Отношение учителей к ребенку

Отношение учителей к ребенку

Чем ближе начало нового учебного года, тем сильнее чувствуется волнение в рядах родителей. Особенно сильно переживают те, чей собственный школьный опыт был не самым удачным. Вдруг ребёнок не сумеет найти общий язык с педагогом? Или учитель будет придираться к нему по пустякам, обижать, недооценивать?
Как справиться со своими страхами и наладить контакт со школой в своей новой статье рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Мне всегда везло с учителями. У меня была замечательная первая учительница — заслуженный учитель России, Таисия Яковлевна, прекрасные учителя в старших классах, благодаря которым я полюбила математику, физику, биологию и литературу, университетские профессора, с которыми нас связала дружба на долгие годы, поэтому мне очень хотелось, чтобы моим детям тоже повезло и у них были замечательные педагоги.

Как психолог, я знаю, что всё начинается ещё до школы, с отношений с мамой. Если они складываются, то малыш многому учится у мамы, он не боится рассказывать ей про страшное, с интересом слушает её рассказы, книги, которые она читает, бесконечно задаёт ей вопросы и знает, что получит ответ, или они будут искать ответы вместе. Такие отношения задают атмосферу познания и любопытства. На первого учителя ребенок невольно проецирует модель, к которой привык, которая ему понятна: модель отношений с мамой. Часто, если отношения с учителями у детей, да и у родителей не складываются, психологи начинают задавать вопросы про детство, чтобы найти там источники сложностей, и пытаются изменить сначала что-то в системе ребёнок — родитель, а потом в системе учитель — ребёнок — родитель. Это важно в ситуациях, когда отношения у ребёнка не складываются ни с одним-двумя конкретными учителями, а системно — «все учителя ужасны, не справедливы, не компетентны, школа — страшное место».

Помню, как одна мама захотела привести ребёнка в школу, в которой училась сама, но сходив туда, отказалась от этой идеи наотрез, потому что зашла и увидела, что там работают «страшные тётки со страшными лицами». Но и в другой школе она увидела то же самое. После того, как школу пришлось сменить в третий раз, ребёнок и мама оказались у детского психолога, а мама отдельно — у специалиста для взрослых. И постепенно «страшные тетки» в школе перестали быть настолько страшными, а отношения у ребёнка, мамы и школьных учителей наладились.

Я не хочу сказать, что плохих учителей не бывает. Бывают. Так же, как бывают некомпетентные люди в других профессиях. А бывает, что в учителях оказываются даже личности с психическими нарушениями, которые могут травмировать детей, и тогда родителям приходится объединяться и брать ситуацию в свои руки: обращаться к администрации школы, требовать увольнения учителя, защиты детей, менять класс или школу. Но эти истории обычно находятся вне системно-плохих отношений почти со всеми учителями. Моим детям с педагогами повезло. Я попросила рассказать про свой опыт отношений с учениками и родителями школьного учителя школы-ВУЗ «Современное образование» Верещагину Ларису Николаевну, первую и любимую учительницу одного из моих детей.

«Родитель — учитель»

Хотите вы того или нет, но пока ваши дети учатся в школе, вы будете общаться с учителями. Главное в любых отношениях — вежливость. Конечно, взаимная. На нас смотрят наши дети, поэтому общаемся вежливо. Большинство родителей боятся, что их ребёнка обидят или недооценят. И что самое главное — учитель будет оценивать не только ребёнка, но и их самих — родителей, ведь каждый знает, что не идеален. Но эти опасения исчезают, когда родители понимают, что с учителем можно поговорить, обсудить проблему и найти понимание. Учитель и родитель находятся не по разные стороны баррикад. Они на одной стороне — на стороне ребёнка.

Я недавно читала статью о детском гепатологе Аре Рейзис. В ней она пишет, что самый большой грех для врача — это безразличие. Это в полной мере относится и к учителям. Безразличие, равнодушие к ученикам — это большой грех. И это сразу почувствуют и родители, и дети.

Часто родители приходят в школу не просто поговорить, а уже с целью — «поставлю всех на место», «я им покажу». Проблемы в обучении, отношения с одноклассниками и учителями — для тревоги и возмущения могут быть разные поводы. И такие родители должны увидеть перед собой спокойного, уверенного и вежливого человека, который сразу даст понять: «Мы оба на стороне ребёнка. Что мы можем сделать вместе?»

Конечно, бывают случаи антипатии. Ну вот не нравится учительница маме. Просто так не нравится или есть причина — не столь важно. Постарайтесь не обсуждать это при ребёнке, не нагружайте его таким негативом. Это уже ваша проблема, решите её. Если есть за что терпеть неприятного лично вам учителя, терпите, если нет — поменяйте класс или школу. Здесь педагог вам явно не помощник. Самое главное — мы всегда на стороне детей. И родители, и учителя.

Читайте также:  Как украинке получить российское гражданство

Наверное, мне повезло: у меня трое замечательных детей, и они неидеальные. Поэтому я вижу ситуацию с разных сторон. Я — учитель, к которому приходят родители учеников, и как родитель я хожу к учителям своих детей. И знаете, учусь и там, и там. Как маме мне важно видеть, что учитель готов к разговору, что он неравнодушен и компетентен. Конечно, беседу, выходящую за рамки вежливости, надо прекращать сразу. В школе можно найти человека, с которым получится спокойно поговорить — обычно такие люди находятся там, где администрация, но мне только один раз за длинную карьеру мамы пришлось прибегнуть к таким крайним мерам.

У меня был такой случай в самом начале моей работы в школе, сразу после университета. Дали мне восьмой класс, 34 ученика. Мне и так страшно, а тут ещё штатный классный хулиган. На уроках шумит, домашнее задание не выполняет, классную работу срывает, грубит. Терпение моё скоро лопнуло, и я вызвала его маму в школу. Приходит ко мне уставшая женщина с потускневшим и обречённым лицом. Она уже привыкла, что сын хулиганит и его все ругают. И я собиралась, честно, собиралась его ругать, но вдруг увидела, что он подслушивает за дверью. Не знаю, чем объяснить моё решение, опыта у меня не было никакого (даже не было младших братьев-сестёр), но я стала его хвалить, сказала, что позвала её, чтобы рассказать об успехах сына, и говорила только о том, что было хорошего. Вы бы видели, как расцвела мама, как она робко говорила о том, что да, он хороший, помогает и заботится о ней и о младшем брате. Мне кажется, что ухо за дверью даже покраснело от удивления. И знаете, после этого у меня в классе появился замечательный ученик и первый мой помощник. А для меня это был колоссальный урок!

«Ученик — учитель»

В этой связке, конечно, главный — учитель. Он задаёт тон этому общению, и он будет нести ответственность за то, что в итоге получится. И опять я о своём: общаемся вежливо. Со стороны учителя — это обязательно, просто непременное условие. Даже с самыми маленькими! Хотя с ними, наверное, это ещё важнее, ведь они нас, взрослых, копируют. Не зря же говорят, что трём вещам надо учить с детства: языкам, плаванию и вежливости. Желательно, чтобы общение было ещё и позитивным. Все наши проблемы должны остаться за порогом класса.

В разряд запретов попадают, конечно же, оскорбления и насмешки. Унижать человеческое достоинство не позволено никому. Унижая и оскорбляя, не удивляйтесь полученному обратно негативу. Ни в коем случае нельзя давать оценку личности ребёнка или его семье. Но и родители должны приложить все усилия, чтобы воспитать в ребёнке уважение к учителю. Многое зависит от настроя в семье. Не надо поощрять детей передразнивать учителей или акцентировать внимание на их физических недостатках. Дети не смогут скрывать свои чувства, это точно помешает нормальному общению вашего ребёнка с учителем.

Хорошо, когда учитель видит в ученике личность, как бы банально это не звучало. Хорошо, когда учитель знает своих учеников не только по выполнению классной работы. Кто любит больших собак, кто увлекается ирландскими танцами, кто замечательно поёт, кто может сделать инопланетянина из лего — вот что должен знать учитель. Все дети разные. У меня был мальчик, которого я никогда не вызывала ни на какие соревновательные упражнения, ничего не давала ему выполнять на скорость. Ну не для него это. А есть дети с темпераментом, который требует выхода именно в таких заданиях.

Детям должно быть интересно с учителем. То, что надо знать свой предмет и иметь широкий кругозор, даже не обсуждается. Я, например, стараюсь быть в курсе всех новостей: музыки, гаджетов, спорта, кино, даже игрушек. Конечно, как говорят учителя, школа не цирк, никто не говорил, что здесь будет весело. Но хорошо, если учитель обладает чувством юмора и способен удивить своих учеников.

Читайте другие статьи Анны Скавитиной:

Дата публикации: 22.02.2018 2018-02-22

Статья просмотрена: 1705 раз

Библиографическое описание:

Волобуева Е. В. Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 111-115. — URL https://moluch.ru/archive/194/48456/ (дата обращения: 14.11.2019).

Статья посвящена особенностям взаимоотношений учителя и младшего школьника. Показано, что общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка. От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое: его отношение к школе, к учебной деятельности, особенности успеваемости, взаимоотношения с родителями, сверстниками и эмоциональное состояние ребенка.

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьник, учитель, стили общения, взаимоотношения.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Учебная деятельность — это специфическая форма индивидуальной активности. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями, задачами.

Читайте также:  Социальный найм жилья что это такое

Общие цели обучения: 1) формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений); 2) повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться.

В процессе обучения учителю необходимо решить следующие задачи:

– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

– развитие мышления, памяти, творческих способностей;

– совершенствование учебных умений и навыков;

– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачемделать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно сделать не может, т. е. он не обладает способностью к самостоятельной учебной деятельности. В процессе обучения младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

С поступлением в первый класс качественно меняется внутренняя и внешняя позиции ребёнка. Исследования отечественных психологов Божович Л.И, Гуткиной Н.И, Кравцовой Е.Е, Нежновой Т.А, Цукерман Г.А, Эльконина Д.Б, показывают, что большинство детей психологически готовы к вступлению в новые условия жизни. Они идут в школу с желанием воспринимать и выполнять требования учителя, активно включиться в познавательную деятельность. С самых первых дней пребывания ребёнка в школе начинают формироваться его взаимоотношения с учителем. Учитель — это человек, через которого ребёнок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с её порядками и требованиями.

В исследованиях Н. П. Аникеевой, А. Н. Лутошкина, А. С. Макаренко, И. Е. Шварца и др. можно увидеть, что социально-психологический климат класса полностью зависит от учителя. Именно в начальной школе начинается процесс формирования фундамента общих знаний, на которых ученик будет строить свое дальнейшее образование. В данном контексте стоит отметить, что от того, насколько ребенку комфортно и хорошо в школе, во многом зависят его учебные успехи и эмоциональное равновесие.

Главным лицом в жизни ученика начальной школы является учитель, особенно в первых и вторых классах. Во многих вопросах он становится самым значимым и главным взрослым. Широко описаны случаи, когда ребенок в случае несовпадения требований или способов действий родителей и педагога выбирает точку зрения педагога, как наиболее авторитетной фигуры. Несмотря на это, и первоклассники, и четвероклассники считают своего учителя умным, авторитетным, хотя считают, что многое зависит от его настроения, а также указывают на небольшую импульсивность его поведения. [7, с. 15]

На протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе, учитель является для ребенка значимой личностью и остается важнейшим звеном социализации обучающегося.Преподавательоказывает влияние не только на развитие когнитивной сферы, на приобретение необходимых знаний и навыков, наформирование учебной деятельности, но и на мотивацию обучающихся (прежде всего познавательной, учебной мотивации, а также мотивации достижения).

Особо важная характеристика учителя, как главного звена социализации и развития личности учащегося, является стиль педагогического общения. Стиль педагогического общения — устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами по работе. В стиле общения учителя обычно можно наблюдать особенности коммуникативных возможностей педагога, стиль взаимоотношения педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога и особенности ученического коллектива.

Особого внимания требуют те стили педагогической деятельности, которые оказывают невротизирующее и дезадаптирующее влияние на учащихся, которые служат источником негативного психического состояния учащегося, вызванного нарушением педагогического такта со стороны учителя, которое встречается именно в младшем школьном возрасте.

Негативное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, наставника, тренера) — называется дидактогенией. Дидактогения выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т. п. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Дидактогения нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии. Для предотвращения возникновения дидактогении у учащихся педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности школьника. На рис. 1 представлены источники негативного и психического состояния учащегося, вызванные нарушением педагогического такта со стороны учителя. [4, c. 71)

Рис. 1. Источники негативного и психического состояния учащегося, вызванные нарушением педагогического такта со стороны учителя

В 1938 году К. Левин вместе с коллегами (Рональдом Липпитом и Ральфом Уайтом) решил провести эксперимент. Они сформировали четыре «клубы», в которых десятилетние дети занимались различными видами деятельности. К апробированным двух стилей общения (авторитарного и демократического) они решили добавить третий — нейтральный, который позже был назван либеральным (попустительским). Добавление стиля общения произошло случайно — один из экспериментаторов начал вести себя слишком мягко, тем самым предоставив возможность детям самостоятельно все решать. К. Левин, который наблюдал за ходом эксперимента, сразу же это заметил и предложил выделить третий стиль, который назвал либеральным (попустительским). [6, с. 73]

Данная классификация включает в себя три стиля педагогического общения, рис. 2.

Рис. 2. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения по К. Левину

При авторитарном стиле общения учитель один решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося.

Читайте также:  Понятие первой инстанции суды первой инстанции

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога к минимальному включению в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.

При демократическом стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимопринятие и взаимоориентация. [6, с. 84] Одним из наиболее важных факторов, влияющих на социализацию и развитие ребенка в школе — являются убеждения учителя в возможностях ученика. Этот феномен, известный как самоисполняющееся пророчество, или самоисполняющийся прогноз, представляет собой изначально ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое делает изначально ложное представление истинным. Данный факт, применительно к педагогической практике, был впервые продемонстрирован в известном исследовании Р. Розенталя и Л. Джекобсон, назвавшим этот феномен «эффектом Пигмалиона». (Rosenthal, R. & Jacobson, L. (1992). Пигмалион в классе, Расширенное издание. Нью-Йорк: Ирвингтон). [1, с.54]

Исследования показывают, что ожидания учителя в наибольшей степени осуществляются по отношению к двум крайним категориям детей.

Рис. 3. Ожидание учителя по отношению к школьнику

Важнейшим условием в обоих случаях, является восприятие детьми педагога как значимого субъекта коммуникативного акта.

Следовательно, ожидания учителя, особенно важны в самом начале обучения, когда значимость его достаточно высока и учитель оказывает существенное влияние на мотивацию, поведение и самооценку ребенка. Проявляющееся в этих ожиданиях избирательное отношение обнаруживается, прежде всего, в оценочной деятельности учителя, в атрибуции успехов и неудач, а также в той эмоциональной поддержке, которую он оказывает ученику. Избирательное отношение, проявляющееся в этих ожиданиях, прежде всего, обнаруживается в оценочной деятельности учителя, в атрибуции успехов и неудач и т. д.

Значение оценочной деятельности педагога, как важнейшего фактора, посредством которого учитель влияет на формирование личности, и интеллектуальное развитие ребенка достаточно сильно. Обе формы отметки, без оценочной и оценочное суждение буквально пронизывают всю жизнь ребенка. Как в условиях отметочного, так и без оценочного обучения, оценка, даваемая учителем школьнику, имеет особую значимость в глазах окружающих.Значимость, отметок прежде всего родителями и другими близкими взрослыми, нередко воспринимается ими как оценка качества личности и интеллекта ребенка. Известно, что уже к концу начальной школы дети приобретают устойчивую позицию двоечника или отличника, которая становится главным фактором, оказывающим влияние практически на все стороны их жизни.

Многие исследования проводились на протяжении многих лет, доказали влияние оценочной деятельности педагога на общую учебную мотивацию младшего школьника, развитие его самооценки, эмоциональное благополучие, самореализацию и общение со сверстниками. (Г. А. Цукерман, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов).

В этих исследованиях подчеркиваются особенности восприятия детьми оценки и оценочного суждения учителя. Оценочные ситуации по своей природе являются достаточно сложными для ребенка, поэтому младшие школьники, как правило, не могут объяснить, почему учитель поставил им хорошую или плохую отметку. Дети часто не соотносят полученную оценку со своими знаниями и умениями. На восприятие ребенком оценки влияет пристрастность детского суждения — склонность оценивать свою работу не по результату, а по затраченным на работу усилиям. Это объясняется детским эгоцентризмом, который ярко проявляется в дошкольный период, который, часто встречается и у учеников младших классов. [1, с. 27]

Неудивительно, что даже при безоценочной форме обучения оценка становится важнейшим, значимым и часто почти единственным мотивом учебной деятельности. В связи с этим у младших школьников ярко выражена боязнь сделать ошибку.Тревожность у младших школьников встречается как при оценочном, так и без оценочного обучения, что напрямую связано с негативным отношением педагога. У тревожных детей формируется заниженная самооценка. Заниженная самооценка предрасполагает к негативной аффективности, т. е. склонности к отрицательным эмоциям. Ребенок сосредоточен на негативных моментах, игнорирует позитивные моменты происходящих событий. Такой ребенок запоминает в основном отрицательный эмоциональный опыт, что приводит к увеличению уровня тревожности.

Роль учителя в социализации младшего школьника, по мнению Э. Эриксона велика. Поэтому, подготовка и отбор учителей очень важны для предотвращения опасностей, которые могут подстерегать младшего школьника на этой стадии. Развитие чувства неполноценности, переживания, формирование чувства того,что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет — это опасности, которые могут быть сведены к минимуму педагогом, знающим, как подчеркнуть достаточно то, что ребенок может сделать. [8, с.125]

Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: передает учащимся сообщение или воздействует на них, т. е. побуждает к действию. Благодаря педагогическому взаимодействию наиболее успешно развиваются инициативность, способность строить свои действия с учётом действий партнёра, понимать эмоциональные состояния участников совместной деятельности, способность добывать недостающую информацию в диалоге, готовность предложить свою помощь и план общего действия, способность к мирному разрешению конфликтов.

  1. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки: Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980, т. I — С.230
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2008. — С.400
  3. Блонский П. П. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: МОДЭК, МПСИ, 2006. — С.632
  4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 71
  5. Кочергина Г. А. Личность учителя: «Учитель» № 3. Рубрика: Образование. Педагогика-Школоведение. М.: Учитель, 2005. — С.185,с 73–74.
  6. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. 408 с.
  7. Раттер М. Помощь трудным детям: Практическая психология. М.: Прогресс, 1987. — С. 424
  8. Якиманская И. С. Педагогическая психология. Основные проблемы: Учебник. М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. — С. 648

«>

Ссылка на основную публикацию
Отмена аукциона по решению заказчика
Отмена электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ Согласно ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион может быть отменен...
Отзыв с отпуска по производственной необходимости образец
Ситуации бывают разные. И может случиться так, что вашей компании срочно понадобится работник, который находится в ежегодном оплачиваемом отпуске. Тогда...
Отзыв частной жалобы гпк рф
Размещение вопросов оплачиваются пользователем по установленному тарифу за использование сверхлимитных ресурсов сайта и в качестве фильтра от недобросовестных "халявщиков", но...
Отмена знака ш на автомобиле
К концу 2018 года произошла отмена знака «Шипы» — Правительство РФ приняло наконец закон о внесении актуальных изменений в Правила...
Adblock detector