Образовательные программы

Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии в системе "Учитель-метод-ученик"


Автор: Кабардов М. К.

Актуальность:

Нет ни одной методики обучения, которая была бы одинаково эффективна для всех обучающихся. И дети, и взрослые, и учитель, и способы преподавания – разные, поэтому и учить надо по-разному, это особенно важно сегодня, учитывая социально-экономическую ситуацию в стране. Учить детей в 21 веке необходимо исходя из: 1) учета стиля (или стратегии) усвоения знаний, предпочитаемого учеником; 2) стиля преподавания, удобного преподавателю и позволяющего ему раскрыть подлинное свое мастерство, создающего ему «комфортность»; 3) гибкости системы обучения и выбора типа обучения, соответствующего первым двум факторам и конкретным целям и задачам обучения, а не далеким планам и перспективам.

Учителю желательно знать (помимо предмета) характеристики той или иной на первый взгляд привлекательной (или «модной») методики обучения - ее возможности и ограничения в данных конкретных условиях, их зависимость как от мастерства учителя, от социально-психологических факторов (тип школы, социальный заказ, национально-региональные проблемы, и др.). Технология образования в свою очередь должна «признавать» (какими бы идеями она ни руководствовалась) неодинаковость как педагогов, так и обучающихся, т.е. границы «жесткости» (или количество степеней свободы) должны задаваться с учетом этих «человеческих факторов.

Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является ознакомление практических психологов, педагогов с концепцией формирования здорового образа жизни, формирование понимания специфики и оценки современного образования.

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное психическое здоровье ребенка на всех этапах онтогенеза, является основной, но не единственной, целью психологической службы образования.

Оценка любой учебно-воспитательной программы и системы с точки зрения обеспечения условий, необходимых для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья детей и школьников.

Задача дисциплины состоит в ознакомлении слушателей с принципами внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс - создания условий в образовательной среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребёнка.

В результате изучения дисциплины слушатели должны знать: Понятие и составные элементы здорового образа жизни. Основные принципы и методы внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Уметь: анализировать уровень и стиль жизни учащихся, проводить мероприятия способствующие внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

 

дисциплины (предметы)

Объем учебной нагрузки, час

Аудиторная работа

(лекции, семинары), час

Внеаудиторная
работа

(практическая, самостоятельная),
час

1

Особенности образования в XXI веке. Психология здоровья.

Критерии психического здоровья:

- осознание и чувство непрерывности, постоянство и идентичность физического и психического «Я»,

- постоянство и идентичность переживаний в однотипных ситуациях,

- критичность к себе,психической продукции (деятельности) и ее результатам,

- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям

- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами,

- способность планировать собственную жизнедеятельность,

- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

6

6

 

2

Психическое здоровье:
психологические и медицинские аспекты::

1) выраженные психические расстройства;

2) резерв сил человека в ситуации стрессов;

3) состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».

Отсутствие психических заболеваний; нормальное психическое развитие и благоприятное функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы (ЦНС). Медицинские аспекты: отсутствие заболеваний; нормальное развитие организма; благоприятное функциональное состояние (С.М. Громбах).

8

6

2

3

Функциональное состояние. Изменения функционального состояния, позволяющие судить о психическом здоровье детей и подростков:

а) умственная работоспособность – снижение, повышение, истощение;

б) эмоциональное состояние – отражение настроения, стрессового состояния. Реактивность и устойчивоть: 1) эмоциональных реакций – комплекс вегетативных, биоэлектрических и двигательных изменений; 2) эмоционального состояния –характер откликов на жизненные факты, эмоциональный фон.

8

6

2

4

Невротизирующие ситуации: тревога, стресс-дистресс.

1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой.

2. Враждебное отношение педагога.

3. Неприятие детским коллективом.

4. Смена школьного коллектива.

Нарушения адаптации детей к школе как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. Симптомы: страх перед учителем, товарищами; чувство неполноценности, застенчивости; негативизм; уход в себя, отсутствие интереса к играм; жалоба на головную боль,и др.

8

6

2

5

Психическое здоровье. Психологическое здоровье. Психическое здоровье как состояние душевного благополучия, полноценной деятельности человека. Основа психического здоровья -полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психическое развитие. Психологическое здоровье - высокий уровень личностного развития, понимание себя и других, наличие представлений о цели и смысле жизни, способность к управлению собой (личностной саморегуляции), сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие.

14

10

4

6

Технологии обучения (фактор методики обучения) Понятие “технология обучения”. Образовательные технологии (методы): Традиционные, Инновационные, Развивающие, «Поддерживающее обучение», личностно-ориентированная школа, Личностно-деятельностная педагогика.

10

8

2

7

Психологическая служба в системе образования. Личностно, интеллектуальное и профессиональное развития учащихся на каждом возрастном этапе; профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей; социально-психологическая и педагогическая реабилитация; оказание учащимся помощи в экстремальных ситуациях; психолого-педагогические условия взаимодействия детей и педагогов; оптимизация образовательного процесса; консультирование .

12

8

4

8

Благоприятное соответствие в системе «учитель-метод-ученик» как здоровьесберегающая технология образования.

Природные (биологические) и психолого-педагогические (социальные) факторы в системе: «учитель-метод-ученик».

Фактор учителя - стили педагогической деятельности учителя и общения.

Фактор учащегося - индивидуальные стратегии овладения знаниями, умениями, навыками.

Фоктор метода (технологии) обучения - типы методов преподавания или технологий обучения.

Эффективность процесса обучения как благоприятное соответствие природных и социально обусловленных факторов. Процесс индивидуализации и дифференциации обучения как здоровьесберегающая технология, охватывающий психологические особенности учащихся, учитывающий индивидуальные возможности обучающего, индивидуальный стиль педагогической деятельности и особенности используемого педагогом метода (метод, образовательная технология).

6

6

 

 

Всего

72

56

16

 

Заявка

Если вас заинтересовала наша образовательная программа, то вы можете отправить нам электронную заявку на обучение или связаться с нами по любому вопросу

Расскажите о нас друзьям