Организационно правовые формы государственного предпринимательства

Организационно правовые формы государственного предпринимательства

Информация — Предпринимательство

Другие материалы по предмету Предпринимательство

В результате проведения "ваучерной" приватизации решена одна из основных задач экономической реформы — создана необходимая для функционирования рынка "критическая масса" приватизированных предприятий. Около 70 процентов занятых в промышленности к 1 июля 1994 года будут работать на полностью или частично приватизированных предприятиях, доля которых в общем объеме стоимости имущества составит примерно 60 — 70 процентов.

Наступающий период денежной приватизации в силу естественных причин (приватизация за деньги имеет гораздо меньший спрос, чем за чеки) приведет к резкому сокращению ее темпов. Произойдет переход от приоритета количественных параметров и динамики процесса приватизации к приоритету качества функционирования приватизированных предприятий. Это означает, что оставшийся неприватизированным сектор экономики будет сокращаться невысокими темпами. В этих условиях резко повышается роль управления государственным сектором экономики, особенно в связи с трансформацией организационно-правовых форм государственных предприятий.

Стало ясно, что разрушение монополии государственной собственности не означает отказа от госсобственности как таковой. Она остается, хотя попытки априорного количественного определения ее роли в экономике страны едва ли можно признать плодотворными. Можно только утверждать, что этот сектор российской экономики в силу специфических путей развития России будет в обозримом будущем достаточно крупным. Поэтому необходимо научиться управлять госсобственностью по-новому, не реанимируя административно-командную систему.

Можно выделить два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения.

1. Государственное регулирование, которое включает установление нормативной базы рыночной экономики ("правил игры") и применение косвенных, экономических методов управления по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные).

2. Государственное предпринимательство, то есть непосредственное воздействие на управление предприятиями и их объединениями, когда государство выступает в качестве собственника имущества или пакета акций акционерных обществ (АО).

К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет или золотая акция. Одновременно требуют регламентации взаимоотношения между органами государственного управления и новыми формами объединения предприятий — холдингами и финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы отношений, как передача акций, принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст).

"Казенными" называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие "казне", то есть государственные предприятия.

Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Из сказанного следуют по меньшей мере два вывода:

— численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму;

— применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.

Первая проблема выходит за рамки статьи, а вторая составляет ее суть.

Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении на российскую почву соответствующего опыта США или Франции едва ли приемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт.

Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).

В России в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий" решение о ликвидации федерального госпредприятия и создании на его базе казенного завода, фабрики или хозяйства принимает Правительство РФ. Оно определяет и федеральный орган исполнительной власти, который утверждает устав казенного предприятия и руководит его деятельностью.

Сохранив административную подчиненность предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки командной системы. К их числу следует отнести прежде всего отсутствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль за его действиями.

Средством преодоления указанных и иных недостатков существовавшей ранее системы управления может быть: во-первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственных решений высококомпетентными лицами; во-вторых, применение конкурсной системы подбора руководящих кадров; в-третьих, использование в ряде случаев независимых экспертных оценок.

Практическая реализация этих положений видится в следующем:

1. Стратегические решения по управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.

2. В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степень самостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера.

Читайте также:  Направлено по подсудности подведомственности

3. Подбор менеджеров должен проводиться на основании конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.

4. Заключение с хозяйственным руководителем контракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием — "контракт-плана", в котором содержится программа его деятельности.

5. Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных предприятий составляются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. В этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибылях) формы управления производством.

6. Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Исходя из изложенного, один из вариантов схемы управления казенными предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.

При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственных интересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и др.). Сформированная таким образом комиссия могла бы исполнять функции постоянно действующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу деятельности предприятия

К основным организационно-правовым формам предпринимательства в соответствии с ГК РФ относят: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (рис.

Рис. 4.3. Организационно-правовые формы предпринимательства

Товарищество — договорное объединение участников для осуществления предпринимательской деятельности.

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества).

Полное товарищество — это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью получения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом.

Основные черты полного товарищества:

1. Действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми участниками товарищества.

2. Представляет собой коммерческую организацию (цель организации — получение прибыли).

3. Управление деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников.

4. Не может быть создано одним лицом, и лицо может быть участником только одного полного товарищества.

5. Участники несут по его обязательствам ответственность принадлежащим им имуществом.

6. Прибыль в полном товариществе распределяется между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — это

объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут полную ответственность по обязательствам товарищества, как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитисты или вкладчики) отвечают только своим вкладом.

Особенности товарищества на вере:

1. Управление товариществом осуществляют полные товарищи, а вкладчики не имеют права участвовать в управлении товариществом и оспаривать действия по ведению дел полных товарищей.

2. При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное право перед полными товарищами на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Прибыль и убытки распределяются между участниками товарищества на вере пропорционально их долям в складочном капитале.

Общество — коммерческая организация с разделенным на доли уставным капиталом.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме: общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), открытого акционерного общества (ОАО), закрытого акционерного общества (ЗАО).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Размер уставного капитала общества должен быть не менее 100 МРОТ, установленного федеральным законом на дату предоставления документов для государственной регистрации общества, как правило, пропорционально их долям в уставном капитале.

Высшим органом управления общества является общее собрание участников, число голосов каждого из которых на собрании пропорционально его доле в уставном капитале. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) как исполнительного коллегиального органа. Управление текущей деятельностью ООО осуществляется единоличным исполнительным органом, либо самостоятельно, либо совместно с коллегиальным исполнительным органом.

Организационно-правовая конструкция общества с дополнительной ответственностью (ОДО) практически полностью совпадает с основой ООО, за исключением того, что участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом, причем в солидарном порядке.

Следует отметить, что размер этой ответственности ограничен, он касается не всего их имущества, как в полном товариществе, а только его части — в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставной капитал, определяемом учредительными документами общества.

Акционерное общество (АО) — коммерческая организация, уставный капитал которой образуется за счет номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами и удостоверяющих обязательственные права этих акционеров.

Общие характерные черты АО:

1. АО — это, прежде всего, коммерческая структура (основная цель деятельности — прибыль).

2. Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Акция — ценная бумага, наделяющая любого ее владельца равными правами.

Читайте также:  Что делать с кредитной картой умершего

3. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам, а общество не отвечает по долгам своих участников.

В настоящее время данная организационно-правовая форма является наиболее распространенной конструкцией организации предприятий. Это обусловлено ее преимуществами по сравнению с другими формами.

К основным преимуществам АО следует отнести:

• возможность привлечения денежных средств путем эмиссии ценных бумаг;

• сведение к минимуму хозяйственного риска;

• ограничение ответственности акционеров при достаточно высоком уровне экономической заинтересованности предприятия в целом;

• наличие эффективного правового механизма деятельности АО.

Уставный капитал является экономической базой деятельности АО. Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Уставный капитал фирмы — стоимостная оценка вкладов, инвестированных собственниками (участниками, учредителями) в имущество организации.

При формировании АО уставный капитал формируется за счет средств, вносимых учредителями в качестве оплаты приобретаемых ими акций.

Уставный капитал АО образуется двумя способами (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Процесс формирования ОАО и ЗАО

Отличительные особенности ОАО и ЗАО

Открытое (ОАО) Закрытое (ЗАО)
Проводит открытую подписку на выпускаемые акции; свободно их продает на рынке ценных бумаг. Таким образом, число учредителей и акционеров не ограничено Не имеет право проводить открытую подписку на акции. Число участников не должно превышать 50. При увеличении участников сверх нормы преобразуется в ОАО, ООО или производственный кооператив
Владельцы акций могут свободно отчуждать принадлежащие им акции без согласования с другими акционерами данного общества Акции могут распределяться только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц
Уставный капитал должен быть не менее 1000 МРОТ Уставный капитал должен быть не менее 100 МРОТ
Обязательная публикация годового отчета, бухгалтерского баланса, отчета о прибыли и убытках Участники ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества

Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Каждая обыкновенная акция дает акционеру один голос.

Общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет), за исключением решения вопросов, отнесенных законом к исключительной компетенции общего собрания.

Основные виды акций

• Акция — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, свидетельствующая о паевом взносе ее собственника в уставный капитал общества и дающая ему право на получение дивиденда.

• Дивиденд — это часть прибыли акционерного общества, то есть доход, который получает владелец акции.

Акции имеют номинальную стоимость, по которой она продается на первичном рынке, и рыночную (реальную) цену, по которой акции котируются (оцениваются) на вторичном рынке ценных бумаг.

Рыночная стоимость акции (Л ) имеет тесную связь с номинальной стоимостью (Лном) и зависит от уровня дивиденда и банковской ставки.

Рыночную цену акции можно определить по следующей формуле:

Различают следующие виды акций:

Обыкновенные акции — ценные бумаги, владельцы которых имеют право голоса на общем собрании акционеров и право управления АО и получают дивиденд в зависимости от финансового результата (прибыли) АО.

Привилегированные акции — ценные бумаги, владельцы которых получают строго фиксированный дивиденд вне зависимости от прибыльности АО. Владельцы этих акций не имеют права голоса на общем собрании акционеров и не принимают участие в управлении АО.

Суммарный номинал привилегированных акций не может превышать 25 % уставного капитала.

Акции продаются и покупаются (обращаются) на фондовой бирже. Кроме акций АО может выпускать облигации, которые являются разновидностью ценных бумаг.

Облигация — это ценная бумага, представляющая собой обязательства эмитента по выплате инвестору (владельцу облигации) основной суммы долга и процентов в виде фиксированных платежей в определенные условиями эмиссии моменты времени.

Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для совместного ведения хозяйственной деятельности и на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паев членов кооператива.

Участниками кооператива могут быть граждане и юридические лица, при этом число членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25 % числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности. Число членов кооператива не может быть менее 5. Производственный кооператив — это самая демократическая форма организации предприятия.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса. Члены общества несут субсидиарную (солидарную) ответственность по обязательствам кооператива в размерах и в порядке, предусмотренными уставом. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Г осударственное (муниципальное) унитарное предприятие — это юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска общественно-необходимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого находится в государственной (муниципальной) собственности.

В учредительных документах унитарного предприятия должны быть определены предмет и цели его деятельности.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности и занимаются только теми видами содействия, которые определены собственником и перечислены в уставе.

Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от нее уполномоченным собственником органом и ему подотчетен. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В зависимости от прав на передаваемое государственное (муниципальное) имущество унитарные предприятия подразделяются на основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом.

Читайте также:  Какое наказание за убийство человека

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа и существуют за счет самостоятельно извлеченной прибыли.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), может создаваться только на базе федеральной собственности для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), при этом возможно использование бюджетных средств.

Перечисленные виды юридических лиц являются коммерческими, и в соответствии с ГК РФ в иных формах коммерческие организации в России создаваться не могут.

К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет или золотая акция. Одновременно требуют регламентации взаимоотношения между органами государственного управления и новыми формами объединения предприятий — холдингами и финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы отношений, как передача акций, принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст).

«Казенные» предприятия

"Казенными" называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие "казне", то есть государственные предприятия.

Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Из сказанного следуют по меньшей мере два вывода:

  • — численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму;
  • — применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.

Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт.

Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).

Сохранив административную подчиненность предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки командной системы. К их числу следует отнести прежде всего отсутствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль за его действиями.

Средством преодоления указанных и иных недостатков существовавшей ранее системы управления может быть: во-первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственных решений высококомпетентными лицами; во-вторых, применение конкурсной системы подбора руководящих кадров; в-третьих, использование в ряде случаев независимых экспертных оценок.

Практическая реализация этих положений видится в следующем:

  • 1. Стратегические решения по управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.
  • 2. В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степень самостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера.
  • 3. Подбор менеджеров должен проводиться на основании конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.
  • 4. Заключение с хозяйственным руководителем контракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием — "контракт-плана", в котором содержится программа его деятельности.
  • 5. Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных предприятий составляются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. В этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибылях) формы управления производством.
  • 6. Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Исходя из изложенного, один из вариантов схемы управления казенными предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.

При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственных интересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и др.). Сформированная таким образом комиссия могла бы исполнять функции постоянно действующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу деятельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с "внешним" управлением в организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.

Ссылка на основную публикацию
Оплата переработки по трудовому кодексу 2018
Нормативы по длительности рабочего дня для персонала описаны в Трудовом кодексе. Несмотря на это, нередки ситуации, когда в интересах предприятия...
Окраска газопровода в цвет фасада
Газовые трубы предназначен для передачи газа под разным давлением и на разные расстояния. Такого рода коммуникации могут быть проложены как...
Олимп паркета отказывается принимать товар надлежащего качества
1. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня...
Оплата парковки с мобильного телефона билайн
Еще в ноябре 12-го года в городе Москва была установлена в радиусе Садового кольца оплата парковки на дорожной развязке. Сейчас...
Adblock detector