жителей и более.

Города Российской Федерации [ править | править код ]

В России населённый пункт может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тысяч жителей. Тем не менее, в России есть достаточно много (208 из 1099) городов, население которых меньше 12 тысяч человек [ источник не указан 157 дней ] . Их статус города связан с историческими факторами, а также с изменением численности населения населённых пунктов, уже имевших статус города. С другой стороны, некоторые населённые пункты, удовлетворяющие данным требованиям, не стремятся получить статус города, чтобы не потерять определённые льготы.

По словам географа Аллы Махровой, больше трети городов в России «не совсем города», поскольку в них образ жизни абсолютно сельский [3] .

Города Украины [ править | править код ]

На Украине населённый пункт может получить статус города только отдельным законом высшего законодательного органа государства — Верховной радой Украины, если в населённом пункте проживает не менее 10 тысяч жителей, при этом «преимущественное большинство» населения должно быть занято в отраслях вне сельского хозяйства. По состоянию на 5 декабря 2001 года (Перепись на Украине) насчитывалось 84 города (18,3% от общего количества) с численностью населения менее 10 тысяч, а в таких городах как Берестечко и Угнев — менее 2 тысяч жителей (города Припять и Чернобыль не имеют постоянного населения).

Читайте также:  В какие дни запрещено продавать алкоголь

Города бывших республик СССР [ править | править код ]

Минимальный порог населения для отнесения населённого пункта к категории городов в республиках бывшего СССР:

  • 12 тысяч жителей — Россия (есть исключения, самое показательное — Иннополис признан городом с числом жителей 102 человека),
  • 10 тысяч жителей — Украина, Узбекистан, Молдавия, Киргизия, Таджикистан,
  • 8 тысяч жителей — Казахстан (есть исключения), Армения, Туркмения, Латвия (были исключения), Эстония,
  • 6 тысяч жителей — Белоруссия
  • 5 тысяч жителей — Грузия, Азербайджан.

В законодательстве Литвы нижний предел численности населения городов не установлен.

Категории городов [ править | править код ]

Города с численностью населения 100—250 тысяч жителей считаются «большими». Города с численностью населения 250—500 тысяч считаются «крупными», населенные от 500 тысяч до 1 миллиона жителей — «крупнейшими». Города с населением более чем в 1 миллион жителей называют — «городами-миллионниками» и «миллионниками» (реже «городами-миллионерами»). Многомиллионные города (иногда и «города—миллионеры») называют «городами-мегаполисами» или (не менее часто) просто «мегаполисами» (не путать с термином «мегалополис»).

Статус других городских поселений [ править | править код ]

В республиках бывшего СССР к городским поселениям кроме городов относятся также посёлки городского типа (пгт), статус которых также приобретается при условии минимальной численности населения в 2 тысячи жителей (в России и Армении — 3 тысячи жителей, в Литве — не ограничивается).

Варианты названий посёлков городского типа в республиках СССР:

  • городские посёлки (гп) — Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Латвия, Эстония
  • городские (рабочие) посёлки — Грузия
  • рабочие посёлки (рп) — Азербайджан, Молдавия, Армения (минимальная численность населения для рабочего посёлка— 500 жителей).

Кроме того, в большинстве республик бывшего СССР (кроме Украины, Молдавии и Киргизии) имеются также курортные посёлки, число жителей в которых ограничивается минимальной величиной в 2 тысячи жителей.

Нам очень нравится ваша газета, особенно рубрика «Полезная газета», потому что в ней много полезной информации. Пишут вам жители поселка городского типа Артемовского, ранее это был прииск. Через вашу газету хотим задать один вопрос.

По каким критериям дается статус «Поселок городского типа»? Нам непонятно: вроде поселок маленький, население маленькое, но зато штат мэрии раздули! Даже дума есть. Только о чем она думает, никто не знает. Воду не возят, зимой снег топим, благо его у нас много. Дороги не чистят. Вот летом похуже — речки грязные. Мобильной связи нет. Так что у нас от думы одни минусы. Один плюс в том, что за свет платим как в городе.

А может, статус поселка городского типа у нас из-за количества населения вместе с приезжими старателями? Тогда у нас их много, со всех сторон окружили, скоро завалят отвалами. Тогда и никакого быта не надо. Парадокс, живем на золоте.

Жители п. Артем, Сидоренко Е.В.

Уважаемый Сидоренко Е.В.!

Как нам сообщили в Главном территориальном управлении губернатора Иркутской области, на сегодняшний день сохранился Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17 августа 1982 года и Временное положение «О порядке решения административно-территориального устройства, объединение и разделение местного самоуправления Иркутской области», утвержденное решением малого совета Иркутского областного совета народных депутатов от 25 февраля 1993 года № 16/34-МС.

Кроме того, существует ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года, который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно этому закону, городское поселение — это город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 11—13 настоящего Федерального закона. Так, размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения; в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями; в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый); сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения и др.

Читайте также:  Поиск по исполнительному листу суда

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим федеральным законом.

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Где вы живете? В городе? В деревне или поселке? А вы когда-нибудь задумывались об отличиях одного населенного пункта от другого? Скорее всего, что нет. Мало кто уделяет внимание подобным мелочам в повседневной жизни. Поэтому мы решили немного раскрыть нюансы территориального деления в России. Сегодня мы будем рассматривать поселки городского типа.

Типы населенных пунктов в России

Административно-территориальное деление в нашей стране можно представить следующим образом:

Если говорить о типах поселений более подробно, то нужно отметить, что деревней принято считать населенный пункт, в котором может проживать даже менее десяти человек. Там нет объектов инфраструктуры и досуга.

Расширившаяся деревня, в которой построены школа, детский сад и поликлиника, становится поселком. Чаще всего поселки находятся в доступной близости от города и имеют постоянное транспортное сообщение с ним.

В селе расположены все перечисленные объекты инфраструктуры и церковь. Ее наличие обязательно для получения статуса этого населенного пункта. К тому же села могут образовываться в отдалении от городов и районных центров.

Существует еще один тип поселений — ЗАТО. Данные населенные пункты являются закрытыми и по характеристикам относятся к поселкам городского типа. Его жителями становятся работники секретных предприятий, имеющих стратегическое значение для нашей страны. Обычно население ЗАТО немногочисленно, оно редко превышает две тысячи человек. До девяностых годов прошлого века данные поселения являлись строго секретными и не имели даже своих названий.

Что такое поселок городского типа?

Поселки городского типа (сокращенно ПГТ) представляют собой населенные пункты, в которых проживает не менее трех тысяч человек. Причем более 80% населения должно быть занято не в отрасли сельского хозяйства. Можно сказать, что ПГТ — это промежуточное звено между селом и городом.

Поселок городского типа: история появления в России

В дореволюционной России не было такого понятия, как "поселки городского типа". Административно-территориальное деление не предусматривало подобной единицы, но в начале двадцатых годов прошлого века правительство молодой страны решило внести серьезные изменения в определения и названия некоторых территориальных единиц. Впервые введено было определение посада, из которого после и сформировался поселок городского типа.

Поселок городского типа: классификация

Поселки городского типа России не представляют единой структуры. Это название является обобщающим. На самом деле ПГТ можно разделить на несколько подвидов:

  • курортные поселки;
  • дачные поселки;
  • рабочие поселки.

Каждый указанный тип можно смело относить к ПГТ, но они имеют свои характеристики и особенности. Например, рабочий поселок находится совсем рядом с городом или крупным градообразующим предприятием. Все его жители могут работать в одном месте, а численность населения часто не превышает двух тысяч человек.

Читайте также:  Как составляется долговая расписка

Курортные и дачные поселки располагаются в местах, где построены санатории и здравницы. Население данных ПГТ обслуживает различные учреждения и подвержено сезонности. Особенно это касается дачных поселков, они сохраняли свой статус только при наличии в нем не менее полутора тысяч человек жителей в течение всего года.

Поселок городского типа: описание

ПГТ в общих чертах практически не отличается от города. В средней полосе России, где расположено множество старинных городов, население поселков городского типа часто в несколько раз превышает численность городских жителей. Тем не менее они по-прежнему именуются ПГТ.

Поселок городского типа обычно бывает достаточно велик. Среднестатистический ПГТ имеет население в 15 000 человек. На его территории расположены поликлиники, школы, дошкольные учреждения и многочисленные торговые центры. Довольно часто через поселок городского типа проходит несколько дорог, в том числе и федерального значения. Нередко такой населенный пункт имеет несколько парков или пересекается рекой. В этом случае он занимает просто огромную территорию.

Можно сказать, что ПГТ — это тот же город, но в нем не хватает объектов социальной инфраструктуры. Детям негде заниматься творчествам, взрослые не имеют возможности попасть в театр или музей. Именно это не позволяет данному поселению получить статус города. В среднем численность населения поселков городского типа колеблется от одной-двух тысяч человек до двухсот тысяч человек.

Город и поселок городского типа: отличия

Эти два типа поселения очень похожи между собой и, на первый взгляд, не имеют существенных отличий. Но на самом деле некоторые отличия есть.

В первую очередь различия заметны в управлении поселением. ПГТ имеет главу, который располагает штатом административных работников. Но по тарифной сетке его должность так и называется — "глава поселка городского типа". В городе главой является мэр, а в его отсутствие важными вопросами занимаются замы. Далее идут чиновники низшего звена.

Вряд ли вы найдете поселок городского типа, жилые дома которого имеют тридцать этажей, хотя законом это не запрещено. Но в реальности ПГТ застраивается домами не выше девяти этажей.

Частный дом в поселке городского типа не редкость. Довольно часто жители предпочитают строиться на собственном земельном участке, расширяя таким образом границы поселения. В городе такое невозможно. Человек может приобрести землю под индивидуальное строительство только за пределами населенного пункта. Внутри городской черты свободная земля всегда отдается под высотное строительство.

Самое главное и заметное отличие ПГТ от города — это объекты инфраструктуры. Обычно поселки городского типа не имеют бассейна, цирка и театра. Все остальные развлекательные и досуговые учреждения ПГТ идентичны городским.

Как формируются почтовые индексы?

Поселки городского типа имеют ту же самую систему формированию индекса, как и иные населенные пункты в стране. После сороковых годов прошлого века была введена инновационная система почтовой идентификации, которая действует до сих пор.

В нашей стране приняты шестизначные индексы. При этом первые три цифры обозначают код поселения, а вторая тройка — номер почтового отделения. Крупные города могут иметь несколько кодов, которые облегчают доставку корреспонденции до адресата. Но ПГТ обычно имеют один код и несколько почтовых отделений.

Самые крупные и малонаселенные ПГТ в России

На сегодняшний момент федеральное законодательство не регулирует получение населенным пунктом статуса поселка городского типа. Этим занимаются местные власти. Но разброс по численности населения ПГТ в пределах страны довольно велик. Например, самым крупным считается ПГТ Сунжа, в нем живет более шестидесяти тысяч человек. Более сотни поселков городского типа имеет население менее одной тысячи человек. А вот самым маленьким считается ПГТ Кожым. Он расположен в республике Коми, и на его территории проживает всего лишь четыре человека.

Московская область

Поселки городского типа Московской области достаточно многочисленны, в настоящий момент их насчитывается двадцать четыре территориальные единицы:

  • Нахабино.
  • Томилино.
  • Малаховка.
  • Власиха.
  • Красково.
  • Калининец.
  • Монино.
  • Белоозерский.
  • Тучково.
  • Октябрьский.
  • Удельная.
  • Софрино.
  • Селятино.
  • Запрудня.
  • Большие Вяземы.
  • Михнево.
  • Фряново.
  • Ильинский.
  • Андреевка.
  • Быково.
  • Некрасовский.
  • Шаховская.
  • Правдинский.
  • Обухово.

Самым густонаселенным является ПГТ Нахабино, в нем живет чуть более сорока тысяч жителей. А самым маленьким стал поселок городского типа Обухово, его население составляет десять тысяч человек.

Можно сказать, что для ПГТ Московской области характерен быстрый прирост населения и преобразование в иной статус. Социологи связывают это с близостью Москвы. Огромный мегаполис постепенно разрастается и приближается к поселкам городского типа. В итоге они сливаются в единую территориальную единицу и становятся частью города. Данная практика активно используется по всему миру, ведь городам-миллионникам свойственно развиваться и расти не только в высоту, но и в ширину.

В заключение хотелось бы сказать, что поселки городского типа являются промежуточной административно-территориальной единицей. В период спада урбанизации они теряют свое значение и численность, но в момент бурного роста городов именно ПГТ становятся своеобразной подпиткой для многочисленных городских предприятий, нуждающихся в рабочих руках.

Ссылка на основную публикацию
Служба в милиции вместо армии
Альтернативная служба в полиции вместо армии вызывает немало вопросов касаемо того, какие условия должны быть соблюдены, чтобы человек мог пойти...
Сколько получает воспитатель в детском садике
Трудно переоценить роль воспитателя детского сада в становлении личности ребенка. Однако эта профессия в нашей стране долгое время была малооплачиваемым...
Сколько по времени делается снилс новорожденному
Родители часто задают много вопросов про СНИЛС и не понимают ряд моментов. “Жалко терять время на хождение по чиновникам”. “Вырастет...
Служба в сирии по контракту как попасть
В августе 2015 года, высшим политическим руководством России, было принято решение о военном вмешательстве в сирийский конфликт. После этого в...
Adblock detector