Образовательные программы
Наша новая школа: одаренность детей – творческий и интеллектуальный потенциал России
Автор: Щебланова Е.И.
Актуальность программы: Стремительные изменения, происходящие в нашем обществе, диктуют необходимость возрождения российской образовательной системы как важнейшего условия решения задач долгосрочного развития всей страны. На государственном уровне осознана необходимость сбережения интеллектуального потенциала и реализации творческой энергии людей как главного богатства нации и основного ресурса для достижения прогресса во всех сферах общественной жизни. Основополагающую роль в этом процессе должна играть модернизация системы школьного образования, направленная на обеспечение ее соответствия целям опережающего развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Особое внимание привлечено к поиску одаренной и талантливой молодежи, созданию программ ее поддержки и привлечения к работе в жизненно важных для страны отраслях, в том числе и в фундаментальных и прикладных науках. В связи с этим Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" предлагает разработку обновленного содержания (новые образовательные стандарты), построение системы поиска, сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей и как необходимую составляющую этого процесса - совершенствование подготовки педагогов к работе с одаренными детьми.
Объект образовательной программы: Одаренность детей и молодежи.
Предмет образовательной программы: выявление и развитие одаренности детей и молодежи, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и школьников в системе дошкольного и школьного образования, содействие реализации их высокого потенциала в разных сферах деятельности.
Цель программы: Основная цель программы состоит в формировании у слушателей систематизированных знаний о теоретических основах психологии одаренности, ее целях и задачах, научном и практическом значении. Программа включает углубленную характеристику существующих представлений о природе одаренности, внутренних и внешних факторах ее развития, особенностях проявления и развития одаренности в разном возрасте, подходах к ее выявлению и измерению, проблемах воспитания и обучения одаренных детей и молодежи, построении программ воспитания, обучения, психолого-педагогического сопровождения и помощи одаренным учащихся.
Задачи программы:
В результате обучения слушатель должен знать:
- современные концепции развития одаренности и подходы к ее выявлению на разных этапах детства;
- особенности развития одаренных детей на разных этапах онтогенеза;
- проблемы одаренных детей, возникающие у них на разных этапах обучения в школе;
- основные подходы к обучению и развитию одаренных детей в дошкольном и школьном детстве;
- современное состояние зарубежной и отечественной практики диагностики, обучения и развития одаренных детей.
В результате обучения слушатель должен уметь:
- анализировать научную литературу по психологии одаренности и одаренных детей;
- выявлять детей, обладающих высокой потенциальной одаренностью;
- выявлять и анализировать проблемы в развитии ребенка с высокой одаренностью;
- планировать и осуществлять программу психологической поддержки ребенка с высокой одаренностью;
- определять оптимальные формы обучения и развития одаренного ребенка в соответствии с особенностями развития его одаренности;
- оказывать консультативную помощью взрослым, воспитывающим и обучающим одаренного ребенка (родителям и учителям).
В результате обучения слушатель должен владеть:
- методами и методиками выявления особенностей развития одаренного ребенка;
- основами составления психологического портрета одаренного ребенка;
- методами оказания психологической помощи одаренным детям, их учителям и родителями;
- основами проведения индивидуальных и групповых развивающих занятий для одаренных дошкольников и школьников;
- эффективными способами взаимодействия с детьми и их родителями, обладающими высокой одаренностью и нестандартным поведением.
|
Наименования тем |
Объем учебной нагрузки, час |
Аудиторная работа (лекции, семинары), час |
Внеаудиторная работа (практическая, самостоятельная), час |
Раздел 1. Цели и задачи психодиагностики одаренности в сфере образования |
||||
1.1. |
Предмет психологии одаренности, ее цели и задачи как области психологической науки, связь с другими областями психологии и другими науками, научное и практическое значение. Общая характеристика курса "Психология одаренности", его структура, виды занятий, форма аттестации. Обзор литературы. |
1 |
1 |
|
1.2. |
Специфика психодиагностической, психолого-педагогической, консультативной, коррекционной и развивающей работы с одаренными детьми разного возраста. Роль фундаментальных теоретико-психологических знаний в обеспечении эффективности работы практического психолога с одаренными индивидуумами разного возраста. Проблематика детской одаренности в сфере образования. |
2 |
1 |
1 |
1.3. |
Психодиагностика одаренности в сфере образования. Дискуссионность вопроса об отборе одаренных детей для обучения. Поиск критериев одаренности в биографических исследованиях знаменитостей и ретроспективные исследованиях их детства. Трудности прогноза развития одаренности. Проблемы одаренных детей в условиях массового школьного обучения. |
4 |
3 |
1 |
1.4. |
Роль психологической диагностики в решении проблем психологии одаренности, ее важнейшие цели и принципы. Методические проблемы практического применения существующих методов диагностики одаренности. |
2 |
2 |
|
Раздел 2. Уровень интеллектуального развития как основной компонент общей (умственной) одаренности |
||||
2.1. |
Единство возникновения психодиагностики и психологии одаренности. Начало дискуссий о тестировании интеллекта: Ф. Гальтон, Кэттел, А. Бине, Г.И. Челпанов. Начало исследований одаренных детей в России: Г.И. Россолимо, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.М. Экземплярский и др. Трагедия прикладной психологии в России. |
3 |
2 |
1 |
2.2. |
Отечественные теории одаренности. Отечественная психология об определении способностей и умственного развития детей. Вопросы теории одаренности в отечественной психологии мышления и творчества. |
4 |
3 |
1 |
2.3. |
О психометрических теориях интеллекта, стабильности и изменчивости показателей тестов интеллекта. Предсказание успехов в учебе и работе с помощью современных тестов интеллекта, способностей и достижений. Надежность и валидность современных тестов интеллекта. |
8 |
4 |
4 |
2.4. |
Использование нетестовых методов дли выявления интеллектуальной одаренности. Подходы к диагностике общей и специальной одаренности. |
4 |
2 |
2 |
Раздел 3. Творческий потенциал как показатель одаренности и его соотношение с интеллектуальным развитием |
||||
3.1. |
История изучения творчества в зарубежной и отечественной психологии. |
3 |
2 |
1 |
3.2. |
Продукты творчества, творческое мышление как когнитивный процесс, представление о креативной личности. Творческое мышление как процесс поиска, постановки и решения проблем. |
2 |
2 |
|
3.3. |
Современные теории, модели и тесты креативности. Тесты творческого мышления для школьников и их показатели. О соотношении креативности и интеллекта. Нетестовые методы диагностики творческого потенциала учащихся на разных возрастных этапах. |
6 |
4 |
2 |
3.4. |
Развитие креативности. Условия для проявления и развития креативности. Проявления креативности в разных сферах деятельности. Личностные особенности креативных учащихся, их трудности в школе, специфика нарушений поведения. |
5 |
4 |
1 |
Раздел 4. Современные многомерные концепции как основа выявления и обучения одаренных детей |
||||
4.1. |
О роли теоретических концепций одаренности в практической психологии. Основные выводы лонгитюдных исследований личностных факторов одаренности. Необходимость соответствия программы обучения познавательным возможностям и потребностям одаренных учащихся. |
1 |
1 |
|
4.2. |
Выявление и обучение одаренных школьников на основе концептуальных моделей, роль разносторонней диагностики возможностей учащихся в развитии их одаренности и коррекции слабых сторон, диагностика интересов, способностей и познавательных стилей учащихся с помощью "Портфеля данных". |
3 |
2 |
1 |
4.3. |
Личностные факторы одаренности. Мотивационные и эмоциональные особенности, самосознание, саморегуляция, волевые качества. Направленность личности. |
3 |
2 |
1 |
4.4. |
Социальные факторы в многомерных концепциях одаренности, факторы ближнего и дальнего окружения. Культурно-исторические факторы одаренности. |
3 |
2 |
1 |
4.5. |
Интеграция зарубежных и отечественных представлений об одаренности. Роль генетических и средовых факторов в развитии одаренности. |
1 |
1 |
|
Раздел 5. Ранние проявления одаренности, ее развитие в дошкольном возрасте |
||||
5.1. |
Биологическое созревание и психическое развитие. Индивидуально-природные основы одаренности: морфологические и физиологические факторы; межполушарные отношения и одаренность; свойства нервной системы и одаренность. |
2 |
2 |
|
5.2. |
Возрастные возможности и предпосылки развития одаренности дошкольников. Общие и специальные способности, их возрастные проявления. Дошкольное творчество как показатель одаренности. Опасности "скороспелости" и "торможения". Роль семьи в развитии одаренности дошкольника. |
4 |
2 |
2 |
5.3. |
Программы развития одаренных дошкольников – раскрытие детского потенциала. Творчество и игра. |
2 |
2 |
|
Раздел 6. Развитие одаренности детей в школьном обучении |
||||
6.1. |
Одаренность школьников. Требования к учебным программам для одаренных школьников в области содержания, в области задач и методов обучения. Категории и варианты учебных программ: образовательные, образовательно-развивающие, развивающие. |
4 |
4 |
|
6.3. |
Дифференцированное, ускоренное и обогащенное обучение, их основные особенности. Два вида развивающих программ: преимущественная ориентация на развитие высших мыслительных процессов и на развитие эмоционально-личностной сферы. Стратегии обучения одаренных детей в условиях обычных классов и школ: ускорение, углубление, усложнение и новизна. |
4 |
4 |
|
6.4. |
Учительские оценки одаренности детей, типичные ошибки и заблуждения. Необходимость специальной подготовки учителей и воспитателей для работы с одаренными детьми. Компетентность учителя, эмоциональная гибкость, направленность на ребенка, открытость новому опыту, стремление к собственному творческому развитию. |
4 |
4 |
|
Раздел 7. Проблемы одаренных детей дома и в школе, психолого-педагогическое сопровождение и помощь в их преодолении |
||||
7.1. |
Трудности в учении одаренных школьников. Возможности, потребности и проблемы одаренных детей в обучении. Развитие одаренных детей в традиционной системе образования, ориентированной на "среднего" ученика. Бóльшие способности – бóльшая уязвимость. |
6 |
4 |
2 |
7.2. |
Отстающие в учении одаренные школьники – парадокс или реальность? Трудности одаренных учащихся, связанные с их высоким уровнем умственного развития. Перфекционизм одаренных детей как препятствие для их успеха. |
4 |
4 |
|
7.3. |
Неравномерность развития одаренных детей, ее специфика. Одаренные дети с физическими недостатками, нарушениями внимания, эмоциональными и поведенческими проблемами. Способы обнаружения "двойной исключительности": одаренности и отставания. Создание условий для проявления скрытой одаренности школьников. Отличие коррекционных программ для одаренных и детей с отставанием в развитии. |
6 |
4 |
2 |
7.4. |
Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сфер одаренных детей. Переживание неудач. Ранняя специализация талантов. Потребности одаренных учащихся в индивидуализации обучения. |
3 |
2 |
1 |
7.5. |
Трудности социализации одаренных в разном возрасте. Гендерные стереотипы в обществе и проблемы одаренных девушек. Общение и лидерство. |
3 |
2 |
1 |
7.6. |
Родители как первооткрыватели одаренности детей. Одаренный ребенок в семье, его отношения с родителями, братьями и сестрами. Ожидания семьи от одаренного ребенка. |
5 |
4 |
1 |
7.7. |
Стимулирование и развитие интересов и творческих способностей детей в семье. Взаимодействие психолога с родителями одаренных детей. Сотрудничество родителей и школы в развитии детской одаренности. |
6 |
4 |
2 |
Всего |
108 |
80 |
28 |
Образовательные программы [10]
- Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии в системе "Учитель-метод-ученик"
- Передовые технологии психологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития
- Психология саморегуляции
- Психология характера
- Диагностика и развитие детской одаренности. Художественно-творческая одаренность
- Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика
- Психодидактические аспекты современного образования
- Экологическая психология в современном образовании
- Активизация личностного потенциала учащихся, студентов и педагогов
- Наша новая школа: одаренность детей – творческий и интеллектуальный потенциал России
Заявка
Если вас заинтересовала наша образовательная программа, то вы можете отправить нам электронную заявку на обучение или связаться с нами по любому вопросу