Образовательные программы

Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика


Автор: Локалова Н. П.

Цель:

Освоение слушателями знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах, в том числе психологических, разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких результатах успеваемости школьников, о возможных способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях психопрофилактики школьной неуспеваемости.

Задачи:

  1. Дать представление о внутренних и внешних факторах, обусловливающих возникновение разного рода трудностей в обучении школьников.
  2. Освоение слушателями приемов психодиагностики причин разных трудностей в обучении школьников и способы их психокоррекции.

В процессе обучения слушатели должны:

  • узнать о многообразных факторах, вызывающих школьную неуспеваемость, о причинах общего отставания в учении и конкретных причинах трудностей по различным школьным учебным предметам,
  • получить представление об основных направлениях предотвращения школьной неуспеваемости;
  • освоить различные способы выявления причин трудностей в учении,
  • овладеть навыками осуществления психодиагностического и психокоррекционного процессов.

 

дисциплины (предметы)

Объем учебной нагрузки, час

Аудиторная работа (лекции, семинары), час

Внеаудиторная работа (практическая, самостоятельная, консультации), час

1

Тема 1. Соотношение обучения и психического развития школьников в аспекте успешности учебной деятельности

Соотношение обучения и психического развития - фундаментальный фактор, определяющий успешность учения школьников. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Внутренняя логика, сензитивные периоды развития и их связь с эффективностью школьного обучения. Возможности психического развития школьников в условиях традиционного и развивающего обучения.

 

2

 

2

Тема 2. Умственное развитие, его влияние на эффективность процесса обучения; психодиагностика и психокоррекция

Понятие умственного развития. Фонд действенных знаний и обучаемость, психологические показатели обучаемости. Обучаемость и качественные характеристики мыслительной деятельности. Пониженная обучаемость как одна из особенностей умственной деятельности слабоуспевающих школьников; компенсация пониженной обучаемости.

Умственное развитие и школьная успеваемость. Современные представления о содержании, структуре и путях умственного развития. Отличие процесса развития мышления от интеллектуального “натаскивания”.

 

2

 

3

Тема 3. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
и способы ее определения

Обеспечение психологической готовности к обучению в школе как один из видов профилактики трудностей в обучении. Понятие психологической готовности к школьному обучению, условие ее закономерного возникновения. Отличие состояния психологической готовности ребенка к усвоению знаний от «подготовленности» к обучению. Основные компоненты психологической готовности к школьному обучению, и трудности в обучении, возникающие при их несформированности. Психологические предпосылки овладения учебной деятельностью как необходимые условия успешного обучения. Проблема психологической готовности младших школьников к обучению в основной (средней) школе. Задачи и содержание психодиагностики.

 

2

 

4

Тема 4. Индивидуально-типологические особенности учащихся и их влияние на успешность учебной деятельности

Индивидуально-типологические особенности учащихся как фактор учебной деятельности. Слабость нервной системы и инертность нервных процессов как индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, затрудняющие учебную деятельность школьников. Особенности современной организации учебного процесса на уроке и индивидуально-типологические свойства учащихся. Положительные стороны учащихся со слабой нервной системой и ситуации на уроке, затрудняющие их работу. Преимущества учеников с инертными нервными процессами. Условия учебного процесса, отрицательно сказывающиеся на результатах их учебной деятельности.

 

2

 

5

Тема 5. Психологическая характеристика познавательной сферы слабоуспевающих школьников

Категории учащихся с трудностями в обучении. Характеристика познавательной деятельности слабоуспевающих учеников. Особенности процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности школьников с низкой успеваемостью. Интеллектуальная пассивность как характеристика познавательной деятельности ряда слабоуспевающих школьников. Характер, причины, виды и пути преодоления интеллектуальной пассивности. Пути индивидуального подхода к школьникам, испытывающим трудности в обучении. Особенности развития познавательных процессов “средних” школьников и их скрытые возможности.

 

2

 

6

Тема 6. Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сфер отстающих в учении школьников

Несформированность положительной мотивации к учебной деятельности как одна из причин низкой успеваемости. Причины нежелания учиться у поступающих в школу детей и причины появления нежелания учиться у школьников разного возраста.

Особенности иерархической организации мотивационной сферы у учащихся с трудностями в обучении. Мотивы учения у слабоуспевающих учеников. Виды отношения к учению. Характеристика эмоционально-волевой сферы слабоуспевающих школьников. Пути формирования положительного отношения к учебной работе.

 

2

 

7

Тема 7. Характеристика аффективно - потребностной сферы школьников, испытывающих трудности в обучении

Отрицательные аффективные переживания школьника - одна из психологических причин школьной неуспеваемости. Формы проявления отрицательных аффективных переживаний. Аффективное поведение как неадекватная реакция ученика на неуспех в учении. Психологический механизм возникновения отрицательных аффективных переживаний. Основной путь устранения отрицательных аффективных переживаний у школьников. «Смысловой барьер» как одна из форм проявления отрицательных аффективных переживаний. Причины его возникновения. Виды «смыслового барьера». Способы преодоления «смыслового барьера». Трудности в обучении, связанные с возникновением «смыслового барьера» и пути его преодоления

 

2

 

8

Тема 8. Психологические причины общего отставания в учении. Психологические причины трудностей школьников при обучении русскому языку, чтению и математике

Недостатки в развитии познавательной деятельности и их связь с отставанием в учении. Несформированность приемов учебной деятельности как одна из причин общего отставания в учении. Общая характеристика групп детей с трудностями обучения письму. Внешние проявления трудностей при овладении письмом и чтением, их классификация. Психологические причины трудностей при обучении русскому языку и чтению. Индивидуально-типологические особенности учащихся и связанные с ними трудности при обучении письму и чтению. Внешние проявления трудностей при обучении математике, их классификация. Психологические причины трудностей при обучении математике

 

2

 

9

Тема 9. Актуальные проблемы современного школьного образования и направления психологической работы по предупреждению трудностей в обучении

Необходимость предупреждения школьной неуспеваемости. Классно-урочная система обучения как первопричина «вечной» проблемы школьной неуспеваемости в педагогике и психологии. Показатели общих трудностей в учении. Виды школьной неуспеваемости. Факторы учебного процесса, влияющие на школьную успеваемость. Основные направления психопрофилактики школьной неуспеваемости. Осуществление когнитивного развития учащихся для предупреждения ряда трудностей в обучении. Программа «Уроки психологического развития» как эффективный способ профилактики и психокоррекции школьных трудностей

 

2

 

 

Всего

72

18

50

 

Заявка

Если вас заинтересовала наша образовательная программа, то вы можете отправить нам электронную заявку на обучение или связаться с нами по любому вопросу

Расскажите о нас друзьям