Следственный отдел мвд чем занимается

Следственный отдел мвд чем занимается

Общие сведения о деятельности следственных отделов органов полиции. Формы и методы практического взаимодействия следователя с различными подразделениями органов Министерства внутренних дел. Получение базовых навыков в работе следственного отдела.

Рубрика Государство и право
Вид отчет по практике
Язык русский
Дата добавления 29.01.2015
Размер файла 21,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики (отдел по расследованию преступлений в полиции)

Целью учебно-ознакомительной практики было получение базовых навыков и представлений о работе следственного отдела органа внутренних дел. Задача практики заключается в умении применить теоретические знания на практике и в ознакомлении с практической деятельностью структурных подразделений органов внутренних дел.

Приступить к изучению работы организации решил с изучения нормативно-правовых и ведомственных основ деятельности следственных отделов ОВД. Допуск к процессуальным и ведомственным документам отдела в течение всего периода прохождения учебно-ознакомительной практики предоставлялся мне с разрешения начальника отдела.

Остановимся на общих сведениях о деятельности следственных отделов органов полиции. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 12 ФЗ "О полиции" в обязанности полиции входят: возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. Расследуют преступления в ОВД следователи и дознаватели в тесном взаимодействии с другими подразделениями ОВД — участковыми, уголовным розыском, инспекциями по делам несовершеннолетних, ГИБДД, ППС и т.д.

Следственный аппарат ОВД входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. Положением об органах предварительного следствия определены их следующие задачи:

1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.

2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.

3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.

4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.

5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.

6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др.

7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

В штате отдела по расследованию преступлений на ОТОП № 7 СУ УМВД РФ по г. Ростову-на-Дону состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника ОВД — начальник следственного отдела.

Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые в соответствии со ст. 39 УПК РФ контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам. Следователи органов внутренних дел расследуют дела: о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и другие преступления.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной ст. 38 УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Таким образом, деятельность органов внутренних дел строится на строгом соблюдении законодательства РФ, открытости и публичности, соблюдении и уважении прав и свобод человека и гражданина, беспристрастности, общественном доверии и поддержке граждан.

В ходе прохождения практики я присутствовал и составлял в электронном виде проект протокола такого процессуального действия, как допрос свидетеля. Таким образом, я самостоятельно и непосредственно убедился в эффективности применяемой следователем методики допроса и законности его процедуры. В ходе допроса свидетель сообщил всё, что ему было известно, а также составил схему места происшествия.

Я участвовал в собирании доказательств, которое осуществляется путем истребования документов и предметов из различных учреждений и организаций, а также у граждан по соответствующим письменным запросам. Помогал составлять проект плана расследования уголовного дела, следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий. Вносил предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в целом и отдельных следственных действий и др.

Изучал формы и методы практического взаимодействия следователя с различными подразделениями органов МВД (ОУР, дежурной частью и т.д.), контрольно-ревизионными службами других министерств и ведомств, а также с представителями общественности при раскрытии и расследовании преступлений. Особое внимание мною было уделено анализу учётно-регистрационной дисциплины (КУСП (книга учёта сообщений о преступлениях)) за 2013-2014 г. г.

Во время прохождения практики ознакомился с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ. Составлял проект постановления о назначении экспертизы.

Документооборот в отделе полиции № 2 выглядит так: при создании документ составляется, оформляется, согласовывается и подписывается. Обращение документа означает его регистрацию, передачу на исполнение или отправку адресату, копирование, ознакомление, исполнение, контроль прохождения и исполнения. Под хранением документа понимают его списание в дело и помещение туда на хранение, а также хранение в архиве.

Отношение к документам имеет каждое подразделение в полиции: бухгалтерия, следственный отдел, ПДН, участковых уполномоченных, кадровый отделы и т.д. Вместе с тем службы и подразделения взаимодействуют между собой, часто происходит обмен информацией посредством документов.

Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Однако существуют документы, которые регламентируют непосредственно поведение сотрудников на службе и в быту, на отдыхе и в общественных местах — это "Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ" и "Кодекс профессиональной этики сотрудника полиции". Данные документы были изучены мною в соответствующей части. следственный отдел полиция

Достаточно детально я проанализировал ряд актов федерального и регионального уровня, касающихся работы органов по расследованию преступлений, в т. ч.: Приказ МВД РФ от 08.11.2011 N 58 "О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов"; Приказ МВД России от 01.03.2012 N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях"; Закон Пермского Края от 01.11.2007 № 139-ПК (ред. от 31.10.2011) «Об административных правонарушениях» (принят ЗС ПК 18.10.2007) (с изм. и доп., вступившие в силу с 28.11.2011).

Подводя итог пройденной практической работе и проведенному исследованию можно констатировать, что во время прохождения практики мной были закреплены начальные навыки применения законодательства Российской Федерации, получен опыт организации труда следователя, порядка оформлении документов служебного и процессуального характера.

За время прохождения практики по специальности мной были получены и закреплены:

Читайте также:  Военная кафедра сфу красноярск поступление

— навыки выполнения отдельных следственных действий в ОРП на ОТОП №7 УМВД РФ по г. Ростову-на-Дону;

— психологические особенности и специфика общения не только в коллективе сотрудников ОВД, но и при обращении с гражданами;

— опыт организации службы современного следствия;

— навыки подготовки процессуальных и служебных документов, связанных с применением законодательства, обеспечением прав и свобод граждан и юридических лиц.

На протяжении практики мной велся дневник, в котором описывалось ежедневно, в соответствии с программой практики, наиболее важные события и документы, выполненные практикантом.

Что касается собственной оценки практики, считаю, что практика является необходимой и полезной составляющей учебного процесса, позволяющей студентам более полно и глубоко освоить теоретический курс, закрепить полученные знания, а также ознакомиться с практикой применения норм права. Однако в целях совершенствования данного процесса, считаю более целесообразным проходить практику после каждого курса в одном органе, но в течение более длительного срока (две недели это недостаточный срок для всестороннего изучения деятельности следственных отделов органов внутренних дел).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные цели и задачи деятельности Следственного комитета России. Организационная структура управления МВД России. Ключевые функции помощника следователя. Формы и методы практического взаимодействия следователя с различными подразделениями органов МВД.

отчет по практике [931,5 K], добавлен 02.12.2014

Права и обязанности следователей и руководителя следственного органа, их полномочия. Ознакомление с порядком проведения следственных действий. Этапы организации предварительного расследования. Пути повышения эффективности работы органов внутренних дел.

отчет по практике [183,1 K], добавлен 15.04.2015

Задачи и полномочия Следственного комитета Российской Федерации. Процессуальный статус руководителя следственного органа и следователя. Изучение деятельности следственного отдела по г. Новокузнецк и применения Уголовно-процессуального закона России.

отчет по практике [31,3 K], добавлен 01.07.2014

Характеристика следственного отдела МО МВД России "Змеиногорский". Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел. Взаимодействие с органами, осуществляющими экспертно-криминалистическую деятельность.

отчет по практике [22,9 K], добавлен 23.05.2014

Формы связи и взаимодействия следственного отдела с органами прокуратуры, местными администрациями и организациями. Возбуждение уголовного дела. Производство отдельных следственных действий. Составление следственных и процессуальных документов.

отчет по практике [23,9 K], добавлен 15.12.2014

Описание подразделений органов внутренних дел, их функций на примере МУ МВД РФ "Мытищинское". Понятие, цели и задачи, функции органов дознания. Служба участковых уполномоченных полиции. Цели, задачи и функции следственного отдела, анализ его деятельности.

отчет по практике [29,2 K], добавлен 02.02.2014

Выявление роли, функций и полномочий руководителя следственного органа. Характеристика проблем правового положения и взаимодействия руководителя следственного органа со следователем, прокурором, начальником следственного отдела, и пути их решения.

курсовая работа [36,0 K], добавлен 24.10.2010

Система информационно-правового обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. Требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики. Информационное обеспечение деятельности отдела полиции №8 "Кировский".

дипломная работа [177,9 K], добавлен 19.03.2015

Создание, структура и основные направления деятельности Министерства внутренних дел России. Законодательное закрепление оснований организации и функционирования органов внутренних дел. Новый этап в истории органов внутренних дел – образование полиции.

презентация [3,0 M], добавлен 21.02.2014

Права и обязанности сотрудников отдела дознания. Роль службы дознания в системе органов внутренних дел, значимость эффективности её функционирования. Организация взаимодействия отдела дознания с другими подразделениями МО МВД России "Бородинский".

отчет по практике [32,9 K], добавлен 27.06.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Следственный комитет Российской Федерации (далее – СК России) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Южное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее – Южное СУТ СК России, управление) является специализированным следственным органом СК России, основными задачами которого являются:

оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

осуществление процессуального контроля деятельности подчиненных следственных отделов управления и их должностных лиц;

организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

В структуру Южного СУТ СК России входят аппарат управления и 7 следственных отделов на транспорте, дислоцируемых в городах: Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные Воды, Саратов, Махачкала, Астрахань и Волгоград.

Следователи отдела по расследованию особо важных дел и следователи следственных отделов на транспорте Южного СУТ СК России, проводят доследственные проверки и предварительное расследование по уголовным делам в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 151 УПК РФ) и нормативно-правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации, совершенных в пределах территории Республики Дагестан, Республики Калмыкия, Краснодарского края, Астраханской и Ростовской областей (включая примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море), Республики Адыгея, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Чеченской Республики, Ставропольского края и Волгоградской области (за исключением участков Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, расположенных на территории этой области), Саратовской области (за исключением участков Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги и участка Южно-Уральской железной дороги, расположенных на территории этой области) на объектах железнодорожного, воздушного, водного транспорта.

Следователи управления, осуществляют рассмотрение сообщений о преступлении и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России), к которым относятся:

— преступления против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, против конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также другие преступления, совершенные на действующих, строящихся и реконструируемых объектах железнодорожного, воздушного или водного транспорта, поднадзорных Южному транспортному прокурору;

— преступления, совершенные работниками предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного, воздушного или водного транспорта и транспортного строительства;

— преступления, совершенные работниками органов внутренних дел на транспорте, таможенных органов и транспортных прокуратур, а также следственных органов СК России на транспорте, а также подразделений федеральных органов исполнительной власти (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), осуществляющих деятельность железнодорожного, воздушного или водного транспорта и транспортного строительства, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

— преступления в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях, совершенные в отношении несовершеннолетних в соответствии с компетенцией и подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации.

Формально следственный отдел (или управление) — это часть от- дела/управления МВД по городу или району. Начальник следственного отдела является заместителем начальника отдела МВД, подчиняется ему по дисциплинарным вопросам, участвует в большинстве совещаний, как и другие заместители начальника отдела, выступает периодически в роли «ответственного дежурного от руководства». Это означает, что начальник следственного отдела в курсе основной деятельности отдела МВД в целом, знаком с общим потоком сообщений, поступающих в дежурную часть, основными проблемами отдела. Дежуря как руководитель, он может проводить развод патрулей ППС, давать указания по подготовке материалов, которые должны быть отработаны в дежурные сутки, реагировать на проблемные ситуации.

Но одновременно с этим начальник следственного отдела всегда в стороне от непосредственной работы по охране общественного порядка или оперативной деятельности. Его повседневная работа распадается на руководство следователями, контакты с вышестоящим руководством по линии следственной работы и контакты с коллегами по отделу МВД — замами по другим линиям работы (чаще начальником полиции или начальником оперативных работников): начальником отдела дознания и начальником отдела МВД. Особенность позиции начальника следственного отдела (как и следователей) в том, что формальная подчиненность начальнику отдела МВД ограничивается в большей степени вопросами «трудовой дисциплины». В вопросах расследования уголовных дел — решений, какие дела возбуждать, а какие нет, задерживать ли подозреваемого, сколько дел направить в суд — начальник следствия от начальника отдела МВД не зависит. И формально, и фактически он зависит от прокурора или вышестоящего начальника — следственного управления МВД по городу или субъекту РФ. Именно они могут дать указания по поводу того, как именно расследовать дело. Кроме того, прокурор может не пропустить дело в суд и тем самым усложнить жизнь следственному отделу.

Читайте также:  Какой налог с лотереи в россии

Руководство следственным отделом, который отвечает примерно за половину всех показателей территориального отдела МВД [1] в части, касающейся уголовного преследования, — значимая позиция, поэтому начальники следственных отделов в целом высоко оценивают место своего отдела в общей структуре.

В: Какое место следственный отдел, с Вашей точки зрения, занимает в структуре ОВД в целом?

О: Да первое место занимает он в структуре ОВД! По тому, сколько мы направим в суд уголовных дел, оценивается работа отдела. Раскрыл преступления, доставил подозреваемых, обвиняемых, установил лиц — это же работа всего отдела, а не только нашего следствия.

Начальник следственного отдела МВД

Следователи относятся к своему положению гораздо более скептически:

За людей нас не считает никто. Хотя считается, что следователь поручения дает, нам же оперативники поручений не могут дать. А мы согласно статье тридцать восьмой даем поручения. Но на деле получается, что нами командуют все, а мы не можем никем. Мы должны всем. Хотя от нас зависит работа, зависит план-график направления дел в суд — вся работа УВД! Однако же мы должны всем. Нам никто не должен. Обидно, что нас никто не ценит. Вот оперативники — да, а то, что ты сидишь ночами — ну и сиди!

Такое расхождение во мнениях объясняется тем, что руководитель оценивает ситуацию с точки зрения показателей, а следователь фокусируется на повседневных рутинных взаимодействиях, которые необходимы для возникновения этих показателей.

Территориально возможно два варианта расположения следователей внутри подразделений отдела МВД или отдела полиции. Так, бывает, что все (или почти все [2] ) сотрудники полиции сидят в одном здании, а следователи занимают одно крыло или этаж здания. Это может быть как в совсем небольших районах («вижу оперативника каждый день, сидит через несколько кабинетов, у нас отдел маленький, всех видно»), так и в довольно крупных (с численностью отдела около 100 человек), поскольку новые здания МВД обычно строятся так, чтобы объединить все службы.

Другой вариант, когда следственный отдел (часть управления, управление) расположен в отдельном здании. Это также бывает и в небольших районах, и в крупном городе. В последнем случае следователи могут числиться в следственном управлении, едином на весь город, но физически находиться в том отделе полиции, на территории которого они работают.

Существует два правила, которые определяют контакты оперативников и следователей.

  • 1. Следователям и оперативным работникам, занимающимся типовыми, массовыми делами, легко встретиться: они работают или в одном здании, или в зданиях, которые расположены близко друг от друга.
  • 2. Следователи и оперативники концентрируются на разных задачах. Следователь работает в своем кабинете с вызванными потерпевшими, свидетелями, занимается бумагами, ездит/ходит в прокуратуру, в дни дежурства — на места происшествий. Оперативник существенно реже бывает в своем кабинете: он часто выезжает, дорабатывает материалы проверок, опрашивает людей по месту их жительства и т. д.

Таким образом, следователи всегда могут переговорить с представителями других служб, но большую часть времени работают изолированно от них. При этом они принадлежат к одному коллективу (отдела МВД) и часто поддерживают неформальные отношения с сотрудниками других служб.

Я напрямую работаю. Потому что это бессмысленно — идти к начальнику и говорить: «Мне вот то-то, то-то надо». Этот начальник скажет его начальнику, тот начальник. Я сама это могу, я здесь сколько лет работаю! Сколько лет с ним знакома, почему я не могу подойти: «Ой, пойдем, Миша, сделаешь это», «Пойдем, Паша, и сделай мне то-то!». И еще знаете что? Самое главное, что нужно сделать, чтобы такое качественное взаимодействие было — заинтересовать оперативника, участкового в работе. Не так, чтобы: «Ой, у меня там что-то не получается, мне зачем-то ты нужен». У меня дело есть, им надо заинтересовать: вот тот-то и тот-то у меня установлен, а этого нету! Если мы это установим, у меня это дело так пройдет! Все, оперативник заинтересован: «Да, конечно, помогу!»

Профессиональная культура поощряет установление неформальных связей между рядовыми сотрудниками, а внешние условия (см. последний раздел этой главы) приводят к тому, что начальники привлекаются только в случаях конфликтов. В редких случаях сложных дел вопрос обсуждается неформально начальниками и исполнителями или при необходимости создать формальные документы о работе над сложными делами собирается официальное совещание с начальниками и исполнителями. Больше того — официальное совещание чаще инициируется прокурором, начальники отделов предпочитают решать проблемы на неофициальных, относительно коротких совещаниях («зашел начальник следствия к начальнику розыска и договорились»).

Кроме неформального общения с коллегами по отделу, в том числе по вопросам расследования конкретного дела, у следователей существуют и формальные взаимоотношения. Часто формальное и неформальное общение переплетается: договорившись о том, что оперативник проведет обыск или что участковый подготовит справку, следователи готовят формальное поручение или запрос. Дело в том, что провести обыск или выполнить какое-то действие, итогом которого будет доказательство, сотрудник полиции может только при наличии письменного, специально оформленного поручения о проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий. Моменты неформальной договоренности, фактического исполнения и формального оформления могут не совпадать.

Естественно, официально все, но можно позвонить, сказать: «Нужно срочно по этому делу отработать того, того, того. Можно без поручения?» Естественно, в деле надо оформить все официальными бланками. Они отписывают, все официально подписывается, все делается. Но просто можно по-человечески позвонить, попросить, сказать: «Я поручение еще пока не отправил, завтра отправлю, но можно сделать это для меня сегодня?»

Зачастую это складывается даже без отдельных поручений. Вот, допустим, я допрашиваю кого-нибудь, у меня возникла необходимость быстренько провести следственное действие. Зачем мне эта лишняя бюрократия: дать ему бумагу, поручение это писать? Зачем оно мне надо? Я позвонила, сказала: иди туда, сделай то. Все. Он пришел, сделал. Соответственно, ну, учитывая то, что это положено, конечно же, поручение туда вкладывается. Поручение фактически дано было.

Начальник следственного отдела МВД

В меньшей степени это касается мероприятий, связанных с сопровождением расследования дела, но не заканчивающихся непосредственным получением доказательств. Так, чаще неформальными будут контакты по доставке свидетеля, подозреваемого, иногда даже потерпевшего. Теоретически принудительная доставка возможна только после вынесения постановления о приводе (которому должна предшествовать повестка) с подписью лица и его неявка по повестке. Однако на практике все заинтересованы в том, чтобы обойти формальности.

О: С уголовным розыском сотрудничаем. Если человека доставить надо — обратился, они тебе привезут (. ). Даже письменное поручение не надо писать: подойдешь, скажешь — парни, надо! Они — не вопрос. Между собой, в отделе, отношения нормальные, идут друг другу навстречу.

В: Взаимодействие с оперативниками — Вы сказали, оно неформальное больше — это во всем так или.

Читайте также:  Спецодежда для токаря нормы

О: В том плане, что лишний раз бумажку писать не надо. Или по доставке людей. А так, естественно, письменно поручения им даем. Например, изъятие вещественных доказательств. Все это они тоже, безусловно, выполняют. Все делают, производят обыски.

Кроме того, структура полиции, как и любая бюрократическая система, вырабатывает практики контроля. Следователь, который не написал поручения оперативникам о проведении мероприятий по установлению лиц, совершивших преступление по нераскрытому делу, будет нести ответственность за то, что такой документ отсутствует в материалах дела. Для проверяющего обязательно наличие в нераскрытом деле поручения и потом формального ответа (например, «не представилось возможным установить лиц, совершивших преступление»), За редчайшими исключениями проверяющие будут знакомиться с материалами дела, а не собирать всех, кто по нему работал, и выяснять, что же было сделано на практике. Случается, что оперативник проводил какие-нибудь следственные действия без формального поручения следователя, произошел какой-нибудь конфликт или эксцесс, а следователь затем не подтвердил факт поручения. Хорошим тоном считается в любой ситуации «держать слово» и давать обещанное письменное поручение, при необходимости зарегистрировав его «задним числом». Но из этого правила могут быть исключения, которые ужесточают практику официального оформления поручений в конкретных районах. Претензии от следователя («оперативник обещал, но не сделал») не будут приняты во внимание его руководством, если не было письменного поручения.

Если допросить поручение даешь кому-то, нужно расписать конкретно. Спрашиваешь: вот это, это, это и это! Если следователь сам не может выехать, то оперу надо дать вот такое задание. Можно даже написать. (. ) Хотя все зависит от желания работать совместно следователя и опера. Иногда бывает, нормально все это происходит, иногда, как говорится, из-под палки

«Горизонтальные» взаимодействия следователей с коллегами по отделу МВД, как правило, сопровождаются формальными документами.

Собственно, такие формально оформленные взаимоотношения можно разделить на четыре группы.

1. Поручения о проведении следственных действий. Они предусмотрены УПК РФ. Оперативник или участковый [3] [4] выступают в роли сотрудника «органа дознания», составляют протокол следственного действия, выступающий доказательством в уголовном деле: допроса свидетеля, обыска, выемки. Обычно следователи поручают оперативникам или другим сотрудникам полиции проведение незначимых следственных действий.

Я могу им поручить установить, допустим, какие-то мелочи. То есть попытаться найти человека, допросить незначительного свидетеля, который просто подтвердит, что он видел, это тот человек проезжал. Вот такое могу доверить допросить.

В ходе пилотного исследования содержания уголовных дел, дошедших до суда в Санкт-Петербурге, мы проверили, насколько справедливо мнение оперативных работников о том, что следователи делегируют им проведение большого числа следственных действий (чаще всего обысков). На уровне районов видно, что обычно обыски проводятся следователями. Причем, как правило, однократно: из 50 дел, в материалах которых встречаются результаты обыска и известен его исполнитель, в 40 случаях обыск проводился следователем, в восьми случаях — оперативником и в двух случаях — дознавателем по делам, им же и расследованным [5] .

2. Поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Их можно разделить на две группы. Первая — формальные. Они нужны в уголовных делах о нераскрытых преступлениях как на первоначальном этапе, так и перед приостановлением расследования.

. Отдельное поручение пишется в ОБЭП: на установление лица, которое совершило преступление, и дело приостанавливается за неустанов- лением лица.

В: И как долго ОБЭП может искать?

О: Постоянно ищет.

Другие поручения на проведение ОРМ связаны с делами, которые еще не были раскрыты, но имеют такие перспективы.

Большинство оперативников занимаются раскрытием по нашему поручению. Мы даем поручение отработать после допроса, например, потерпевших. У нас есть круг подозрения. Кто попадает в этот круг, мы пишем поручение уголовному розыску на отработку их на причастность к данному преступлению. (. )Так и раскрывается преступление.

3. Запросы и ответы на них. Они формируют часть материалов уголовного дела. Запросов, в исполнении которых напрямую участвуют сотрудники полиции, не так много. В основном это характеристики на подозреваемого/обвиняемого, которые направляют участковые. Следователи собирают определенный прошлой практикой формальный набор документов, выступающих «характеризующими данными». Кроме характеристики, которую запросят у участкового, туда попадут и иные документы.

О: Собираем на него характеризующие данные и приходим с этими материалами в суд. Следователи собирают их сами.

В: А как Вы их получаете? Откуда?

О: Запросы в медицинские учреждения, в учреждения по месту жительства, администрацию. Это требование несудимости, это информационный центр, психиатрическая больница, военкомат, медицинский вытрезвитель [6] , поликлиника по месту жительства и по месту прописки. Туда тоже нужно делать запросы на характеристики на данного человека. Мы собираем полностью характеризующие данные, то есть мы представляем, что из себя представляет человек. Если он нигде не состоит, он не алкоголик, он не состоит на учете у психиатра, другими словами, у него нет каких-либо психических отклонений, мы не назначаем экспертизу. Если же у него что-то есть из этого, то мы можем назначить судебно-психиатрическую или наркологическую экспертизу.

Такие запросы будут сделаны следователем, но если в отделе нет водителя, или помощника, или стажера, то оперативников могут попросить развезти документы.

Все на личных контактах. Мы очень сильно зависимы, допустим, по транспорту от оперативных подразделений. Элементарно — нам нужно получить судебное решение, или, допустим, выемка, обыск, осмотр корреспонденции, арест корреспонденции. Соответственно, нужно направить материалы и постановление. Приходится просить на личном контакте: «Ребята, съездите, пожалуйста, отвезите материалы судье. Потом заберите». Потому что, если ездить самому по всем судам, это просто можно ничего не делать больше.

Следователь ГСУ ГУ МВД по субъекту Федерации

4. Планы расследования уголовных дел. Практика составления планов расследований уголовных дел везде разная. В одних районах следователь может написать план расследования для себя на листе бумаги или на обложке уголовного дела, обойдясь сокращениями или простым перечнем мероприятий и сроков. В других районах планы должны быть напечатаны на компьютере и вложены в уголовное дело. На составление плана руководители могут отводить следователю пару дней после возбуждения дела или требовать его показать в момент возбуждения. План может включать не только следователя, но и других исполнителей.

Все зависит от организации работы самим следователем. Вот мы говорим: взаимодействие с другими службами. Кто это взаимодействие может организовать, если не сам следователь? Не придет же ко мне оперативник и не скажет: «Ой, давай вот твое дело, вот так план составим!» Я сама составляю план, сама же требую от них. Я сама обозначаю там каждому оперативнику взаимодействие с участковым, ему тоже обозначаю его работу. Основную работу, естественно, сама выполняю. Мне надо то, то и то: характеризующий материал, кого-то допросить. Все это я сама организую. То есть от правильной моей организации зависит мой конечный результат. А как я это организую? Беру материал, допустим, на возбуждение. Сама изучаю какие-то недостатки. Сразу план составляю перед даже возбуждением. У меня план должен быть. Иду на возбуждение уголовного дела, у меня уже план есть. В ходе расследования этот план дополняю.

В одних отделах подразумевается, что следователь даст оператив- никам/участковым поручения, в других план расследования может формально утверждаться начальником следственного отдела и начальником полиции и подписываться оперативником как одним из составителей. Такой план выступает еще одним способом формальной фиксации взаимодействия: подразумевается, что все его прочитали, подписали и учли в своей нагрузке.

Итак, следователь — один из органичных элементов отдела МВД в целом. Он работает с опорой на формальные и неформальные механизмы, при этом система благоприятствует такой работе как на формальном, так и на неформальном уровне. Однако степень формализации этой работы может довольно сильно различаться.

Ссылка на основную публикацию
Сколько получает воспитатель в детском садике
Трудно переоценить роль воспитателя детского сада в становлении личности ребенка. Однако эта профессия в нашей стране долгое время была малооплачиваемым...
Сколько времени платят больничный лист
Все правила назначения и оплаты пособия по болезни установлены в Федеральном законе 255-ФЗ от 29.12.2006. Там же прописаны сроки его...
Сколько времени оформляют ипотеку в сбербанке
Особенности оформления ипотеки в Сбербанке Если заемщик уже является клиентом Сбербанка, то его проверят по ускоренной процедуре. Наиболее лояльное отношение...
Сколько по времени делается снилс новорожденному
Родители часто задают много вопросов про СНИЛС и не понимают ряд моментов. “Жалко терять время на хождение по чиновникам”. “Вырастет...
Adblock detector