Кто принимает решение о депортации

Кто принимает решение о депортации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Приказа МВД России "Об утверждении Инструкции об организации деятельности МВД России и его территориальных органов по депортации за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" (подготовлен МВД России 05.10.2017)

Досье на проект

В целях реализации положений статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(1) —

Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации деятельности МВД России и его территориальных органов по депортации за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Министр
генерал полиции Российской Федерации
В. Колокольцев

Приложение
к приказу МВД России
от N

ИНСТРУКЦИЯ
об организации деятельности МВД России и его территориальных органов по депортации за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок:

подготовки материалов о депортации за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства*(2) и оформления депортируемому за пределы Российской Федерации иностранному гражданину документов на выезд из Российской Федерации;

взаимодействия структурных подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне со структурными подразделениями Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации*(3), территориальными органами Федеральной службы судебных приставов*(4), Министерством иностранных дел Российской Федерации*(5), дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств по исполнению решений о депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации*(6).

II. Организация деятельности по подготовке материалов о депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации

2. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется МВД России и его территориальными органами на региональном уровне во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Депортации подлежит не выехавший из Российской Федерации в установленные федеральным законом сроки иностранный гражданин:

2.1. Срок проживания или временного пребывания которого в Российской Федерации сокращен либо у которого аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство*(7).

2.2. В отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации*(8).

2.3. Совместно с членами семьи получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем, либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца, либо утративший временное убежище или лишенный временного убежища, не использовавший право обжалования вынесенного решения или получивший отказ на жалобу и не имеющий иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, а также лишенный статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, — после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации*(9).

2.4. Переданный иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии и не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации в случае, если между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии*(10).

3. Решение о депортации принимается руководителем (начальником) территориального органа МВД России на региональном уровне или его заместителем по мотивированному представлению начальника подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне.

4. При подготовке представления о необходимости депортации с целью установления оснований, по которым выезд иностранного гражданина из Российской Федерации ограничивается, подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне:

4.1. Проводятся проверки по учетам центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом*(11).

4.2. Проводятся проверки иностранного гражданина самостоятельно в электронном виде по учетам Федерального казенного учреждения Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации*(12) и информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне*(13).

В случае, если при осуществлении проверок иностранного гражданина по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" или ИЦ установлено, что указанное лицо объявлено в розыск, необходимо уведомить инициатора розыска.

4.3. Направляются запросы в территориальные органы ФССП России для проверки по учетам ФССП России на предмет наличия у иностранного гражданина неисполненных обязательств, являющихся основанием для ограничения выезда за пределы Российской Федерации*(14).

III. Организация деятельности по исполнению решения о депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации

5. В случае принятия решения о депортации должностное лицо подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, ответственное за исполнение решения о депортации, не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о депортации:

5.1. Объявляет иностранному гражданину принятое решение (в случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, объявление ему решения о депортации осуществляется при участии переводчика).

5.2. Вручает иностранному гражданину копию решения о депортации под подпись.

5.3. Разъясняет иностранному гражданину под подпись его права,обязанности и ответственность, связанные с принятием решения о депортации.

5.4. Проставляет отметку установленного образца о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность,а также в графе "Регистрация и изменение срока временного пребывания в Российской Федерации" выездной части миграционной карты иностранного гражданина, подлежащего депортации*(15).

5.5. Осуществляет обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование иностранного гражданина.

6. Территориальный орган МВД России на региональном уровне в течение одного рабочего дня после утверждения решения о депортации направляет информацию о принятом решении о депортации в МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) иностранного гражданина или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства.

7. При отсутствии у иностранного гражданина документа, удостоверяющего личность, либо если срок действия данного документа истек, подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в течении пяти рабочих дней со дня вынесения решения о депортации обращается в дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства для оформления свидетельства о возвращении иностранного гражданина в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства.

ГУВМ МВД России, осуществляя взаимодействие с МИД России, оказывает содействие территориальному органу МВД России на региональном уровне по вопросу определения государства, в которое может быть депортировано лицо без гражданства, а также получения свидетельства на возвращение иностранного гражданина в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства.

8. При необходимости оформления в дипломатических представительствах или консульских учреждениях соответствующих иностранных государств виз для следования депортируемого иностранного гражданина в государство конечного назначения территориальный орган МВД России на региональном уровне направляет в МИД России обращение об оказании по дипломатическим каналам содействия в оформлении транзитных виз.

9. При вынесении уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне или судом решения (постановления) о содержании депортируемого иностранного гражданина в специальном учреждении МВД России или его территориального органа, предназначенном для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии*(16), должностное лицо территориального органа МВД России на региональном уровне, на территории обслуживания которого находится специальное учреждение, обеспечивает доставку в него депортируемого иностранного гражданина.

Территориальный орган МВД России на региональном уровне в течение одного рабочего дня после вынесения указанного решения (постановления) направляет информацию о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение в МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) иностранного гражданина или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства*(17).

10. На иностранного гражданина, в отношении которого вынесено решение о депортации, подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне формируется учетное дело, в которое приобщаются:

10.1. Решение о депортации и материалы о результатах проверок, проведенных в соответствии с пунктом 4 настоящей Инструкции.

10.2. Копии документов, удостоверяющих личность, гражданство (подданство) иностранного гражданина, либо подтверждающих право на постоянное проживание на территории иностранного государства лица без гражданства, виз, документов, подтверждающих направление информации в МИД России о принятом решении о депортации, копии обращений территориального органа МВД России на региональном уровне в дипломатические представительства и консульские учреждения соответствующих иностранных государств об оказании содействия в документировании иностранного гражданина, копия решения территориального органа МВД России на региональном уровне или постановления суда о помещении в специальное учреждение, копия сообщения, направленного в МИД России, копия дактилоскопической карты, а также копии других документов, связанных с въездом, пребыванием и выездом депортируемого иностранного гражданина из Российской Федерации.

Читайте также:  Налоговый вычет на приобретение автомобиля

11. Учетные дела иностранных граждан, в отношении которых вынесено решение о депортации, регистрируются в журнале учета дел депортируемых иностранных граждан.

Журналы учета дел депортируемых иностранных граждан подлежат регистрации в подразделении делопроизводства и режима территориального органа МВД России на региональном уровне и ведутся до их окончания за присвоенными номерами без ежегодной перерегистрации.

12. В случае содержания иностранного гражданина до исполнения решения о депортации в специальном учреждении его учетное дело передается в специальное учреждение.

После депортации иностранного гражданина учетное дело подлежит возврату в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, принявшего решение о депортации.

13. Дактилоскопическая информация в электронной форме и информация, полученная в результате фотографирования, а также учетные карточки иностранных граждан, подлежащих депортации, направляются в ИЦ для постановки на учет.

Дактилоскопические карты на бумажных носителях и фотоизображения направляются в подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, оснащенные автоматизированным рабочем местом оператора ввода дактилоскопической информации.

14. Подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне после получения сообщения о выезде депортируемого иностранного гражданина из Российской Федерации в установленном порядке оформляет решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина. Копия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина приобщается к материалам учетного дела.

15. Возможность исполнения решения о депортации иностранного гражданина, страдающего инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих, определяется по согласованию с соответствующей медицинской организацией, осуществляющей его лечение, с учетом состояния здоровья больного и его эпидемиологической опасности.

В случае заключения медицинской организации о невозможности депортации иностранного гражданина, страдающего инфекционным заболеванием, данный иностранный гражданин продолжает пребывать в специальном учреждении или медицинской организации, осуществляющей его лечение, до принятия соответствующей медицинской организацией решения о возможности его депортации.

16. В случае депортации иностранного гражданина, больного активными формами туберкулеза, медицинским противотуберкулезным учреждением проводится разъяснительная работа с данным иностранным гражданином о необходимости соблюдения мер личной и общественной гигиены, правил поведения в общественных местах, а также мер предосторожности при обращении с карманными плевательницами.

Иностранного гражданина, больного туберкулезом, специальное учреждение перед поездкой обеспечивает средствами личной гигиены, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (респираторами типа FFP 2 или FFP 3), емкостями для сбора мокроты.

Должностное лицо территориального органа МВД России, сопровождающее при перевозке иностранного гражданина, больного активным туберкулезом, обеспечивает соблюдение иностранным гражданином рекомендации медицинской противотуберкулезной организации, осуществлявшей его лечение.

17. Информация о завершении процедуры депортации направляется территориальным органом МВД России на региональном уровне в МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) иностранного гражданина или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 30, ст. 3032; N 43, ст.4275; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 30, ст. 3286; 2011, N 50, ст. 7342, 7352; 2012, N 50, ст. 6967; 2013, N 52, ст. 6949;2014, N 30, ст. 4233.

*(2) Далее — "иностранный гражданин", если не указано иное.

*(3) Далее — "пограничные органы".

*(4) Далее — "ФССП России".

*(5) Далее — "МИД России".

*(6) Далее — "решение о депортации".

*(7) Статья 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

*(8) Статья 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации,1996, N 34, ст. 4029; 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 2, ст. 159; N 15, ст. 1369; 2006, N 31, ст. 3420; 2008,N 19, ст. 2094; 2013, N 30, ст. 4057; 2015, N 4, ст. 654; 2016, N 1, ст. 58; N 44, ст. 6195; 2017, N 17, ст. 2460; N 27, ст. 3928), пункт 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

*(9) Статья 13 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956; 2006, N 31, ст. 3240; 2016, N 5, ст. 7614).

*(10) Пункт 12 статьи 322 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,2002, N 30, ст. 3032; 2011, N 50, ст. 7342; 2013, N 27, ст. 3470; N 52, ст. 6949; 2014, N 30, ст. 4233).

*(11) Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. N 186 "Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 15, ст. 1348; 2007, N 3, ст. 448; 2008, N 14, ст. 1412;

N 48, ст. 5604; 2009, N 12, ст. 1429; 2011, N 51, ст. 7526).

*(12) Далее — "ФКУ "ГИАЦ МВД России".

*(14) Статья 28 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации,1996, N 34, ст. 4029; 2003, N 2, ст. 159; 2013, N 30, ст. 4057).

*(15) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 382 "О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2805; 2008, N 14, ст. 1412; 2016, N 38, ст. 5555).

*(16) Далее — "специальное учреждение".

*(17) Венская Конвенция о консульских сношениях, ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1989 г. N 10138-XI (Сборник международных договоров СССР, выпуск XLV, М., 1991, с. 124 — 147).

Обзор документа

Подготовлена инструкция об организации деятельности МВД России и его территориальных органов по депортации за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства. Это связано с переходом соответствующих полномочий от упраздненного ФМС России к Министерству.

Определяются правила подготовки материалов о депортации и оформления депортируемому иностранцу или апатриду документов на выезд из России. Прописывается порядок исполнения решения о депортации.

В ходе процедур структурные подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне взаимодействуют с пограничными органами, ФССП России, МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств.

В последние годы значительно увеличились случаи противозаконного нахождения лиц, не являющихся полноправными гражданами России.

Сотрудники внутренних дел и миграционных служб ежедневно фиксируют и протоколируют случаи о совершаемых правонарушениях данными лицами на территории Российской Федерации. О том, какая мера наказания предусмотрена для лиц, не имеющих российского гражданства, за совершенные ими правонарушения и незаконное нахождение на территории России, расскажем в статье.

Понятие «административное выдворение»

Под административным выдворением понимается мера наказания, которая назначается иностранным подданным в виде выселения за границы России, если были нарушены и не соблюдены нормы российского законодательства. Гражданин, которому назначено такого рода наказание, должен покинуть Россию самостоятельно или под контролем соответствующих органов, занимающихся данной процедурой. Данная мера назначается судом. Такой человек не имеет права возвращаться на протяжении пяти лет.

Депортация и выдворение — в чем разница

Два понятия «депортация» и «выдворения» имеют одинаковый конечный результат, но чем они отличаются — разбираемся.

Депортация (изгнание) — это принудительное выселение лица из страны, в случае если у него закончились законные основания нахождения на территории государства.

В тот момент, когда у иностранца закончился срок патента или вида на жительство дается от трех до пятнадцати дней на то, чтобы самостоятельно, без принуждений покинуть Российскую федерацию.

Читайте также:  Как посчитать свои отпускные

Если по каким-либо причинам он не покидает государство, то подключаются правоохранительные органы и миграционная служба. В таком случае человек подвергается депортации из страны.

Выдворение — это мера наказания за совершенное лицом правонарушение, преступление, несоблюдение норм российского законодательства, предусматривающее принудительную высылку.

Главными отличиями этих двух понятий являются:

  1. Решение о депортации принимают сотрудники органов миграционной службы. Решение об административном выдворении может принять лишь судебный орган.
  2. Обжаловать постановление в суде о депортации можно в течение трех месяцев со дня его вынесения. Право обжаловать решение о принудительном или самостоятельном контролируемом выселении разрешается в течение десяти суток со дня его назначения.
  3. После принудительного выселения лицо не имеет права пересекать границы Российского государства на протяжении установленного судом времени. После депортации гражданин может вернуться, если документально сможет подтвердить законность проживания и трудоустройства.

Причины выдворения

Граждане, которые совершили серьезные правонарушения в сфере российского законодательства подвергаются административному выдворению из страны.

Основными причинами выселения являются:

  • отсутствие регистрации и права на жительство на территории России;
  • нахождение в стране после завершения срока трудового договора;
  • отсутствие документов, дающих разрешение на трудовую деятельность на территории страны;
  • несоблюдение норм российского законодательства дважды за один год;
  • факт преступления или правонарушения, влекущего за собой применение меры административного наказания в виде выдворения.

Процесс выдворения

Согласно статье 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации процесс выдворения за пределы Российской Федерации проходит в следующем порядке:

  1. Федеральной миграционной службой или органами внутренних дел при проведении плановой проверки устанавливается факт правонарушения или незаконного пребывания иностранного лица на территории страны (отсутствие регистрации; документов, разрешающих трудовую деятельность; совершенное административное правонарушение).
  2. Проводится опрос с составлением протокола об административном правонарушении.
  3. Протокол предоставляется в органы судебной власти для рассмотрения и принятия решения по существу.
  4. Назначается слушание с допросом правонарушителя.
  5. Вынесение судом постановления о принудительном или самостоятельном покидании страны и назначение штрафных санкций в отношении правонарушителя.
  6. Обжалование решения суда в течение трех дней со дня его вынесения.
  7. Принудительное или самостоятельное (под контролем соответствующих органов) покидание страны.

Срок выдворения

Если судебным органом вынесено решение о выселении лица из страны, то, как правило, срок для всех граждан, подвергшихся данной мере наказания, будет один.

В соответствии с законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» лицо, выдворенное по решению суда из России, возможно посетить страну вновь можно будет только по истечении пяти лет.

В случае несоблюдения данного срока и пересечения границы раньше, иностранному гражданину грозит повторное выдворение с увеличением срока до десяти лет.

Если иностранный гражданин после решения суда не покидает границы России, то это будет расценено как несоблюдение постановления, что влечет за собой новый штраф и выселение из страны в принудительном порядке.

Штрафные санкции, назначенные вместе с изгнанием, в случае неуплаты будут принудительно взысканы с правонарушителя независимо от временных рамок. Если постановление суда будет нарушено и совершены повторные попытки возвращения в страну, в соответствии с нормами законодательства назначается уголовная ответственность.

Кто защищен от процедуры

На некоторых лиц процедура принудительного изгнания их страны не распространяется, а именно:

  • На иностранных граждан, заключивших брак с гражданином РФ и имеющих общих детей, которые являются гражданами России.
  • На жертв политической репрессии, имеющих подтверждающий документ о статусе политического беженца.
  • На гражданина, чей доход для российской семьи является единственным источником к существованию.
  • На гражданина, проходящего военную службу.
  • На иностранного дипломата.
  • На лиц, в чьей стране проживания идут военные действия.

Обжалование постановления

Вынесенное судом решение о принудительном или самостоятельном выселении из страны подлежит обжалованию. Сделать это можно, подав апелляционную жалобу в судебный орган в трехдневный срок после вынесенного решения. На процедуру обжалования дается десять дней, в течение этого времени гражданину разрешено пребывать в стране.

Административное выдворение, как профилактическая процедура наказания, актуальна в настоящее время. При ее отсутствии миграционные потоки и связанные с ними правонарушения приведут к росту преступлений, которые совершаются лицами, незаконного находящимися на территории России.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересную информацию о том, что будет, если вернуться в страну, не дождавшись установленного срока:

Миграционные проблемы, в частности, с мигрантами, нарушающими правила пребывания на территории государства, испытывает большинство развитых стран планеты. Ежедневно тысячи нелегалов пересекают границы благополучных стран в поисках лучшей жизни. Но нарушение миграционного законодательства чревато для них санкциями, и Россия не является в данном случае исключением. В большинстве случаев власти депортируют нарушителей обратно на родину. Рассмотрим по порядку, что такое депортация, к кому она применяется и как происходит.

Понятие депортации

Современное право признает депортацию в качестве одной из видов административной ответственности для иностранцев и апатридов, в том или ином виде нарушающих миграционное законодательство страны, в которой они пребывают.

В переводе с латинского языка (лат. deportatio) депортация означает изгнание или высылку, и это нашло отражение в законодательстве большинства стран, применяющих данный вид ответственности.

Так, понятие депортации получило трактовку в ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», согласно которой депортация – это принудительная высылка иностранца или апатрида, утратившего законные основания для пребывания на территории России по своей вине или по не зависящим от него причинам.

Стоит отметить, что правовое определение в зависимости от страны и особенностей ее законодательства может отличаться. Например, согласно закону Польши «Об иностранцах» от 13.06.2003, депортация – это решение о добровольном или принудительном выдворении иностранца за пределы страны.

Похожие формулировки содержит Закон “Об иностранцах в Республике Болгария” от 11.11.1998 и Закон № 326/1999 “О пребывании иностранцев на территории Чешской Республики”.

Но, несмотря на возможные различия формулировок, депортация из Европы, в том числе и стран Шенгенской зоны, происходит по общим правилам и основаниям, предусмотренным внутренним законодательством стран. Аналогичная трактовка депортации содержится в большинстве других стран мира, в том числе странах Северной Америки и США.

Сам порядок ее проведения в большинстве случаев может разниться: отличия могут касаться процедуры высылки, органов, принимающих решение о ней, порядка обжалования и так далее. При том депортацию из страны практически всегда сопровождает временный или постоянный запрет на въезд в нее в будущем.

Несмотря на схожесть процедур и, казалось бы, общую правовую природу, депортацию следует отличать от процедуры административного выдворения.

Отличие депортации от выдворения

Отдельные ученые-правоведы отождествляют понятия депортации и выдворения, но такая точка зрения ошибочна. Во-первых, потому, что административное выдворение, по крайней мере, российским правом рассматривается в качестве непосредственно административного наказания, предусмотренного ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях, в то время как депортация – лишь мера ответственности.

Так, депортация иностранца из страны применяется в случаях отсутствия законных оснований для дальнейшего пребывания. Выдворение же как вид наказания применимо даже при наличии оснований для законного пребывания иностранца, но в случае совершения им какого-либо правонарушения. Лица выдворяются за пределы государства в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты здоровья и нравственности и так далее.

Во-вторых, решение о депортации применяется миграционными органами, а выдворение в большинстве случаев назначается судом. В-третьих, отличается и сама процедура: депортация всегда принудительна, а исполнение выдворения возможно и самостоятельно.

Более подробную информацию вы можете прочитать в статье: “Чем отличается выдворение от депортации.”

Основания для депортации

Поскольку депортация лица без гражданства или гражданина другого государства – это вид ответственности, регулируемый каждой страной отдельно, то и основания для нее в каждой стране могут отличаться. Вместе с этим, так как депортация – это аспект международного права, основания для ее проведения всегда отвечают общим принципам. Как уже было сказано, депортация всегда производится в случаях утраты или прекращения законных оснований для пребывания в стране.

Учитывая это, можем выделить основные причины депортации, по которым иностранцев могут выслать из России, стран Шенгенской зоны, США и множества других:

  • нарушение правил въезда в страну: предъявление поддельных документов, незаконное пересечение государственной границы, в том числе за пределами пункта пропуска и иные нарушения при въезде;
  • нарушение условий пребывания: условий использования визы, правил временного пребывания или постоянного проживания по ВНЖ, нелегальное трудоустройство или трудоустройство по туристической визе, нарушение условий обладания грин-кард (для США), неуведомление о смене места жительства, отсутствие разрешения на въезд или принятие решения о нежелательности пребывания в стране, нарушение других миграционных требований законодательства страны-пребывания;
  • прекращение оснований для пребывания в стране: окончание срока действия или аннулирование визы, права на временное проживание, вида на жительство, трудового патента и иных оснований для законного нахождения в стране;
  • совершение административных проступков: депортация за административные правонарушения практикуется в странах Евросоюза, в том числе Шенгенской зоны, США и многих других странах. В частности, в США также предусматривается депортация и за уголовные преступления. В России же за административные правонарушения предусмотрено выдворение, депортация в данных случаях не применяется;
  • посещение одной из стран ЕС по визе другой страны: распространены случаи, когда миграционные органы европейских стран депортируют гражданина, посетившего ее по визе другой страны (например, Франции по польской визе с отметкой польской пограничной службы);
  • аморальное поведение: в странах Ближнего Востока им может быть признано распивание алкоголя в неустановленных местах, в Китае – посещение борделей.
Читайте также:  Как оформить перестройку дачного дома

Рассмотрев основные причины, за что могут депортировать, считаем целесообразным также рассмотреть ситуации, когда депортация невозможна.

Кого депортировать нельзя

Несмотря на весьма широкий спектр оснований, которыми Россия, страны Шенгенской зоны, США и другие могут обосновывать решение о депортации, высылка отдельных категорий лиц все же запрещена международным законодательством. Во-первых, это все без исключения граждане страны – согласно положениям протокола № 4 Европейской конвенции о защите прав человека, никто не может быть выслан и никому не может быть запрещен въезд в страну гражданской принадлежности. Проще говоря, россиян не могут выслать из России, а итальянцев из Италии.

Во-вторых, согласно ст. 7 Римского статута международного криминального суда, принудительное перемещение населения признается преступлением против человечности и влечет международную ответственность. Речь идет о запрете на депортацию целых коренных народов и национальных меньшинств.

Кроме этого, международные правила не позволяют депортировать:

  • лиц, ходатайствующих о получении статуса беженца, просящих временного или политического убежища – до окончательного рассмотрения ходатайства, в том числе его обжалования;
  • лиц, которые были признаны беженцами или которым предоставлено убежище, в том числе политическое – до окончания срока действия гуманитарного статуса;
  • лиц, утративших один из вышеуказанных гуманитарных статусов, при условии, что их высылка в страну исхода невозможна по причинам гуманности – если существует риск расовых, религиозных, политических и иных преследований;
  • лиц, имеющих дипломатический или консульский иммунитет.

Процедура депортации

Вот как происходит депортация: все начинается с нарушения мигрантами требований и норм законодательства и обнаружения этих проступков правоохранителями или миграционной службой, функции которой, например, в России исполняет ГУВМ МВД, а в США – Immigration and Customs Enforcement.

В России процесс высылки регулируется ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» и ФЗ «О порядке въезда в РФ и выезда из РФ».

Согласно ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», в случае прекращения оснований для законного пребывания иностранец обязан покинуть страну в течение трех дней, иначе последует депортация.

Как правило, после обнаружения нарушителя миграционных правил он доставляется в правоохранительные органы «до выяснения всех обстоятельств». Далее, после уточнения ситуации, нарушители помещаются в так называемое специальное учреждение миграционных органов для содержания лиц, подлежащих депортации. Там иностранец будет находиться до тех пор, пока должностные лица будут рассматривать его вопрос и непосредственно до реализации ими принятого решения. Если лицо помещается в учреждение на срок больше двух суток, на это должно быть судебное решение.

Кто принимает решение

Разберемся, кто принимает решение о депортации. В большинстве случаев таким должностным лицом считается руководитель территориального миграционного органа, выявившего мигранта. В России это начальник территориального управления ГУВМ. По его указанию другие должностные лица органа осуществляют подготовку документов, направление необходимых запросов и решают другие организационные вопросы. Итоговое решение о депортации оформляется постановлением миграционного органа. В некоторых случаях, когда того требует процедура, такое решение согласовывается с другими государственными структурами.

Возможные варианты

Помимо общих случаев, необходимо отметить, что высылка возможна уже из аэропорта. Например, когда миграционные органы страны, в которую прибыл иностранец, обнаруживают у него просроченную визу, запрет на въезд и иные основания. В таком случае лицо, которое прибыло на территорию страны незаконно, подлежит высылке прямо из аэропорта. Решение и в этом случае принимает руководитель миграционной службы.

Несколько другой порядок предусмотрен для иностранцев, отбывающих уголовное наказание на территории другой страны. В их отношении применяется депортация после отбытия наказания.

Однако решение о депортации в отношении таких лиц принимается не автоматически, а лишь после принятия Минюстом решения о нежелательности нахождения субъекта на территории РФ. Согласно приказу Минюста РФ и ФМС N 225/240 от 7 октября 2008 года, при поступлении такой информации миграционные органы принимают решение о высылке, о чем уведомляют администрацию учреждения, где иностранец отбывает наказание.

Когда имеет место уголовный штраф или иное наказание, не связанное с лишением или ограничением свободы, высылка, согласно ч. 11 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», возможна лишь после того, как наказание будет отбыто. То есть после погашения штрафа, отработки обязательных работ и иного наказания, предусмотренного приговором суда.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством стран, допустима реадмиссия. Она осуществляется на основании международных договоров и соглашений, подписанных между странами, и также является одним из видов принудительной высылки лиц, которые подлежат депортации. Ее особенность в том, что при наличии международного соглашения депортированными в конкретную страну могут быть не только ее граждане, но и граждане других государств, которые прибыли из этой страны. Решение по таким лицам также принимается руководством миграционных органов.

Не следует путать реадмиссию с экстрадицией. Экстрадиция – это выдача по решению суда иностранца другому государству, где он нарушил закон, и с депортацией не имеет ничего общего.

Уведомление о депортации

После вынесения соответствующего решения миграционный орган направляет уведомление о его принятии в Министерство иностранных дел страны, которое, в свою очередь уведомляет об этом МИД той страны, в которую лицо будет депортировано (ч. 7,8 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ»). Кроме того, многие страны ЕС практикуют также уведомление принимающей стороны – организаций и граждан, пригласивших депортируемого.

Что касается самого иностранца, то его уведомление осуществляет уполномоченный на то сотрудник миграционного органа. В документе, удостоверяющем личность гражданина за границей, в зависимости от законодательства той или иной страны могут быть проставлены соответствующие отметки. Так выглядит депортация в паспорте, поставленная миграционными органами республики Беларусь.

Но далеко не все страны ставят в паспортах отметки о депортации. В ряде стран, что особенно распространено в Восточной Европе, процедура предполагает внесение в паспорт штампа о запрете на въезд. Так он выглядит в Украине.

Как правило, срок запрета составляет от 3 до 10 лет. То, на сколько лет устанавливается запрет, зависит от оснований депортации и особенностей законодательства запрещающей въезд страны. Обратим внимание, что страны Шенгенской зоны, помимо внесения отметки в паспорт, вносят соответствующую информацию в Шенгенскую информационную систему (SIS), так что замена самого паспорта проблемы с запретом не решит.

Способы депортации

В подавляющем большинстве случаев депортация иностранцев за территорию страны предполагает принудительную высылку, в том числе сопровождение нарушителя под конвоем на рейс, отправляющийся в его страну. Такой контроль предусмотрен во избежание дальнейших нарушений условий пребывания на территории страны.

Однако отдельные государства предусматривают и добровольный контролируемый выезд граждан, в отношении которых принято решение о высылке. Таким лицам предоставляется срок для самостоятельного выезда. В случае его нарушения запускается процесс принудительной высылки.

За чей счет происходит высылка

По общим правилам, в том числе и в России, высылка депортируемого гражданина за пределы страны осуществляется за его счет (ч. 5 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ»). Однако если у него такие средства отсутствуют, высылка осуществляется за счет:

  • пригласившего его органа, в том числе международной организации или работодателя;
  • пригласившего его физического лица;
  • консульства или дипломатического представительства страны его происхождения.

Если приглашающую сторону определить не удалось, а финансирование высылки со стороны дипломатических представительств невозможно, выделение средств осуществляет государство пребывания.

Ссылка на основную публикацию
Кто выше генерального директора по должности
Наименование должности руководителя организации оговаривается в учредительных документах и уставе в связи с нормативным отражением единоличного органа управления. Принцип обозначения...
Конфискация имущества как мера уголовно правового характера
Конфискация имущества — мера уголовно-правового характера, заключающаяся в принудительном безвозмездном изъятии и обращении в собственность государства всего или части имущества,...
Конфликт интересов в образовательной организации
Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Конфликт интересов работника в образовательной организации Рассмотрим в публикации понятие «конфликта интересов» для...
Кто делает капитальный ремонт в многоквартирном доме
С необходимостью дани на капитальный ремонт вроде бы все смирились. В конце концов, закон есть закон. Но тем не менее,...
Adblock detector