Образовательные программы

Активизация личностного потенциала учащихся, студентов и педагогов


Автор: Осницкий А. К.

Актуальность программы:

Особенности организации процесса образования в России, включают задачи обучения и воспитания, как в рамках общеобразовательной школы, так и в рамках высшего образования. Тем самым предъявляются серьезные требования к подготовке педагогов для работы с учащимися и студентами на уровне современного научного знания. Неуклонный рост информации, усложнение взаимоотношений в сфере образования и производства требуют от учащихся большей личностной состоятельности и самостоятельности в процессе учения, а от педагогов психолого-педагогических средств для формирования этой самостоятельности у учащихся. Начиная с подросткового возраста, учащиеся уже подготовлены к самообучению, но у большинства из них не сформирована система осознанного саморегулирования, необходимая для организации и осуществления любой деятельности, в том числе и учебной, а в дальнейшем и профессиональной.

К сожалению, традиционная школа по большей части не знакома с современными представлениями о деятельности и проектируемого участия человека в этой деятельности. Педагогическое сообщество опирается на прежние представления о разделении сферы психических проявлений человека на эмотивные, когнитивные и поведенческие, не различая их проявления в разных формах поведения: реактивного, импульсивного и деятельно организованного. Поэтому учебная деятельность (и обучающая), по мнению большинства учителей, требует от учащихся послушания и внимательности (ответственности). Под самостоятельностью чаще понимают послушание и исполнительность, но не умение самостоятельно организовать свою работу по изучению того или иного предметного материала. Для формирования самостоятельности учащихся одних усилий педагога недостаточно, необходимо, чтобы сформировалась и общая способность к саморегуляции учебной деятельности (О.А.Конопкин), и регуляторный опыт ее обеспечивающий.

Объект образовательной программы:

Организация учебного процесса с опорой на формирование личностной состоятельности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности, на обретение умений и навыков саморегуляции собственных усилий в работе над учебным материалом.

Предмет образовательной программы: организация и самоорганизация обучающей деятельности педагогов и работе учащихся и студентов в учебной деятельности.

Цель программы: овладение педагогами, педагогами-психологами, практическими психологами необходимыми знаниями и практическими умениями для организации и самоорганизации учебной работы с предметным материалом.

Задачи программы:

  1. Организация просветительской и практической работы с педагогами, ознакомление их с современными взглядами на самостоятельность и обеспечивающую эту самостоятельность систему осознанного регулирования деятельности. Расширение рефлексивных возможностей учащихся.

  2. Анализ регуляторного опыта учащихся, выявление различий и сходства обучающей деятельности и учебной деятельности. Анализ средств диагностики системы осознанной саморегуляции деятельности и направленности личностной активности. Анализ закономерностей формирования регуляторного опыта на разных возрастных ступенях обучения.

  3. Организация оказания помощи в самоопределении учащимися своих возможностей, своих задач в обучении и оптимизации их решения с учетом индивидуальных особенностей.

 

дисциплины (предметы)

Объем учебной нагрузки, час

Аудиторная работа (лекции, семинары), час

Внеаудиторная работа (практическая, самостоятельная), час

1

Уровни психологического анализа активности учащихся, студентов и педагогов

Личностный уровень. Субъектный уровень. Уровень индивидный. Из интеграция в индивидуальности. Уровень анализа поведения человека: его действий и поступков Уровень анализа продуктивности психических процессов. Уровень анализа динамики психофизиологических процессов

Детерминанты и задачи активности каждого уровня

Диагностическое обеспечение исследований активности учащихся

6

6

 

2

Самопрезентации человека и его презентация в глазах других

Различные аспекты презентированности человека самому себе и окружающим.

Наиболее общая схема анализа компонентов личности и методология ее изучения. Методический инструментарий.

6

6

 

3

Система осознанной саморегуляции деятельности.

Личностная саморегуляция и саморегуляция деятельности

Диагностика умений саморегуляции

12

10

2

4

Регуляторный опыт и его структура

Взаимосвязи и взаимоотношения между компонентами.

Опосредствованные и непосредственные чувственные формы знания. Закон контакта. Две логики формирования опыта и функция синтеза

Диагностика сформированности компонентов субъектного опыта, Инструментарий.

12

10

2

5

Сознание и его роль в разных формах поведения

Варианты форм поведения. Специфика деятельно организованного поведения. С.Л.Рубинштейн о принципе единства сознания и деятельности, о принципе самодеятельности.

Методический инструментарий для исследования соотношения разных форм поведения.

12

8

4

6

Технология деятельности и технология становления самостоятельности человека. Младший школьник – старший школьник – студент.

Диагностика самостоятельности и важнейших моментов, ее обусловливающих. Важность формирования и диагностики регуляторного опыта.

12

10

2

7

Трудности современного периода в системе образования, мешающие становлению самостоятельности учащихся

Трудности дифференциации учащихся для более эффективной их профессиональной и общеличностной подготовки. Утери ценностей семейного воспитания. Трудности формирования регуляторного опыта.

Невостребованность самостоятельности.

12

10

2

 

Всего

72

60

12

 

Заявка

Если вас заинтересовала наша образовательная программа, то вы можете отправить нам электронную заявку на обучение или связаться с нами по любому вопросу

Расскажите о нас друзьям