Образовательные программы

Наша новая школа: одаренность детей – творческий и интеллектуальный потенциал России


Автор: Щебланова Е.И.

Актуальность программы: Стремительные изменения, происходящие в нашем обществе, диктуют необходимость возрождения российской образовательной системы как важнейшего условия решения задач долгосрочного развития всей страны. На государственном уровне осознана необходимость сбережения интеллектуального потенциала и реализации творческой энергии людей как главного богатства нации и основного ресурса для достижения прогресса во всех сферах общественной жизни. Основополагающую роль в этом процессе должна играть модернизация системы школьного образования, направленная на обеспечение ее соответствия целям опережающего развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Особое  внимание привлечено к поиску одаренной и талантливой молодежи, созданию программ ее поддержки и привлечения к работе в жизненно важных для страны отраслях, в том числе и в фундаментальных и прикладных науках. В связи с этим Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" предлагает разработку обновленного содержания (новые образовательные стандарты), построение системы поиска, сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей и как необходимую составляющую этого процесса - совершенствование подготовки педагогов к работе с одаренными детьми.


Объект образовательной программы: Одаренность детей и молодежи.

Предмет образовательной программы: выявление и развитие одаренности детей и молодежи, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и школьников в системе дошкольного и школьного образования, содействие реализации их высокого потенциала в разных сферах деятельности.

Цель программы: Основная цель программы состоит в формировании у слушателей систематизированных знаний о теоретических основах психологии одаренности, ее целях и задачах, научном и практическом значении. Программа включает углубленную характеристику существующих представлений о природе одаренности, внутренних и внешних факторах ее развития, особенностях проявления и развития одаренности в разном возрасте, подходах к ее выявлению и измерению, проблемах воспитания и обучения одаренных детей и молодежи, построении программ воспитания, обучения, психолого-педагогического сопровождения и помощи одаренным учащихся.

Задачи программы:

В результате обучения слушатель должен знать:

  • современные концепции развития одаренности и подходы к ее выявлению на разных этапах детства;
  • особенности развития одаренных детей на разных этапах онтогенеза;
  • проблемы одаренных детей, возникающие у них на разных этапах обучения в школе;
  • основные подходы к обучению и развитию одаренных детей в дошкольном и школьном детстве;
  • современное состояние зарубежной и отечественной практики диагностики, обучения и развития одаренных детей.

В результате обучения слушатель должен уметь:

  • анализировать научную литературу по психологии одаренности и одаренных детей;
  • выявлять детей, обладающих высокой потенциальной одаренностью;
  • выявлять и анализировать  проблемы в развитии ребенка с высокой одаренностью;
  • планировать и осуществлять программу психологической поддержки ребенка с высокой одаренностью;
  • определять оптимальные формы обучения и развития одаренного ребенка в соответствии с особенностями развития его одаренности;
  • оказывать консультативную помощью взрослым, воспитывающим и обучающим одаренного ребенка (родителям и учителям).

В результате обучения слушатель должен владеть:

  1. методами и методиками выявления особенностей развития одаренного ребенка;
  2. основами составления психологического портрета одаренного ребенка;
  3. методами оказания психологической помощи одаренным детям,  их учителям и родителями;
  4. основами проведения индивидуальных и групповых развивающих занятий для одаренных дошкольников и школьников;
  5. эффективными способами взаимодействия с детьми и их родителями, обладающими высокой одаренностью и нестандартным поведением.

 

  

Наименования тем

Объем учебной нагрузки, час

Аудиторная работа (лекции, семинары), час

Внеаудиторная работа (практическая, самостоятельная), час

Раздел 1. Цели и задачи психодиагностики одаренности в сфере образования

1.1.

Предмет психологии одаренности, ее цели и задачи как области психологической науки, связь с другими областями психологии и другими науками, научное и практическое значение.

Общая характеристика курса "Психология одаренности", его структура, виды занятий, форма аттестации. Обзор литературы.

1

1

  

1.2.

Специфика психодиагностической, психолого-педагогической, консультативной, коррекционной и развивающей работы с одаренными детьми разного возраста. Роль фундаментальных теоретико-психологических знаний в обеспечении эффективности работы практического психолога с одаренными индивидуумами разного возраста. Проблематика детской одаренности в сфере образования.

2

1

1

1.3.

Психодиагностика одаренности в сфере образования. Дискуссионность вопроса об отборе одаренных детей для обучения. Поиск критериев одаренности в биографических исследованиях знаменитостей и ретроспективные исследованиях их детства. Трудности прогноза развития одаренности. Проблемы одаренных детей в условиях массового школьного обучения.

4

3

1

1.4.

Роль психологической диагностики в решении проблем психологии одаренности, ее важнейшие цели и принципы. Методические проблемы практического применения существующих методов диагностики одаренности.

2

2

  

Раздел 2. Уровень интеллектуального развития как основной компонент общей (умственной) одаренности

2.1.

Единство возникновения психодиагностики и психологии одаренности. Начало дискуссий о тестировании интеллекта: Ф. Гальтон, Кэттел, А. Бине, Г.И. Челпанов. Начало исследований одаренных детей в России: Г.И. Россолимо, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.М. Экземплярский и др. Трагедия прикладной психологии в России.

3

2

1

2.2.

Отечественные теории одаренности. Отечественная психология об определении способностей и умственного развития детей. Вопросы теории одаренности в отечественной психологии мышления и творчества.

4

3

1

2.3.

О психометрических теориях интеллекта, стабильности и изменчивости показателей тестов интеллекта. Предсказание успехов в учебе и работе с помощью современных тестов интеллекта, способностей и достижений. Надежность и валидность современных тестов интеллекта.

8

4

4

2.4.

Использование нетестовых методов дли выявления интеллектуальной одаренности. Подходы к диагностике общей и специальной одаренности.

4

2

2

Раздел 3. Творческий потенциал как показатель одаренности и его соотношение с интеллектуальным развитием

3.1.

История изучения творчества в зарубежной и отечественной психологии.

3

2

1

3.2.

Продукты творчества, творческое мышление как когнитивный процесс, представление о креативной личности. Творческое мышление как процесс поиска, постановки и решения проблем.

2

2

 

3.3.

Современные теории, модели и тесты креативности. Тесты творческого мышления для школьников и их показатели. О соотношении креативности и интеллекта. Нетестовые методы диагностики творческого потенциала учащихся на разных возрастных этапах.

6

4

2

3.4.

Развитие креативности. Условия для проявления и развития креативности. Проявления креативности в разных сферах деятельности. Личностные особенности креативных учащихся, их трудности в школе, специфика нарушений поведения.

5

4

1

Раздел 4. Современные многомерные концепции как основа выявления и обучения одаренных детей

4.1.

О роли теоретических концепций одаренности в практической психологии. Основные выводы лонгитюдных исследований личностных факторов одаренности. Необходимость соответствия программы обучения познавательным возможностям и потребностям одаренных учащихся.

1

1

  

4.2.

Выявление и обучение одаренных школьников на основе концептуальных моделей, роль разносторонней диагностики возможностей учащихся в развитии их одаренности и коррекции слабых сторон, диагностика интересов, способностей и познавательных стилей учащихся с помощью "Портфеля данных".

3

2

1

4.3.

Личностные факторы одаренности. Мотивационные и эмоциональные особенности, самосознание, саморегуляция, волевые качества. Направленность личности.

3

2

1

4.4.

Социальные факторы в многомерных концепциях одаренности, факторы ближнего и дальнего окружения. Культурно-исторические факторы одаренности.

3

2

1

4.5.

Интеграция зарубежных и отечественных представлений об одаренности. Роль генетических и средовых факторов в развитии одаренности.

1

1

  

Раздел 5. Ранние проявления одаренности, ее развитие в дошкольном возрасте

5.1.

Биологическое созревание и психическое развитие. Индивидуально-природные основы одаренности: морфологические и физиологические факторы; межполушарные отношения и одаренность; свойства нервной системы и одаренность.

2

2

 

5.2.

Возрастные возможности и предпосылки развития одаренности дошкольников. Общие и специальные способности, их возрастные проявления. Дошкольное творчество как показатель одаренности. Опасности "скороспелости" и "торможения". Роль семьи в развитии одаренности дошкольника.

4

2

2

5.3.

Программы развития одаренных дошкольников – раскрытие детского потенциала. Творчество и игра.

2

2

 

Раздел 6. Развитие одаренности детей в школьном обучении

6.1.

Одаренность школьников. Требования к учебным программам для одаренных школьников в области содержания, в области задач и методов обучения. Категории и варианты учебных программ: образовательные, образовательно-развивающие, развивающие.

4

4

 

6.3.

Дифференцированное, ускоренное и обогащенное обучение, их основные особенности. Два вида развивающих программ: преимущественная ориентация на развитие высших мыслительных процессов и на развитие эмоционально-личностной сферы. Стратегии обучения одаренных детей в условиях обычных классов и школ: ускорение, углубление, усложнение и новизна.

4

4

 

6.4.

Учительские оценки одаренности детей, типичные ошибки и заблуждения. Необходимость специальной подготовки учителей и воспитателей для работы с одаренными детьми. Компетентность учителя, эмоциональная гибкость, направленность на ребенка, открытость новому опыту, стремление к собственному творческому развитию.

4

4

 

Раздел 7. Проблемы одаренных детей дома и в школе, психолого-педагогическое сопровождение и помощь в их преодолении

7.1.

Трудности в учении одаренных школьников. Возможности, потребности и проблемы одаренных детей в обучении. Развитие одаренных детей в традиционной системе образования, ориентированной на "среднего" ученика. Бóльшие способности – бóльшая уязвимость.

6

4

2

7.2.

Отстающие в учении одаренные школьники – парадокс или реальность? Трудности одаренных учащихся, связанные с их высоким уровнем умственного развития. Перфекционизм одаренных детей как препятствие для их успеха.

4

4

 

7.3.

Неравномерность развития одаренных детей, ее специфика. Одаренные дети с физическими недостатками, нарушениями внимания, эмоциональными и поведенческими проблемами. Способы обнаружения "двойной исключительности": одаренности и отставания. Создание условий для проявления скрытой одаренности школьников. Отличие коррекционных программ для одаренных и детей с отставанием в развитии.

6

4

2

7.4.

Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сфер одаренных детей. Переживание неудач. Ранняя специализация талантов. Потребности одаренных учащихся в индивидуализации обучения.

3

2

1

7.5.

Трудности социализации одаренных в разном возрасте. Гендерные стереотипы в обществе и проблемы одаренных девушек. Общение и лидерство.

3

2

1

7.6.

Родители как первооткрыватели одаренности детей. Одаренный ребенок в семье, его отношения с родителями, братьями и сестрами. Ожидания семьи от одаренного ребенка.

5

4

1

7.7.

Стимулирование и развитие интересов и творческих способностей детей в семье. Взаимодействие психолога с родителями одаренных детей. Сотрудничество родителей и школы в развитии детской одаренности.

6

4

2

Всего

108

80

28

 

Заявка

Если вас заинтересовала наша образовательная программа, то вы можете отправить нам электронную заявку на обучение или связаться с нами по любому вопросу

Расскажите о нас друзьям