Образовательные программы

Диагностика и развитие детской одаренности. Художественно-творческая одаренность


Автор: Мелик-Пашаев А.А.

Актуальность программы:

Экономические и социальные особенности современной диктует потребность в подготовке и сопровождении инициативных креативных специалистов. Решение этой задачи связано с необходимостью преобразования сложившихся устоев образовательного процесса, не уделяющего должного внимания креативному развитию личности, а также с подготовкой специалистов, разбирающихся в специфике развития одаренных детей, особенностях возрастной и индивидуальной одаренности, владеющих методиками диагностики, информированных о типичных проблемах и о существующих программах для одаренных детей и подростков. Подготовка таких специалистов является необходимым звеном создания системы поддержки одаренной молодежи.

Развитие художественной одаренности, которая представляет собой не только свойство особо одаренных детей, но и родовое качество человека, потенциально свойственное каждому ребенку, позволяет уравновесить односторонность рационально ориентированной образовательной системы интенсивным развитием эмоционально-чувственной сферы. Кроме того, оно помогает приобрести психологически необходимый каждому человеку опыт творческой самореализации. Поэтому творчески ориентированная педагогика искусства является незаменимым условием психологического здоровья растущих поколений и способна решать целый ряд важнейших воспитательных задач, которые, как показывает практика, не поддаются «лобовому» решению. Современная система дошкольного и школьного общего образования не справляется с этими задачами, в значительной степени из-за недостаточной подготовленности педагогов и воспитателей в области психологии художественного развития, возрастных особенностей и специфики детского художественного творчества.

Объект образовательной программы: поддержка одаренных детей в условиях дошкольных и школьных учебных заведений основного и дополнительного образования.

Предмет образовательной программы: принципы, методы и методики развития одаренности детей.

Цель программы:

овладение необходимыми знаниями и практическими умениями педагогам, педагогам-психологам, практическим психологам для организации и проведения работы с учащимися и их родителями, разработка целевых программ для одаренных детей и подростков.

Задачи программы:

  1. Подготовка специалистов, информированных об основных проблемах одаренных детей и подростков, владеющих знаниями и практическими методиками для оказания психологической, социальной поддержки и помощи в профориентации.

  2. Организация оказания помощи в самоопределении учащимся (психологическая, социальная, экономическая).

  3. Оказание помощи в создании системы поддержки одаренных детей, подростков, молодых людей (система психологической и социальной поддержки).

  4. Овладеть эффективными методами выявления и развития художественно-творческой одаренности детей.

  5. Минимизировать ошибки при диагностировании индивидуальной художественной одаренности и охране детей, проявляющих особую одаренность в области искусства.

 

дисциплины (предметы)

Объем учебной нагрузки, час

Аудиторная работа (лекции, семинары), час

Внеаудиторная работа (практическ, самостоятельная), час

1

История изучения проблемы. Основные понятия. Изменение представлений об одаренности в связи с изменением культурных, социально-экономических условий. Основные современные подходы к проблеме способностей, таланта и одаренности.

4

4

 

2

Виды одаренности. Понятие возрастной одаренности. Возрастные особенности проявления разных видов одаренности и проблемы диагностики. Общие характеристики одаренности ( мотивационный, личностный аспект).

4

4

 

3

Интеллектуальная одаренность. Виды интеллектуальной одаренности и их проявления. Современные методы диагностики интеллектуальной одаренности. Принципы построения программ для интеллектуально одаренных школьников. Примеры существующих программ (отечественный и зарубежный опыт).

12

8

4

4

Творческая одаренность. Понятие «креативность» . Основные подходы к исследованию креативности. Широкое и узкое понимание креативности. “Наивная” и “зрелая креативность”. Психодиагностика и проблема валидности тестов на креативность. Программы развития творческого мышления и опыт их использование при работе с одаренными школьниками.

8

4

4

5

Поиск и идентификация талантливой молодежи. Психодиагностические методы, анкеты, опросники. Метод экспертной оценки. Принцип комплексного использования методов. Принцип «турникета» Дж.Рензулли. Принцип непрерывного наблюдения.

8

4

4

6

Личностные особенности одаренных детей. Особенности мотивации. Диссинхрония развития. Гендерные особенности самоактуализации одаренных девочек. Типичные проблемы адаптации одаренных детей. Специфика взаимодействия специалиста с одаренными детьми и подростками. Социальная одаренность.

8

4

4

7

Одаренность и психическое здоровье. Одаренные дети как группа риска. Основные психологические проблемы и их причины. Акцентуации одаренных подростков и факторы риска. Особенности совладающего поведения одаренных подростков. Специфика детско-родительских отношений в семьях с одаренными детьми. Методы психологической помощи. Психологические особенности и коммуникативные навыки специалистов, работающих с одаренными детьми.

8

4

4

8

Опыт организации работы с одаренными детьми и молодежью в разных странах. Государственная поддержка программ для одаренных детей и молодежи (США). Европейский опыт общественных организаций поддержки одаренной молодежи (Великобритания, Германия, Франция). Программы по поддержке одаренной молодежи в странах Азии (Китай, Тайвань). Национальный опыт – существующие программы, проблемы и перспективы системы поддержки одаренной молодежи.

8

4

4

9

Художественная одаренность – проявление творческой природы человека

Творчество – актуализация потенциала человека и норма его развития.

Художественное творчество – одно из проявлений творческой природы человека. Общее и специфическое в разных видах творчества.

Художественно-творческая одаренность как родовое и как индивидуальное качество человека.

Значение художественного творчества в человеческой культуре.

6

4

2

10

Психологические вопросы художественной одаренности человека

Понятия «художественные способности» и «художественно-творческая одаренность». Подходы к изучению специальных способностей в разных видах искусства. Проблема общих художественных способностей.

Психологическая структура художественной одаренности:

эстетическое отношение к жизни, «авторская позиция»,

художественное воображение.

6

4

2

11

Художественно-творческая одаренность детей. Предпосылки развития и возрастные особенности. Проблема детского художественного творчества в психологии и педагогике. Проявление родовой и индивидуальной художественной одаренности у детей разного возраста в изобразительном, литературном и др. видах творчества. Возрастные психологические предпосылки художественно-творческого развития.«Ребенок-художник» или «художник в каждом ребенке»?

Специфика детской художественности как психологическая, педагогическая, искусствоведческая проблема.

6

4

2

12

Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческой одаренности. Экспертный характер исследования , диагностики и оценивания в данной области. Приоритетное значение потенциальной художественной одаренности. Приоритетное внимание к общим моментам разных видов художественной одаренности. Освоение авторских методик. Проблема выявления особо одаренных детей и связанного с этим риска.

6

4

2

13

Психологические и педагогические условия успешности художественно-творческого развития детей. Психолого-педагогические принципы развивающего обучения в педагогике искусства.Опора на возрастные предпосылки и учет индивидуальных особенностей художественного развития.Приоритет творческих задач; навык как средство их решения.Методы развития эстетического отношения, художественного воображения, освоения «авторской позиции».Опыт литературно-творческого развития детей.

6

4

2

14

Восприятие искусства – фактор развития художественно-творческой одаренности детей. Проблема адекватности и неадекватности художественного восприятия. Восприятие искусства как опосредованный текстом диалог с автором. Восприятие искусства как сотворческий процесс. Возможности детей в области художественного восприятия.

Методики развития адекватного художественного восприятия на материале разных видов искусства. Взаимодействие творческой практики и восприятия искусства в процессе художественного развития.

6

4

2

 

Всего

96

60

36

 

Заявка

Если вас заинтересовала наша образовательная программа, то вы можете отправить нам электронную заявку на обучение или связаться с нами по любому вопросу

Расскажите о нас друзьям