Фактически такого положения, как «минимальная пенсия» не существует. Есть норма прожиточного минимума для пенсионеров. Она варьируется в зависимости от региона проживания и устанавливается государством.
Переиндексация происходит в первое число каждого года. Но пенсионеры не всегда замечают перерасчет, о котором докладывают с экранов телевизоров. Стоит разобраться, в чем здесь дело.
Как рассчитывается минимальная пенсия?
Понятия «минимальная пенсия» и «прожиточный минимум лица, достигшего пенсионного возраста», тождественны. Пенсия может быть практически любого размера, но пенсионер не получит денег меньше, чем прожиточный минимум.
Это обусловлено дополнением в виде социального пособия. Оно гарантируется в случае, когда пенсионные выплаты не достигают прожиточной границы. Таким образом, минимальная пенсия становится фактически равна прожиточному минимуму.
Пенсия + социальная доплата ≥ прожиточный минимум
Какая пенсия считается минимальной в России в 2019 году?
Минимальными выплатами пенсионеру является сумма его пенсии и дополнительная соц. доплата.
Критерии получения социальной доплаты:
- пенсионер не состоит на службе в организации;
- суммарный доход (включая любые государственные или сторонние ресурсы) не достигает прожиточного минимума по региону.
В большинстве случаев, значение не достигает минимума в том случае, когда человеку не хватило трудового стажа.
Социальная пенсия в 2019 году
В 2018 году представители ПФР заявили о грядущем повышении прожиточного минимума пенсионера и соц. выплаты, соответственно. С 01.01.19 нижняя граница увеличится на 2,5%. Для индивидуального расчета узнайте её по своему району проживание и умножьте на указанный выше процент.
Минимальная пенсия в России с 1 января 2019 года по регионам
Минимальная пенсия в России в 2019 году для неработающих пенсионеров будет соответствовать прожиточному минимуму пенсионера, действующему с 01.01.2019 г. и рассчитанному на основании потребительской корзины на продукты питания и непродовольственные товары. Размер GVG по регионам вы можете увидеть в таблице ниже.
№ | Субъект РФ | Сумма | НПА |
---|---|---|---|
1 | Алтайский край | 8 669 | Закон от 02.11.2018 № 91-ЗС |
2 | Амурская область | 8 846 | Закон от 31.10.2018 № 256-ОЗ |
3 | Архангельская область | 10 258 | Закон от 26.10.2018 № 15-2-ОЗ |
4 | Астраханская область | 8 352 | Закон от 26.10.2018 № 101/2018-ОЗ |
5 | Белгородская область | 8 016 | Закон от 27.11.2018 № 310 |
6 | Брянская область | 8 523 | Закон от 24.10.2018 № 72-З |
7 | Чеченская Республика | 8 735 | Закон от 05.12.2018 № 59-РЗ |
8 | Челябинская область | 8 691 | Закон от 30.10.2018 № 804-ЗО |
9 | Чукотский а.о. | 19 000 | Закон от 30.10.2018 № 65-ОЗ |
10 | Чувашская Республика | 7 953 | Закон от 19.10.2018 № 65 |
11 | Еврейская авт.обл. | 9 166 | Закон от 25.10.2018 № 316-ОЗ |
12 | г.Санкт-Петербург | 8 846 | Закон от 30.11.2018 № 711-714 |
13 | г. Севастополь | 8 842 | Закон от 17.12.2018 № 463-ЗС |
14 | Хабаровский край | 10 895 | Закон от 24.10.2018 № 371 |
15 | Ханты-Мансийский а.о.-Югре | 12 176 | Закон от 16.10.2018 № 69-оз |
16 | Иркутская область | 8 841 | Закон от 30.10.2018 № 82-ОЗ |
17 | Ивановская область | 8 576 | Закон от 01.11.2018 № 51-ОЗ |
18 | Кабардино-Балкарская Республика | 8 846 | Закон от 27.09.2018 № 24-РЗ |
19 | Калининградская область | 8 846 | Закон от 19.11.2018 № 224 |
20 | Калужская область | 8 708 | Закон от 31.10.2018 № 397-ОЗ |
21 | Камчатский край | 16 543 | Закон от 27.09.2018 № 250 |
22 | Карачаево-Черкесская Республика | 8 846 | Закон от 29.10.2018 № 67-РЗ |
23 | Кемеровская область | 8 387 | Закон от 29.10.2018 № 80-ОЗ |
24 | Кировская область | 8 474 | Закон от 27.09.2018 № 182-ЗО |
25 | Костромская область | 8 630 | Закон от 18.10.2018 № 469-6-ЗКО |
26 | Краснодарский край | 8 657 | Закон от 30.10.2018 № 3882-КЗ |
27 | Красноярский край | 8 846 | Закон от 23.11.2018 № 6-2201 |
28 | Курганская область | 8 750 | Закон от 30.10.2018 № 118 |
29 | Курская область | 8 600 | Закон от 31.10.2018 № 61-ЗКО |
30 | Ленинградская область | 8 846 | Закон от 20.12.2018 № 130-оз |
31 | Липецкая область | 8 620 | Закон от 29.10.2018 № 214-ОЗ |
32 | Магаданская область | 15 460 | Закон от 01.11.2018 № 2305-ОЗ |
33 | Московская область | 9 908 | Закон от 30.10.2018 № 180/218-ОЗ |
34 | Москва | 12 115 | Закон от 31.10.2018 № 22 |
35 | Мурманская область | 12 674 | Закон от 26.10.2018 № 2295-01-ЗМО |
36 | Ненецкий а.о. | 17 956 | Закон от 29.10.2018 № 6-оз |
37 | Нижегородская область | 8 102 | Закон от 02.10.2018 № 88-з |
38 | Новгородская область | 8 846 | Закон от 29.10.2018 № 315-ОЗ |
39 | Новосибирская область | 8 814 | Закон от 31.10.2018 № 304-ОЗ |
40 | Омская область | 8 480 | Закон от 05.10.2018 № 2102-ОЗ |
41 | Оренбургская область | 8 252 | Закон от 25.10.2018 № 1284/344-VI-ОЗ |
42 | Орловская область | 8 730 | Закон от 06.11.2018 № 2283-ОЗ |
43 | Пензенская область | 8 404 | Закон от 25.09.2018 № 3243-ЗПО |
44 | Пермский край | 8 539 | Закон от 01.11.2018 № 299-ПК |
45 | Приморский край | 9 988 | Закон от 30.10.2018 № 365-КЗ |
46 | Псковская область | 8 806 | Закон от 07.11.2018 № 1886-ОЗ |
47 | Республика Адыгея | 8 138 | Закон от 31.10.2018 № 177 |
48 | Республика Алтай | 8 712 | Закон от 20.11.2018 № 74-РЗ |
49 | Республика Башкортостан | 8 645 | Закон от 29.10.2018 № 1-з |
50 | Республика Бурятия | 8 846 | Закон от 31.10.2018 № 136-VI |
51 | Республика Дагестан | 8 680 | Закон от 30.10.2018 № 63 |
52 | Республика Хакасия | 8 782 | Закон от 10.12.2018 № 66-ЗРХ |
53 | Республика Ингушетия | 8 846 | Закон от 26.10.2018 № 43-рз |
54 | Республика Калмыкия | 8 081 | Закон от 26.09.2018 № 6-VI-3 |
55 | Республика Карелия | 8 846 | Закон от 22.10.2018 № 2286-ЗРК |
56 | Республика Коми | 10 742 | Закон от 29.10.2018 № 77-РЗ |
57 | Республика Крым | 8 370 | Закон от 01.11.2018 № 535-ЗРК/2018 |
58 | Республика Марий Эл | 8 191 | Закон от 01.11.2018 № 53-З |
59 | Республика Мордовия | 8 522 | Закон от 31.10.2018 № 80-З |
60 | Республика Саха (Якутия) | 13 951 | Закон от 19.10.2018 2050-З № 11-VI |
61 | Республика Северная Осетия-Алания | 8 455 | Закон от 06.11.2018 № 84-РЗ |
62 | Республика Татарстан | 8 232 | Закон от 25.09.2018 № 50-ЗРТ |
63 | Республика Тыва | 8 846 | Закон от 30 ноября 2018 № 448-ЗРТ |
64 | Ростовская область | 8 488 | Закон от 01.11.2018 № 31-ЗС |
65 | Рязанская область | 8 568 | Закон от 31.10.2018 № 65-ОЗ |
66 | Сахалинская область | 12 333 | Закон от 11.12.2018 № 73-ЗО |
67 | Самарская область | 8 413 | Закон от 31.10.2018 № 85-ГД |
68 | Саратовская область | 8 278 | Закон от 26.10.2018 № 99-ЗСО |
69 | Смоленская область | 8 825 | Закон от 25.10.2018 № 105-з |
70 | Ставропольский край | 8 297 | Закон от 02.11.2018 № 91-кз |
71 | Свердловская область | 8 846 | Закон от 06.11.2018 № 126-ОЗ |
72 | Тамбовская область | 7 811 | Закон от 06.11.2018 № 283-З |
73 | Томская область | 8 795 | Закон от 13.11.2018 № 128-ОЗ |
74 | Тульская область | 8 658 | Закон от 25.10.2018 № 90-ЗТО |
75 | Тверская область | 8 846 | Закон от 26.10.2018 № 47-ЗО |
76 | Тюменская область | 8 846 | Закон от 25.10.2018 № 101 |
77 | Удмуртская Республика | 8 502 | Закон от 28.09.2018 № 52-РЗ |
78 | Ульяновскя область | 8 474 | Закон от 29.10.2018 № 110-ЗО |
79 | Владимирская область | 8 526 | Закон от 24.10.2018 № 94-ОЗ |
80 | Волгоградская область | 8 569 | Закон от 23.10.2018 № 115-ОД |
81 | Вологодская область | 8 846 | Закон от 05.12.2018 № 4450-ОЗ |
82 | Воронежская область | 8 750 | Закон от 29.10.2018 № 138-ОЗ |
83 | Ямало-Ненецкий а.о. | 13 425 | Закон от 02.10.2018 № 60-ЗАО |
84 | Ярославская область | 8 163 | Закон от 31.10.2018 № 51-з |
85 | Забайкальский край | 8 846 | Закон от 15.11.2018 № 1653-ЗЗК |
НПА — Нормативный правовой акт, в соответствии с которым установлена величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации
Доплата до прожиточного минимума пенсионерам в 2019 году
Доплата до минимальной суммы гарантируется каждому пенсионеру, чей доход ниже. Учесть следует:
- доходы от коммерческих предприятий;
- социальные выплаты от государства (инвалидность, опекунство, военная пенсия).
Заключение
Поддержка социально незащищенных слоев населения – обязанность государства и работающих граждан. Каждый пенсионер, получающий пенсию менее прожиточной границы вправе требовать доплаты до регионального уровня. Он различается в зависимости от климата и условий проживания. При этом стоимость продуктового набора в среднем одинаковая по стране.
Совершенно несправедливо. Я заработала стаж более 38-ми лет, а получаю пенсию наравне с теми у кого стаж минимальный или вообще нет.
В соответствии с пенсионным законодательством РФ в 2019 году (также, как и в предыдущих) каждому человеку, проживающему на территории Российской Федерации, по достижению им определенного возраста назначается пенсионное обеспечение по старости. Данный вид содержания устанавливается в целях финансовой поддержки граждан, которые в силу своего возраста ограничены в былой трудоспособности или, достигнув возрастных параметров, не могут трудиться по иным причинам.
Для получения хотя бы минимального пенсионного обеспечения помимо достижения пенсионного возраста, получателю необходимо соответствовать и другим минимальным требованиям, установленным законодательством:
- Основным условием для назначения пенсионной выплаты является наличие определенного размера трудового стажа.
- При этом пенсионное обеспечение предусмотрено как для граждан, заработавших требуемый стаж, так и для тех, которые его не имеют.
Размер пенсии по старости для каждого получателя зависит от множества обстоятельств, его можно сравнить лишь с уровнем прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания.
Виды пенсий по старости и условия их назначения
В зависимости от соответствия получателя пенсионного обеспечения определенным законодательством условиям ему может быть назначен один из видов пенсии по старости:
- страховая(формируется и выплачивается за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых работодателями за своих работников, или индивидуальными предпринимателями за своих работников и за себя в Пенсионный фонд);
- социальная (устанавливается и выплачивается за счет средств Федерального бюджета).
Стоит отметить, что страховая пенсия по старости назначается и выплачивается ее получателю не зависимо от факта его работы.
Выплата же социального пособия по старости производится при условии, что пенсионер не работает, то есть не получает официальную заработную плату или доход от осуществления иной деятельности, в результате которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию.
Страховое пенсионное обеспечение
Страховая пенсия по старости назначается в нашей стране чаще остальных пенсионных выплат. Подавляющее большинство пенсионеров (около 83%) являются ее получателями. Условия установления данного вида выплат регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым право на его назначение приобретается его получателем при наличии:
- Возраста 60,5 лет у мужчин и 55,5 лет у женщин.
- Страхового стажа продолжительностью не меньше 10 лет.
- Величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 16,2.
Вышеуказанные параметры по количеству страхового стажа и ИПК установлены на 2019 год и согласно закону ежегодно увеличиваются. Требование к стажу возрастает на 1 год, пока он в итоге не достигнет 15 лет, а ИПК на 2,4 до размера 30.
Для лиц, которые работали в сложных климатических условиях, а также на работах с вредными, особо тяжелыми или опасными для здоровья условиями, выход на страховое пенсионное содержание по старости возможен раньше общеустановленного пенсионного возраста, то есть досрочно. Условия назначения досрочной пенсии, а также перечень профессий и лиц, имеющих на нее право, устанавливаются тем же законом «О страховых пенсиях».
Положена ли пенсия, если нет трудового стажа?
Бывают случаи, когда человек по каким-то причинам не имел возможности работать вообще или имел лишь временные официальные заработки. Одним словом к своему пенсионному возрасту он не смог заработать такой стаж, который бы дал ему право на страховую пенсию. И для такой категории граждан пенсионная поддержка государством предусмотрена.
Если страховой стаж и ИПК гражданина не дотягивают до минимальных размеров, требуемых для установления страховой пенсии по старости, или отсутствуют вовсе, такой категории получателей назначается пенсионное содержание по возрасту социальное.
Однако и для получения этой финансовой поддержки существуют условия, которые предусматривает Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ, в соответствие с которым социальное пенс ионное пособие по старости назначается нетрудоспособным лицам:
- из числа малочисленных народов Севера, достигшим 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), а также на день назначения пенсии постоянно проживающим на территории, считающейся заселенной этими народами.
- Гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в нашей стране, а также гражданам иных государств, либо не имеющих гражданства вообще, при условии их постоянного проживания в нашей стране не менее 15 лет, при достижении теми и другими возраста 65 лет (мужчины) или 60 лет (женщины).
Какая минимальная пенсия в России по старости по регионам?
Понятие «минимальная пенсия» само по себе является весьма субъективным, поскольку в различных регионах нашей страны существенно отличаются друг от друга и размер заработных плат, и цены, а в некоторых районах, таких как Крайний Север и другие местности, к заработной плате применяются районные коэффициенты. Размер пенсионных выплат зависит от многих обстоятельств и в разных регионах проживания он может различаться.
При соответствии получателя минимальным условиям, предусмотренным законом, пенсионное содержание по старости в 2019 году устанавливались в следующих размерах:
- Социальное пенсионное пособие — с 1 апреля 2019 года 5163,2 рубля (до 1.04.2019 — 4959,85 руб.);
- Страховая пенсия — 6107,46 рублей (по данным на 2019 год, см. расчет ниже).
Социальные пенсионные выплаты устанавливаются их получателям в фиксированном виде, в то время как страховое пособие по старости рассчитывается по формуле: ИПК умноженный на его стоимость плюс фиксированная выплата.
В зависимости от региона проживания пенсионера минимальный размер получаемой пенсионной выплаты может отличаться из-за различной величины прожиточного минимума в субъектах РФ. Это происходит благодаря назначению одной из мер социальной поддержки пенсионеров — доплаты к пенсии.
Минимальный размер в 2019 году
Ежегодно пенсионные выплаты индексируются. Законодательно предусматривается увеличение пенсионного обеспечения на уровень фактической инфляции предыдущего года. Сейчас Правительство предусмотрело индексацию пенсий в 2019 году больше инфляции 2018 года — на 7,05% (по расчетам инфляция в 2018 г. составила 4,3%):
- при этом стоимость пенсионного коэффициента увеличится до 87,24 рублей;
- а фиксированная выплата — 5334,19 рублей.
Таким образом, учитывая, что с 1 января 2019 года условия для назначения страховой пенсии изменяются (уже необходимо будет иметь 16,2 пенсионных баллов), то минимальная страховая пенсия по старости будет составлять:
16,2 х 87,24 + 5334,19 = 6747,48 рублей.
Что касается социальных пенсий, то Правительство РФ (в частности прогноз Минэкономразвития) сообщает, что ее проиндексируют всего на 2,0%, тогда в 2019 году социальное пенсионное пособие по старости составит 5163,2 рубля.
Что делать, если пенсия меньше прожиточного минимума?
Минимальный размер пенсионного обеспечения неработающего пенсионера по закону не должен быть ниже прожиточного минимума, определяемого государством для таких граждан, при этом в общем доходе учитывается не только непосредственно сама пенсия, но и дополнительные ежемесячные выплаты, надбавки и компенсации.
Если ежемесячный доход получателя пенсии оказывается ниже уровня прожиточного минимума пенсионера (ПМП), то ему к пенсии устанавливается социальная доплата.
В зависимости от того до какого уровня (по России или по региону проживания) не дотягивает содержание пенсионера, социальная доплата ему назначается:
- федеральная, выплачиваемая из средств, предусмотренных в бюджете ПФР;
- региональная (из средств бюджета субъекта РФ).
Соответственно за ее назначением необходимо обращаться в территориальное отделение пенсионного фонда или в территориальный орган социальной защиты населения.
Прожиточный минимум для пенсионеров в 2019 году
В 2017 году снизился размер ПМП, определяющего право на получение федеральной социальной доплаты (относительно 2016 года). В Федеральный закон о бюджете Российской Федерации была заложена величина прожиточного минимума пенсионера (в целом по стране) для определения социальной доплаты к пенсии на федеральном уровне в размере 8540 рублей. Данное мероприятие было нацелено на уменьшение бюджетных расходов на выплату социальных доплат к пенсиям.
Однако в 2019 году в бюджет заложили увеличенный размер прожиточного минимума пенсионера — 8726 рублей.
Здесь следует учесть, что социальная доплата устанавливается до уровня регионального ПМП, а во многих регионах она так или иначе отличается от федерального значения (может как в большую, так и в меньшую сторону). Например, в Москве в 2019 году установили ПМ для получения соцдоплаты к пенсии 11561 рубль, а в Хабаровском крае — 10895 руб.
Максимальная пенсия в России по старости в 2019 году (в рублях)
Максимальный размер пенсионного пособия по старости точно определить сложно, поскольку он так же зависит от многих составляющих. Например:
- от взносооблагаемой базы (в 2017 году она составляла 876000 рублей, в 2018 году — 1021000 рублей);
- от возраста выхода гражданина на пенсию;
- от максимально возможной суммы пенсионных баллов за год работы и т.д.
В качестве стимула более позднего выхода граждан на пенсию, государство устанавливает к их пенсионному обеспечению повышающий коэффициент, увеличивающий его размер и зависящий от того, на сколько месяцев позже обратился гражданин за оформлением пенсионной выплаты со дня возникновения у него права на нее.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Приложение 1) такой коэффициент предусмотрен в расчете от 1 года до 10 лет отсрочки и максимальная его величина равна 2,32.
Размер пенсионного содержания во многом зависит от количества индивидуальных пенсионных баллов, заработанных человеком за период своей трудовой деятельности и образующихся путем конвертации уплаченных за этот период страховых взносов, и установленной на момент назначения пенсионной выплаты их стоимости. Однако в соответствие с Приложением 4 к вышеуказанному закону их максимальное значение за календарный год можно набрать не более 10. В 2018 году этот показатель равен 8,70 баллов.
Сайт про Пенсионный Фонд и систему пенсионного обеспечения в России
Государство законодательно гарантирует лицам, достигшим пенсионного возраста или утратившим здоровье, материальное обеспечение в виде пенсионных выплат. Их начисляют, исходя из трудового стажа, за который по новому закону зачисляются баллы для получения страховой пенсии. Однако в случае недостатка количества баллов люди все равно должны получать денежное покрытие на основании социального обеспечения. В официальном законодательстве отсутствует термин «минимальная пенсия», хотя понятно, что он обозначает сумму, меньше которой не должно быть обеспечение пожилых лиц.
Минимальное значение пенсии
В концепции социального и экономического развития России утверждается, что наименьший формат пенсионного пособия не должен быть ниже установленной в регионе суммы прожиточного минимума. В зависимости от климатических, географических, хозяйственных, экономических и других условий величина прожиточного минимума отличается в разных районах страны. Перерасчет его происходит ежегодно с 1 января. Поэтому и размер минимальной пенсии тоже разный.
Если для начисления пособия недостаточно пенсионных баллов, и его размер меньше ПМ, то пенсионеру от государства или из местного бюджета положена доплата до недостающей суммы. Это затрагивает лишь неработающих пенсионеров, продолжающим трудиться такая надбавка не полагается. С января 2019 года произошли преобразования в законах, касающиеся методики индексации пенсии. Если прежде индексировалась базовая величина начислений, тем самым уменьшая социальную доплату, то сейчас по новым правилам предлагается умножать на коэффициент сумму уже после доведения ее до прожиточного уровня. А вот от величины МРОТ не зависит, какая минимальная пенсия будет назначена гражданину, вышедшему на заслуженный отдых.
Сейчас во всех регионах существует собственная методика расчета прожиточного минимума, хотя в ближайшем будущем планируются корректировки в законодательстве, приводящие расчет к единому стандарту. Этот факт вызовет в отдельных регионах рост, а в других понижение размера пенсий в 2019 году. Однако уже назначенные пособия (даже с учетом надбавок) останутся на прежнем уровне – их нельзя уменьшить.
Условия формирования минимального размера пенсий
В результате реформы в стране была утверждена система, разделившая пенсионные взносы на страховые и накопительные, которые можно было оставить в ПФР или направить в частную управляющую компанию. Средства в ПФ формировались из отчислений трудящихся и дотаций федерального бюджета.
Незначительный размер пособий объясняется возникшими проблемами с исчислением рабочего стажа, связанным со сменой государственного устройства. Повлиял на это также распад когда-то многонациональной страны, состоящей из 15 республик, позже ставших самостоятельными государствами. Большие сложности возникают сейчас у тех, кто трудился в свое время на территории, ставшей частью другой страны.
Для начисления пенсии тем, кто зарабатывал ее в советские времена и в период перестройки, требуется подтверждение стажа по трудовой книжке и архивным материалам отделов кадров. При обращении за расчетом довольно часто претенденты на получение заслуженного пособия неожиданно выясняли, что часть их стажа не может быть удостоверена:
- некоторые формулировки в трудовой книжке невозможно прочитать;
- печать предприятия нечеткая (недействительна);
- отдельные записи о профессии сформулированы неконкретно (сейчас их разделяют на подгруппы, размер пособия по ним может отличаться);
- засвидетельствовать запись невозможно из-за ликвидации организации или нахождения ее за рубежом;
- довольно часто архивы пропадали, сгорали полностью или фрагментарно;
- могла быть утрачена информация на одного конкретного сотрудника.
Потеря части стажа, которую невозможно было восстановить, становилась причиной значительного снижения размера пенсии. Помимо этого, претерпела изменения система подсчета стажа во время беременности и отпуска по уходу за ребенком, а также учеба в вузе. Неблагоприятна для правильного расчета пенсий работа без официального оформления и получение «серой» зарплаты без отчислений в ПФ и Налоговую инспекцию.
Выплаты по возрасту
Один из видов ежемесячного пенсионного обеспечения – пожизненная пенсия по старости. Ее назначают после достижения установленного законом возраста с учетом трудового стажа и заработанных пенсионных баллов. Страховая пенсия рассчитывается в зависимости от тех платежей, которые в период работы выплачивал работодатель в ПФР. Специфика назначения страхового обеспечения регулируется ФЗ № 400. Гражданам, не заработавшим по тем или иным причинам обязательного рабочего стажа, устанавливают пособие по старости. Социальная пенсия представляет собой гарантированные выплаты лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим оснований для назначения трудовой пенсии.
Минимальная пенсия по старости обычно соответствует прожиточному минимуму по регионам. Как правило, ее получают граждане, у которых имеется небольшой трудовой стаж – меньше 10 лет. Им назначают социальное содержание. Правом на получение минимальной социальной пенсии обладают лица:
- при достижении возраста (по новому законодательству поэтапно: для мужчин – 70 лет, для женщин – 65 лет);
- при отсутствии трудоустройства или осуществления других видов деятельности, подлежащей пенсионному страхованию.
Реформа определяет для оформления социальных выплат больший возраст, чем для страховых пособий по возрасту. Поэтому такой пенсионер получает надбавку до регионального прожиточного минимума. А если местный ПМ не дотягивает до общей величины по стране, то ему еще доплачивают до федерального уровня. Эти условия касаются только неработающих пенсионеров, трудоустроенным лицам, кроме самой страховой пенсии, никаких доплат не положено, она с 2016 года даже не индексируется.
Минимум при наличии стажа
Помимо наступления определенных лет, для оформления выплат по старости требуется обязательный рабочий стаж и сформированное число баллов. С января 2019 года их минимально допустимое количество составляет 16,2, а уже с июля нужно будет иметь 18,6 баллов и 16 лет стажа. Показатели будут наращиваться поэтапно, пока не достигнут предельного значения по стажу (15 лет) и по баллам – 30.
По закону ФЗ № 400, пенсионеры, заработавшие материальное обеспечение в северных и приравненных к ним районах, имеют право оформить выход на заслуженный отдых раньше срока.
Важно! Стаж, от которого зависит размер пенсии, исчисляется только за время официально оформленного трудоустройства, когда работодатель платил взносы в Пенсионный фонд.
Собственно ежемесячные минимальные пенсии в России в 2019 году складываются из нескольких частей:
- самой суммы пенсионного покрытия (страховой, социальной, государственной);
- денежной суммы, предназначенной получателям федеральных льгот;
- компенсации за социальные услуги;
- некоторых регулярных мер социальной поддержки, установленных местным законодательством, в пересчете на денежное выражение, исключая однократные суммы;
- дополнительных выплат некоторым категориям за особые отличия.
Помимо этого, при начислении материального обеспечения пенсионеров в расчет принимают всю сумму денежных компенсаций за меры социальной поддержки:
- оплату пользования телефоном;
- льготы на коммунальные платежи;
- бесплатный проезд в общественном транспорте.
При небольшом объеме стажа и, соответственно, минимальном количестве баллов размер пенсионного покрытия также будет наименьшим и эквивалентным прожиточному минимуму в регионе. В общей сложности по РФ с января 2019 года он равняется 8846 рублей, и пенсия не может быть меньше этой суммы. К примеру, для московских неработающих пенсионеров, по муниципальному стандарту, минимальный размер пенсии по старости составляет 17,5 тысяч рублей с учетом проживания их в Москве более 10 лет.
Для других категорий пожилых людей, не подходящих под эти критерии, выплата рассчитывается по региональным параметрам, и теперь в Москве она равна 12 115 руб. В СПб минимальная пенсия для неработающих пенсионеров составляет общее значение для России, приравненное к ПМ.
Самый высокий диапазон пенсионного пособия по стране из-за высоких цен на продукты питания установлен для отдаленных регионов:
- Чукотки – 19 тысяч руб.;
- Ненецкого АО – 17 956;
- Камчатки – 16 543;
- Магадана – 15 460.
Самый низкий размер ПМ в Центральном федеральном округе: в Тамбовской (7811), Белгородской (8016), Ярославской (8163) областях. Кроме того, ниже среднего по стране уровня он в Брянской (8523), Владимирской (8526), Ивановской (8576), Костромской (8630), Курской (8600) и многих других областях.
Совпадает с общероссийским уровнем прожиточный минимум в Вологодской, Калиниградской, Ленинградской, Новгородской, Свердловской, Тюменской областях, Республиках Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Бурятии, Тыве, Красноярском крае.
Вопреки осуществлению реформ и попыткам реорганизации системы пенсионное обеспечение в РФ нивелирует большинство граждан. С одной стороны, это гуманный подход к тем, кто практически никогда не трудился и не оплачивал налоги, зато может претендовать в пожилом возрасте на получение от государства пособия в размере ПМ. Однако такой порядок оскорбляет граждан, всю жизнь проработавших в сложных условиях на низкооплачиваемой работе и получившим пенсию на таком же низком уровне.
Минимальная пенсия в России по регионам в 2019 году — таблица
Название региона РФ | Размер минимальной пенсии в регионе, руб. |
---|---|
Центральный ФО | |
Белгородская область | 8016 |
Брянская область | 8523 |
Владимирская область | 8523 |
Воронежская область | 8750 |
Ивановская область | 8576 |
Калужская область | 8708 |
Костромская область | 8630 |
Курская область | 8600 |
Липецкая область | 8620 |
Орловская область | 8730 |
Рязанская область | 8568 |
Смоленская область | 8825 |
Тамбовская область | 7811 |
Тверская область | 8846 |
Тульская область | 8658 |
Ярославская область | 8163 |
Москва | 12115 |
Московская область | 9908 |
Северо-Западный ФО | |
Республика Карелия | 8846 |
Республика Коми | 10742 |
Архангельская область | 10258 |
Ненецкий автономный округ | 17956 |
Вологодская область | 8846 |
Калининградская область | 8846 |
г. Санкт-Петербург | 8846 |
Ленинградская область | 8846 |
Мурманская область | 12674 |
Новгородская область | 8846 |
Псковская область | 8806 |
Северо-Кавказский ФО | |
Республика Дагестан | 8680 |
Республика Ингушетия | 8846 |
Кабардино-Балкарская Республика | 8846 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8846 |
Республика Северная Осетия-Алания | 8455 |
Чеченская Республика | 8735 |
Ставропольский край | 8297 |
Южный ФО | |
Республика Адыгея | 8138 |
Республика Калмыкия | 8081 |
Краснодарский край | 8657 |
Астраханская область | 8352 |
Волгоградская область | 8569 |
Ростовская область | 8488 |
Республика Крым | 8370 |
г. Севастополь | 8842 |
Приволжский ФО | |
Республика Башкортостан | 8645 |
Республика Марий Эл | 8191 |
Республика Мордовия | 8522 |
Республика Татарстан | 8232 |
Удмуртская Республика | 8502 |
Чувашская Республика | 7953 |
Кировская область | 8474 |
Нижегородская область | 8102 |
Оренбургская область | 8252 |
Пензенская область | 8404 |
Пермский край | 8539 |
Самарская область | 8413 |
Саратовская область | 8278 |
Ульяновская область | 8474 |
Уральский ФО | |
Курганская область | 8750 |
Свердловская область | 8846 |
Тюменская область | 8846 |
Челябинская область | 8691 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 12176 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 13425 |
Сибирский ФО | |
Республика Алтай | 8712 |
Республика Бурятия | 8846 |
Республика Тыва | 8846 |
Республика Хакасия | 8782 |
Алтайский край | 8669 |
Красноярский край | 8846 |
Иркутская область | 8841 |
Кемеровская область | 8387 |
Новосибирская область | 8814 |
Омская область | 8480 |
Томская область | 8795 |
Забайкальский край | 8846 |
Дальневосточный ФО | |
Республика Саха (Якутия) | 13951 |
Приморский край | 9988 |
Хабаровский край | 10895 |
Амурская область | 8846 |
Камчатский край | 16543 |
Магаданская область | 15460 |
Сахалинская область | 12333 |
Еврейская автономная область | 9166 |
Чукотский автономный округ | 19000 |
Байконур | 8846 |
Параметры социальных выплат
Этот вид пособия – один из видов государственной пенсии. Именно он сегодня является минимальным. Его назначают нетрудоспособным лицам:
- при недостающем трудовом стаже (меньше 10 лет) и достижении престарелого возраста;
- при получении официально установленной инвалидности;
- иждивенцам в результате утрате кормильца.
На социальное пенсионное обеспечение могут претендовать граждане с установленными заболеваниями, дающими право на получение инвалидности, и дети с ограниченными возможностями здоровья. Довольно невысокая величина пособия обусловлена категорией нетрудоспособности:
- детям-инвалидам (с детства) – 12 432;
- инвалидам 1 группы, инвалидам 2 группы с детства и детям по утрате обоих кормильцев – 10 360 руб.;
- инвалидам 2 группы и детям, потерявшим одного родителя, – 5180;
- для 3 группы инвалидности – 4403 руб.
Обычно ее назначают в виде фиксированной суммы, региональная индексация до местного прожиточного уровня происходит ежегодно 1 апреля.
Социальные доплаты к минимальной пенсии
Дотации ввели в 2010 году для повышения материального снабжения малообеспеченного пожилого населения. На них могут претендовать пенсионеры:
- не трудоустроенные после выхода на заслуженный отдых;
- проживающие и зарегистрированные на территории РФ;
- общий доход которых не превышает региональный прожиточный минимум.
В зависимости от величины местного и федерального ПМ надбавка бывает двух видов:
- государственная, которую начисляет Пенсионный фонд;
- региональная, выплачиваемая органом соцзащиты населения.
В ситуации, когда утверждена индексация выплат, а у пенсионера незаметно увеличение суммы, на самом деле страховая часть повышена, зато снижены социальные доплаты. Индексирование основной суммы с 1 января и социальной с 1 апреля в сумме не увеличивает общий размер начислений, ввиду того что повышение величины страхового покрытия приводит к снижению дополнительных надбавок.
Лишены надбавки работающие пенсионеры и те, чья пенсия выше ПМ.
Важно! Для получения социальных доплат необходимо написать заявление в ПФ. Обычно это происходит одновременно с оформлением, когда рассчитывается формат пенсии и выясняется, что он не дотягивает до прожиточного минимума.
Пенсионер непременно должен информировать ПФР и органы соцзащиты населения обо всех переменах в его жизни, способных повлиять на перерасчет дополнительного пособия, например, трудоустройство или смена места жительства (гражданства). По новому адресу придется заново оформлять расчет пособия и все причитающиеся доплаты.
Повышение пенсий
Вне зависимости от всех видов доплат с 1 мая 2019 года увеличиваются военное обеспечение ветеранов ВОВ. Это приурочено к празднику Победы. Причем стало хорошей традицией платить пенсии в мае раньше графика, чтобы порадовать престарелых.
В рамках пенсионного реформирования темпы увеличения суммы выплат должен обгонять инфляцию. Вступивший в силу ФЗ № 350 фиксирует критерии повышения индексации сверх надбавок до ПМ. Перерасчет произведут с марта. Пенсия в июне увеличится на размер компенсации за все месяцы с начала года, пенсионеры получат ее в увеличенном размере вместе с доплатами с января по текущий месяц. Пособие за июнь будет выплачиваться уже в новом формате. Для этого не потребуется собирать никаких документов и справок – повышение будет автоматическим.
Таким образом, денежное обеспечение ежегодно будут расти в среднем на 1000 рублей в год. Работающим пенсионерам после увольнения выплатят пенсии в проиндексированном виде за все пропущенные сроки, и они смогут сами посчитать, на сколько баллов вырастет их денежное довольствие. Серьезное увеличение пособия предусмотрено трудоспособным гражданам, отодвинувшим свой заслуженный отдых за пределы принятого законодательно:
- отсрочка на 5 лет увеличит сумму пособия в полтора раза;
- пролонгация на 10 лет удвоит ее.
Законодательством устанавливается, что минимальный объем гарантированного пенсионного обеспечения в РФ не должен быть ниже регионального прожиточного минимума. С целью устранить это несоответствие органы соцзащиты производят доплаты до необходимой суммы. В соответствии с положениями реформы размер минимальной пенсии для нетрудоустроенных пенсионеров увеличен на 7%, и предполагается ежегодный рост выплат, опережающий развитие инфляции.