Штраф за непредоставление пояснений по требованию налоговой

Штраф за непредоставление пояснений по требованию налоговой

Статьи о бухучете и справочная информация

Пояснение о несвоевременной сдачи декларации

Все статьи В каких случаях инспекция не будет штрафовать за несообщение сведений? (Фирфарова Н.В.)

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения.
Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной проверки такой декларации представляют соответствующие пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (ЭДО) по установленному формату. За непредставление указанных пояснений им грозит штраф в соответствии со ст. 129.1 НК РФ.
Будет ли плательщик НДС привлечен к ответственности за представление пояснений к налоговой декларации в установленный срок с нарушением формата представления? Предлагаем разобраться в данном вопросе на конкретной ситуации.

За что могут наказать налоговики?

Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) налогоплательщиком сведений, которые в соответствии с НК РФ он должен сообщить инспекции, в том числе непредставление (несвоевременное представление) предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной декларации (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, — 20 тыс. руб.

О формате представления пояснений в инспекцию

Формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ (далее — установленный формат).
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ необходимые налоговикам пояснения не считаются представленными в случае их представления на бумажном носителе.

О причине возникновения спора

В налоговый орган представлена первичная декларация по НДС. В ходе камеральной проверки налоговики обнаружили расхождения, в связи с чем в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи (через систему для отправки отчетности) выставлено требование о представлении в течение пяти дней необходимых пояснений.
Налогоплательщик в установленный срок представил в электронном виде пояснения, но не по установленному формату, а в форме простого электронного письма с прикреплением копий первичных документов.
В ответ контролеры направили уведомление об отказе в приеме пояснений. По их мнению, данные пояснения не считаются представленными налогоплательщиком, поскольку направлены по неустановленному формату. Указанный факт является основанием для привлечения нарушителя к ответственности по ст. 129.1 НК РФ и наложения на него штрафа за несообщение сведений в налоговый орган.
Налогоплательщик не согласился с мнением инспекции, указав при этом: пояснения были представлены в электронном виде, как и требует закон, но не по установленному формату, а в форме простого письма. По его мнению, нарушение формата представления пояснений не является основанием для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ.
Более того, данные пояснения были использованы инспекцией в ходе проведения камеральной проверки, о чем свидетельствуют ссылки на них в составленном по ее результатам акте. Следовательно, по мнению налогоплательщика, имеется документальное подтверждение, что пояснения, представленные в ИФНС своевременно, налоговым органом были получены.
Спор, возникший между организацией и налоговым органом в отношении правомерности привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, потребовал разрешения в вышестоящем налоговом органе.

Кто прав? Ищем ответ, опираясь на нормы налогового законодательства

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика:
— документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
— документы, подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления).
Налогоплательщики, в свою очередь, обязаны представлять в инспекцию в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Пунктом 2 ст.

Последствия непредоставления ответа на требование ифнс в течение 5 дней

87 НК РФ установлено: целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 87 НК РФ).
Вместе с тем у плательщика НДС имеется обязанность, установленная п. 3 ст. 88 НК РФ (о которой уже упоминалось выше): при проведении камеральной проверки представленной в ИФНС декларации в электронной форме он должен представлять пояснения, требуемые налоговиками, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по установленному формату.

Непредставление пояснений равнозначно их представлению по неустановленному формату?

Как было сказано, ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ наступает в том числе за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений. Считаются ли пояснения не представленными в ИФНС, если они направлены по неустановленному формату?
Обратимся к разъяснениям ФНС (Решение от 13.09.2017 N СА-4-9/18214@). По мнению ведомства, объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 129.1 НК РФ, является неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
При этом на основании п. 3 ст. 88 НК РФ пояснения не считаются представленными при направлении их на бумажном носителе.
При этом положения ст. 88, 129.1 НК РФ не содержат указание на то, что, если пояснения представлены в электронном виде, но не по установленному формату, они не считаются представленными. В рассматриваемом случае информация, истребуемая контролерами, в виде простого письма в электронной форме с прикрепленными копиями первичных документов была передана через оператора ЭДО.
С учетом вышеизложенного привлечение организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, за непредставление в инспекцию пояснений в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ является неправомерным.

По мнению ФНС, налогоплательщика, который отправил в инспекцию пояснения к декларации по НДС не по установленному формату, нельзя оштрафовать за несообщение сведений по ст. 129.1 НК РФ.
Решение ФНС N СА-4-9/18214@ размещено на сайте ведомства (www.nalog.ru) в разд. "Решения по жалобам". Напомним, интернет-сервис "Решения по жалобам" создан в целях предоставления информации о результатах рассмотрения ФНС жалоб (обращений) налогоплательщиков и используется для улучшения качества налогового администрирования путем сокращения количества налоговых споров.
Иначе говоря, при обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий либо бездействия их должностных лиц в досудебном и судебном порядке налогоплательщик вправе ссылаться на конкретные решения территориальных налоговых органов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

За непредставление пояснений, если они затребованы при камеральной проверке декларации, теперь может грозить штраф 5 000 руб. или даже 20 000 руб.

Как было

Собственно за непредставление пояснений раньше в Налоговом кодексе вообще не было специальной ответственности. Но это не мешало некоторым налоговикам применять "непрофильные" штрафы.
Так, иногда инспекторы пугали должностных лиц организации административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 руб. в случае непредставления в срок пояснений — как за неповиновение законному требованию . Причем отсылка к ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ могла стоять прямо в требовании о представлении пояснений.
Однако ФНС уже давно разъяснила, что административная ответственность за неповиновение законному требованию ИФНС должна применяться только за неявку (в случае вызова должностных лиц в инспекцию), а не за отказ от дачи пояснений . И судьи такой подход поддерживали . Правда, были и исключения: иногда судьи все же признавали законным административный штраф за непредставление пояснений .
Известны и случаи, когда инспекторы пугали организации и предпринимателей довольно внушительным — 10-тысячным — штрафом по п. 2 ст. 126 НК РФ как за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике .
В то же время Президиум ВАС еще в 2003 г. разъяснил, что этот штраф возможен лишь при запросе у налогоплательщика документов, содержащих сведения о другом налогоплательщике (а не о нем самом) . Так что непредставление пояснений о собственных операциях и иных данных не должно повлечь такой штраф.
Вместе с тем никаких сомнений не возникало в отношении наказания за несвоевременную передачу инспекции квитанции о приеме электронного требования о представлении пояснений. Если этого не было сделано в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции (6 рабочих дней считая со дня его отправки налоговым органом), то ИФНС могла заблокировать расчетный счет (электронный кошелек) .
Некоторые инспекции пытались оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную передачу квитанции о приеме требования на 200 руб. на основании п. 1 ст. 126 НК РФ (как за непредставление документов).
Но ФНС сама против такого подхода: ведь подача пояснений и представление документов — понятия принципиально разные .
Однако в большинстве случаев представление пояснений было (да и остается сейчас) в интересах самого налогоплательщика. Так можно избежать доначисления налогов по итогам проверки и ненужных споров с проверяющими.
———————————
Абзац 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3).
Постановления ФАС ВСО от 28.08.2012 N А10-355/2012; 8 ААС от 07.12.2010 N А70-8103/2010.
Постановления 5 ААС от 14.10.2013 N 05АП-11259/2013, от 13.03.2012 N 05АП-902/2012.
Постановление 5 ААС от 13.03.2012 N 05АП-902/2012.
Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.
Пункт 6 ст. 6.1, п. 1, подп. 2 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ.
Решение ФНС России от 17.03.2016 N СА-3-9/4445@.

Читайте также:  Хранение эмбрионов по омс

Как стало

С 2017 г. правила ужесточились. Инспекция может оштрафовать вашу организацию на 5 000 руб. за непредставление или несвоевременное представление пояснений в следующих случаях :
— в декларации обнаружены ошибки или противоречия (несоответствия) между указанными в ней сведениями и сведениями, содержащимися в иных документах, имеющихся у ИФНС;
— в уточненной декларации по сравнению с ранее представленной уменьшена сумма налога к уплате;
— в декларации по налогу на прибыль или по "доходно-расходной" упрощенке заявлен налоговый убыток.
А в случае повторного в течение календарного года непредставления пояснений в рассмотренных случаях грозит еще более серьезный штраф — 20 000 руб. .
———————————
Пункт 1 ст. 129.1, п. 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).

Что делать

Итак, порядок такой. При проведении камеральной проверки деклараций инспекция может затребовать пояснения по ней.
Как и прежде, при получении от инспекции такого требования в электронном виде надо не позднее 6 рабочих дней (считая со дня его отправки налоговым органом) передать в инспекцию квитанцию о его приеме .

Внимание! Не забудьте вовремя передать в инспекцию квитанцию о приеме сообщения о требовании пояснений.

После получения требования о представлении пояснений у вас есть 5 рабочих дней для отправки таких пояснений либо представления уточненной декларации. Иначе — готовьтесь к штрафу, если поводом для получения пояснений были указанные выше случаи .
Если же инспекция запросила у вас пояснения по иным причинам (не перечисленным в п. 3 ст. 88 НК РФ), то штрафа за их непредставление быть не должно . К примеру, пояснения налоговики могут запросить в связи с заявленными в декларации налоговыми льготами .

В каких случаях инспекция не будет штрафовать за несообщение сведений? (Фирфарова Н.В.)

В качестве оснований для получения таких пояснений в требовании об их представлении должен быть указан п. 6 ст. 88 НК РФ (а не "штрафной" п. 3 этой статьи).
Но учтите, что для проверки права на заявленные льготы налоговики чаще запрашивают не пояснения, а подтверждающие документы. И если такие документы у вас имеются, но вы их не представите, организацию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ .

Если в течение 5 рабочих дней вместо пояснений вы представили в ИФНС уточненную декларацию, то штрафов за неподачу собственно пояснений не будет .
———————————
Пункт 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ.
Пункт 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
Пункт 6 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
Пункт 1 ст. 126 НК РФ.

Непредставление пояснений по убытку

По причине отражения в декларации по налогу на прибыль убытка организация получила от налоговой инспекции требование о представлении пояснений. Чем чревато невыполнение данного требования налоговиков, выставленного в ходе камеральной проверки декларации?

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ требование о представлении в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок поступает от налогового органа в том случае, когда в ходе камеральной налоговой проверки выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации (расчете);
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Кроме того, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. Дополнительно к пояснениям налогоплательщик может представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Форма требования о представлении пояснений утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (приложение 1).

Статьей 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации. (Ответственность за непредставление пояснений введена в упомянутую статью Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ с 01.01.2017.) Виновник наказывается штрафом в размере 5 000 руб., который увеличивается до 20 000 руб. при повторном совершении деяния в течение календарного года.

Если пояснений нет и налоговый орган выявляет нарушение законодательства о налогах и сборах, должностное лицо, проводившее камеральную проверку, составляет акт проверки в порядке, предусмотренном ст.

Новый штраф за непредставление пояснений

100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ). Форма акта налоговой проверки утверждена Приказом ФНС РФ N ММВ-7-2/189@ (приложение 23). Акт составляется в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки, в нем среди прочего указываются:

  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, если за эти нарушения предусмотрена ответственность.

Если же нарушения не выявлены, в том числе из-за отсутствия пояснений, камеральная налоговая проверка прекращается без составления акта (Письмо ФНС РФ от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693).

К сведению. Пояснения, затребованные в ходе камеральной проверки декларации по НДС, представленной в электронной форме в силу наличия такой обязанности, также должны быть представлены в электронном виде. Формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме утвержден Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@. В случае представления пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ, введенный с 01.01.2017 Федеральным законом N 130-ФЗ).

За непредставление пояснений, обосновывающих размер убытка, отраженного в декларации по налогу на прибыль, организацию привлекут к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб. Если нарушение является повторным в течение календарного года, сумма штрафа составит 20 000 руб.

Налоговая ответственность, Налоговые споры

Сдали отчетность не вовремя — придется объясняться

Если компания с опозданием сдает расчет РСВ-1 в ПФР, то лучше добавить к отчетности объяснительную записку. О том, как подготовить данный документ нам рассказали эксперты журнала «Актуальная бухгалтерия».

Подготовка и сдача отчетности могут быть сорваны по различным причинам, среди которых работа провайдеров связи, ошибки в формате документа. Все это может привести к запоздалому представлению документов. За это закон предусматривает штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, которую следует уплатить за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц с даты, установленной для его представления, но не больше 30% от указанной суммы и не меньше 1000 р ( Закон № 212-ФЗ, часть 1 ст. 46).

Для того, чтобы уменьшить сумму штрафа, компании следует приложить объяснительную записку, в которой будут указаны все причины задержки представления документов (Закона № 212-ФЗ п. 5 ч. 1 ст. 28). При признании задержки обоснованной, контроллеры могут полностью снять ответственность за опоздание или же смягчить ее (Закон № 212-ФЗ п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 43, п. 4 ч. 1, ч. 4 ст.

Налоговая запросила пояснения – можно подать уточненку, не нарвавшись на штраф

Составление записки

Составляется объяснительная записка в произвольной форме. Начинать следует с того, какой вид отчетности был предоставлен не в сроки, а так же указать дни просрочки. Ниже следует указать причины несвоевременной сдачи отчетности. Это может быть и поломка оборудования у самой компании, и технические сбои в работе провайдера. Чтобы смягчить или исключить вину компании, ей следует привести как можно доводов в свою защиту. Для подтверждения своих слов необходимо предоставить справки о поломках или сбоя.

Читайте также:  Рабочее место инженера по охране труда

Можно так же добавить, что вы не имели никакого умысла на совершение правонарушения, что платите страховые взносы в сроки и полностью. Если ситуация возникла впервые, то следует и об этом упомянуть.

Решение судей

Даже если вдруг контроллеры ПФР не обратят должного внимание на записку, объясняющую причины задержек и насчитают максимальный штраф, то их решение всегда можно оспорить в суде. Арбитры вправе понизить сумму штрафа, если, по их мнению, будет предоставлен исчерпывающий перечень причин.

Чтобы сдача отчетности в ПФР была произведена точно в сроки, закажите у нас абонентское бухгалтерское обслуживание вашей компании. Это позволит сэкономить деньги, время и нервы.

Без проблем сдача отчетности в электронном виде верез интернет.

Как было

Собственно за непредставление пояснений раньше в Налоговом кодексе вообще не было специальной ответственности. Но это не мешало некоторым налоговикам применять «непрофильные» штрафы.

Так, иногда инспекторы пугали должностных лиц организации административным штрафом в размере от 2000 до 4000 руб. в случае непредставления в срок пояснений — как за неповиновение законному требовани ю абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ . Причем отсылка к ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ могла стоять прямо в требовании о представлении пояснений.

Однако ФНС уже давно разъяснила, что административная ответственность за неповиновение законному требованию ИФНС должна применяться только за неявку (в случае вызова должностных лиц в инспекцию), а не за отказ от дачи пояснени й Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (п. 2.3) . И судьи такой подход поддерживал и Постановления ФАС ВСО от 28.08.2012 № А10-355/2012 ; 8 ААС от 07.12.2010 № А70-8103/2010 . Правда, были и исключения: иногда судьи все же признавали законным административный штраф за непредставление пояснени й Постановления 5 ААС от 14.10.2013 № 05АП-11259/2013 , от 13.03.2012 № 05АП-902/2012 .

Упомянутые в статье судебные решения можно найти:

Известны и случаи, когда инспекторы пугали организации и предпринимателей довольно внушительным — 10-ты ­сячным —штрафом по п. 2 ст. 126 НК РФ как за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщик е Постановление 5 ААС от 13.03.2012 № 05АП-902/2012 .

В то же время Президиум ВАС еще в 2003 г. разъяснил, что этот штраф возможен лишь при запросе у налогоплательщика документов, содержащих сведения о другом налогоплательщике (а не о нем само м) п. 18 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71 . Так что непредставление пояснений о собственных операциях и иных данных не должно повлечь такой штраф.

Вместе с тем, никаких сомнений не возникало в отношении наказания за несвоевременную передачу инспекции квитанции о приеме электронного требования о представлении пояснений. Если этого не было сделано в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции (6 рабочих дней считая со дня его отправки налоговым органом), то ИФНС могла заблокировать расчетный счет (электронный кошеле к) п. 6 ст. 6.1, п. 1, подп. 2 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ .

Некоторые инспекции пытались оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную передачу квитанции о приеме требования на 200 руб. на основании п. 1 ст. 126 НК РФ (как за непредставление документов).

Но ФНС сама против такого подхода: ведь подача пояснений и представление документов — понятия принципиально разны е Решение ФНС от 17.03.2016 № СА-3-9/4445@ .

Однако в большинстве случаев представление пояснений было (да и остается сейчас) в интересах самого налогоплательщика. Так можно избежать доначисления налогов по итогам проверки и ненужных споров с проверяющими.

Как стало

С 2017 г. правила ужесточились. Инспекция может оштрафовать вашу организацию на 5000 руб. за непредставление или несвоевременное представление пояснений в следующих случая х п. 1 ст. 129.1, п. 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) :

• в декларации обнаружены ошибки или противоречия (несоответствия) между указанными в ней сведениями и сведениями, содержащимися в иных документах, имеющихся у ИФНС;

• в уточненной декларации по сравнению с ранее представленной уменьшена сумма налога к уплате;

• в декларации по налогу на прибыль или по «доходно-расходной» упрощенке заявлен налоговый убыток.

А в случае повторного в течение календарного года непредставления пояснений в рассмотренных случаях грозит еще более серьезный штраф — 20 000 руб. п. 2 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017)

Что делать

Итак, порядок такой. При проведении камеральной проверки деклараций инспекция может затребовать пояснения по ней.

Не забудьте вовремя передать в инспекцию квитанцию о приеме сообщения о требовании пояснений.

Как и прежде, при получении от инспекции такого требования в электронном виде надо не позднее 6 рабочих дней (считая со дня его отправки налоговым органом) передать в инспекцию квитанцию о его прием е п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ .

После получения требования о представлении пояснений у вас есть 5 рабочих дней для отправки таких пояснений либо представления уточненной декларации. Иначе — готовьтесь к штрафу, если поводом для получения пояснений были указанные выше случа и п. 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) .

Если же инспекция запросила у вас пояснения по иным причинам (не перечисленным в п. 3 ст. 88 НК РФ), то штрафа за их непредставление быть не должн о п. 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) . К примеру, пояснения налоговики могут запросить в связи с заявленными в декларации налоговыми льготам и п. 6 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) . В качестве оснований для получения таких пояснений в требовании об их представлении должен быть указан п. 6 ст. 88 НК РФ (а не «штрафной» п. 3 этой статьи).

Но учтите, что для проверки права на заявленные льготы налоговики чаще запрашивают не пояснения, а подтверждающие документы. И если такие документы у вас имеются, но вы их не представите, организацию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный докумен т п. 1 ст. 126 НК РФ .

Если в течение 5 рабочих дней вместо пояснений вы представили в ИФНС уточненную декларацию, то штрафов за неподачу собственно пояснений не буде т п. 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) .

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2017 года налоговой инспекцией выставлен организации штраф в размере 5000 рублей в рамках статьи 129.1 НК РФ за непредставление пояснений по ранее выставленному требованию. Ответ на требование представлен вовремя, по телекоммуникационным каналам связи через оператора, как неформализованное письмо, есть извещения о получении письма налоговым органом. В пункте 3 статьи 88 НК РФ, на который дается ссылка в статье 129.1 НК РФ, четко прописано, что непредставленными считаются пояснения, представленные на бумажном носителе. Нами же сведения представлены в электронном виде.
Можно ли считать действия налогового органа неправомерными?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация обязана была представить пояснения по формату, установленному приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.
Правомерность привлечения организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, можно поставить под сомнение.
Организация имеет право обжаловать решение налогового органа о привлечении ее к ответственности.

Обоснование позиции:
Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Представляются пояснения в произвольной форме и способом, обеспечивающим подтверждение передачи их налоговому органу (в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с использованием электронной подписи), поскольку в интересах налогоплательщика, чтобы они были приобщены к материалам проверки.
Исключение предусмотрено для пояснений в отношении декларации по НДС.
С 1 января 2017 года налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абзац 4 п. 3 ст. 88 НК РФ, пп. "а" п. 6 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ (далее — Закон N 130-ФЗ)).
До 2017 года пояснения могли быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по ТКС через оператора электронного документооборота. Рекомендуемая ФНС России форма пояснений была приведена ранее в приложении 2.11 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок, направленным письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ (далее — Рекомендации).
Формат представления пояснений к декларации по НДС утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@, вступившим в силу 24 января 2017.
Из прямого прочтения абзаца 4 п. 3 ст. 88 НК РФ следует, что у налогоплательщиков, обязанных представлять декларации по НДС в электронной форме, права на выбор формата представления пояснений с 24.01.2017 не имеется.
Соответственно, с этой даты пояснения в ответ на требование о представлении пояснений направляются налогоплательщиками, обязанными представлять декларации по НДС в электронной форме, только по ТКС через оператора электронного документооборота в соответствии с утвержденным форматом, с применением описи документов, утвержденной приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ (последний абзац п. 2.7 Рекомендаций).
Как мы поняли из вопроса, организация на основании п. 5 ст. 174 НК РФ обязана представлять декларацию по НДС в электронной форме. Поэтому в ответ на требование налогового органа о предоставлении пояснений по декларации по НДС за I квартал 2017 года организация обязана была представить пояснения по установленному формату.
С 1 января 2017 года за непредставление либо несвоевременное представление лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ, п. 13 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Закона N 130-ФЗ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
В то же время, как вы справедливо отметили, непредставленными пояснениями согласно абзацу 4 п. 3 ст. 88 НК РФ признаются пояснения, представленные на бумажном носителе.
При этом нормы НК РФ не раскрывают, что следует понимать под представлением пояснений на бумажном носителе. Представляется, что под бумажным носителем понимается лист бумаги, на котором написаны или напечатаны пояснения. Передаются такие бумажные носители в налоговый орган либо лично, либо по почте заказным письмом.
В рассматриваемой ситуации пояснения представлены в электронной форме по ТКС в виде неформализованного письма.
По сути, в данном случае порядок передачи пояснений соблюден, но нарушен установленный формат их представления. При этом налоговый орган расценил такое представление пояснений как их непредставление.
Заметим, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Из п. 1 ст. 108 НК РФ следует, что основания и порядок привлечения к налоговой ответственности определяются исключительно НК РФ. Никакие иные нормативные правовые акты не могут регулировать эти вопросы.
Основанием для привлечения лица к налоговой ответственности является совершение им деяния, содержащего признаки состава налогового правонарушения (ст. 106, п. 1 ст. 107, п. 3 ст. 108 НК РФ). Отсутствие любого из элементов состава налогового правонарушения исключает налоговую ответственность (ст. 109 НК РФ).
Из прямого прочтения п. 1 ст. 129.1 НК РФ следует, что правонарушением является непредставление и несвоевременное представление пояснений, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ. К непредставлению пояснений приравнивается представление пояснений на бумажном носителе (абзац 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).
Нарушение формата представления пояснений напрямую не указано в качестве правонарушения в п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
В связи с этим, а также с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ, по нашему мнению, правомерность привлечения организации к ответственности за непредставление пояснений можно поставить под сомнение.
Отметим, что арбитражная практика по схожим вопросам на данный момент по понятным причинам еще не сформировалась.
В то же время приведем позицию судов, рассматривавших правомерность привлечения налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых декларации, когда формат и порядок представления деклараций был нарушен.
Так, в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 02.12.2016 N Ф08-9002/16 по делу N А15-1354/2016 суд указал, что п. 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за определенный состав правонарушения — непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Следовательно, нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения, указанного в ст. 119 НК РФ.
При этом в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 N 09АП-30292/16 (постановлением АС Московского округа от 28.11.2016 N Ф05-18284/16 оставлено без изменения) суд признал правомерным привлечение контролирующего лица к ответственности по ст. 129.6 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год, так как этим лицом не были соблюдены порядок и формат представления уведомлений. Суд, в частности указал, что ст.ст. 119, 129.6 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение срока представления декларации (уведомления), а не за нарушение формы или формата их представления, однако, начиная с 01.01.2015, в связи с изменением налогового законодательства, в частности ст.ст. 23, 31, 80 и 174 НК РФ, которым расширены права и возможности налогоплательщиков на получение и представление документов и отчетности в электронном виде, при установлении специальной нормой обязанности по представлению отчетности или сведений (уведомления) только в электронной форме по ТКС, представление на бумажном носителе не будет считаться надлежащим представлением и соответственно повлечет ответственность по данным статьям как за не представление. При этом отметим, что в рассматриваемом судом случае контролируемым лицом уведомление было направлено именно на бумажном носителе по почте.
В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 N 18АП-5556/17 суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ при несоблюдении им формата представления декларации по НДС. В установленный НК РФ срок для представления декларации по НДС налогоплательщиком по ТКС был направлен документ в формате запроса с приложением декларации. Налоговый орган согласно своему административному регламенту принял этот документ как запрос. А декларацию по НДС посчитал непредставленной. Декларация в установленном формате была сформирована уже с нарушением срока представления.
Как видим, по вопросу о правомерности привлечения налогоплательщиков к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, при представлении ими налоговых декларации с нарушением установленного формата суды единой позиции не выработали.
Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что действия налогового органа по привлечению организации к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, при представлении пояснений не по установленному формату, будут оценены судом как неправомерные.
Если с учетом вышеизложенного организация считает, что в рассматриваемой ситуации ее права нарушены, то организация имеет право обжаловать в порядке, установленном главой 19 НК РФ, решение налогового органа о привлечении ее к ответственности (ст. 137 НК РФ).

Читайте также:  Военная кафедра сфу красноярск поступление

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
— Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;
— Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
— Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
— Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган;
— Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений;
— Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

7 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Что является основным преимуществом нпф сбербанка
Актуальная информация о Фонде: история, награды, руководство, доходность и другие цифры. Работа в сильной команде Ознакомьтесь с нашими вакансиями и...
Что нужно сделать в 17 лет
Возраст, когда мальчик или девочка достигли 17 лет, считается переходным перед наступлением взрослой жизни. Поздравления с днем рождения должно стать...
Что нужно сделать чтобы получать пенсию
Получение пенсии – процесс, о котором почти никто не задумывается в молодости. Но с каждым годом жизни, вопросы пенсионного обеспечения...
Шаблон доверенности на получение тмц
В экономической сфере неправильно оформленная доверенность на получение ТМЦ (товарно-материальных ценностей) или ее отсутствие могут привести к арбитражным спорам по...
Adblock detector